ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Мисриханова Д.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ушедший XX век характеризуется бурными и противоречивыми событиями. Его называют веком широкого распространения идей прав человека, веком политического, национального и культурного плюрализма, веком начавшейся международной интеграции. Но он, же стал веком, породившим такие страшные явления, как тоталитаризм, фашизм, нацизм.

Сегодня в мире по-прежнему весьма сильны расистские, религиозно-экстремистские настроения. Нет необходимости говорить, что эта проблема актуальна для современной России - страны многонациональной, многоконфессиональной, поликультурной. У представителей различных этно­сов возникает опасение, страх перед возможным ущемлением «национального достоинства». Оттенки этого опасения различны: от индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлении ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации). Носитель любой культуры забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Известно, подобная «забывчивость» ведет к усилению агрессивности, распространению шовинистических и фашистских идей. Ближайшими следствиями легко могут стать кровопролитные распри, войны, террор. Последние события, связанные со вспышками террора, - своеобразный показатель нравственной патологии поликультуры.

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, все более остро требующую практического решения, а потому и ее научного обоснования.

Воспитание толерантности, как считает педагогическое сообщество, - общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду. Попытаемся подойти к проблеме с определения толерантности,

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. - tolerantia - терпение; англ. - tolerance, toleration, нем. - Toleranz, фран. - tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаи­моотношениях ставились разные идеи.

Толерантность - это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на ошибку и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируется на признании за личностью права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, свое отношение к культуре, моде, к людям и окружающему миру. «Не надо ни плакать, ни смеяться - надо понять», - говорил мудрый Б. Спиноза. Воспитать толерантность у молодежи - значит реализовать одно из непременных требований воспитания и приобщения к достояниям общечеловеческой культуры.

Принцип толерантности в отношениях между людьми, сформулированный в документах ЮНЕСКО (1995 г.) как «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности», игры, дискуссии, обмен передовым опытом, мозговые штурмы.

Каким образом педагог может воспитать толерантность у учеников в учебно-воспитательном процессе?

Воспитание толерантности как педагогическая проблема предусматривает целенаправленное и обоснованное построение педагогического процесса, выбор содержания, дидактических средств и методов обучения, организацию внеучебной и внешкольной деятельности учащихся, что, в свою очередь, должно опираться на четкие представления о принципах формирования толерантности.

Для педагога особенно важно учитывать особенности многонационального детского коллектива, традиции и верования семей, пославших детей и школу. Важным средством воспитания толерантности в многонациональной школьной среде как одного из качеств личности является приобщение к ценностям национальной культуры. Именно с этого начинается развитие способности видеть общее и особенное в культурном многообразии, в народных обычаях и традициях, смотреть на традиции собственного народа глазами представителей других народов.

В воспитании толерантности необходимо учитывать огромный воспитательный потенциал национальной, российской и мировой культуры. Осмысление разнообразия и неповторимости национальных культур, признание самобытности культуры каждого народа и подлинное уважение к духовным ценностям других народов достигается через музыку. Содержание устного народного творчества, особенно песен, как эпических, так и лирических, представляет собой, в сущности, опоэтизированную историю и быт народа. В них выражены национальный характер людей, истоки национально-поэтического творчества.

Осмысленность учебно-воспитательной деятельности выявляется в особых эмоциональных состояниях учащихся: чем более эта деятельность становится осмысленной, тем более продуктивной становится его учеба. Высшая цель воспитания - помочь ребенку стать самим собой, «избегнуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в ней не нашли» (Ф.М. Достоевский). Именно к этой цели и должен стремиться педагог, чтобы донести до учеников понимание общечеловеческих ценностей. При этом важно убедиться в том, что эти ценности восприняты, а не заучены.

Можно утверждать, что целенаправленное использование положительного потенциала традиций в педагогической деятельности позволит качественно улучшить учебно-воспитательный процесс, целью ко­торого является формирование толерантной личности. Вместе с тем важно искать комплексное решение данной задачи, не ограниченное рамками школы.

Список использованной литературы:

  1. Абакумова И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании. - М., 1990;

  2. Голова В. Воспитание педагогической толерантности. // Учитель. -2004. - №4.

  3. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М., 1988.

  4. Рогова Н., Гизатулин Ф. Тема толерантности в педагогическом образовании // Высшее образование в России. - 2007. - №11.

  5. Комаров В.П., Исаева О.В. Воспитание толерантности у студентов университета // Вестник ОГУ. - 2003. - №4.

Просмотров работы: 158