ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Мамаева В.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Толерантность - это терпимость к чужим верованиям, пове­дению, способность согласиться с мнением оппонента, противо­положным своему. Результатом толерантного поведения являет­ся компромисс, который складывается из двух или нескольких точек зрения на решение поставленной проблемы.

Этнопедагогическая культура дагестанцев богата уникаль­ными примерами проявления терпимости по отношению друг к другу в самых разнообразных жизненных ситуациях, свойствен­ных именно самобытности горских народов, их образу жизни, характеру, определяемых прежде всего природно-климатическими, естественно-географическими, социально- экономическими, политическими и хозяйственно-бытовыми ус­ловиями. В основном этим объясняется то, что для народов Даге­стана не характерны такие явления, которые встречаются в других субъек­тах России. (Ср.: в России 5 млн. детей школьного возраста не охвачены обучением; 2 млн. беспризорных детей при живых родителях; 700 тыс. детей в детских домах, а у половины из них матери отбывают наказание в исправительных колониях; раз­рушаются семьи, расторгаются браки более 70% россиян; около 25% преступлений совершают несовершеннолетние).

О терпимости и уважении к человеку свидетельствуют и жемчужины народной мудрости: «Бог создал народы для взаим­ного блага», «Когда люди друг друга любят, то и бог их любит», «Согласие друзей - благо», «Врага сделай другом, но друга не делай врагом». Наиболее ярко эта идея выражена в поговорке: «Добром ответил на добро - молодец, добром ответил на зло -ты мудрец!». В лакской детской песне главная героиня - мышка - просит детей приготовить халву, поделить меж гостями, дать дяде, тете, «всем, кого найдете, внуку, деду, другу и соседу, страннику, а остатки мне самой». Фольклорный образ мышки символизирует систему воспитания дружелюбия, доброты и ми­лосердия, с которых начинается формирование межличностных отношений в горской семье. Традиции взаимопонимания отра­зились в эпических повествованиях дагестанцев «Хочбар», «Шарвили», в легендах, песнях, преданиях и сказках.

В работе с молодежью очень важно не упустить из виду многоаспектность понятия толерантности: ее биологический, психологический, правовой, политический смыслы.

В условиях экономической и политической нестабильности российского общества, неопределенности в целях, задачах, принципах и других ориентирах в школьном воспитании обра­щение к народной педагогической культуре приобретает боль­шую значимость.

Воспитание толерантного поведения характерно самобыт­ной культуре семейного воспитания горцев. Большой интерес представляет сам процесс оформления брачных отношений, ко­торому предшествует срок до трех лет, когда и жених, и невеста, и все родственники проявляют удивительное терпение. С пер­вых дней вхождения в новую семью невеста привыкает к запре­там и избеганиям. При этом нормы воспитания терпеливого от­ношения проявляют все члены семьи и тухума: каждый знает, как к кому обращаться, относиться. Толерантность является основным качеством горянки в отношении к мужу. В Дагестанском государственном педагогиче­ском университете студенты изучают спецкурс и спецсеминар «Духовно-нравственное воспитание на традициях кавказских горцев», где наряду с другими ценностями этнопедагогической культуры дагестанцев рассматриваются и проблемы воспитания толерантного поведения у детей и молодежи. Будущие педагоги проявляют интерес к духовному наследию предков, а на семи­нарских занятиях после бурных дискуссий вырабатывают собст­венную позицию, учатся у старших поколений проявлять ува­жение к оппонентам, терпение, выдержку и мудрость при реше­нии сложных проблем взаимоотношений между собой, при формировании культуры межнационального общению.

Толерантность — осознанное принятие и понимание,уважительное восприятие чужой этнической или религиозной самобытности, нравственных ценностей, мировоззрен­ческих убеждений и мнений, проявлений человеческой индиви­дуальности как достойных уважения.

В светском государстве искренняя осознанно уважительная терпимость есть одна из целей образования и воспитания граж­дан, не являясь, однако, общеобязательной идеологией. Гражда­нин вправе иметь любые убеждения. Однако внешние проявле­ния его убеждений ограничены в светском правовом государст­ве законодательно установленными запретами, в том числе, на возбуждение религиозной, национальной или расовой вражды, пропаганду неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальности или расе или их дискриминации по этим признакам, на оскорбление религиозных или националь­ных чувств Толерантность — это не есть терпимость или требование обязательной терпимости вообще ко всему.

По мнение Соловье­ва: «Превратное понимание «толерантности» превращает ее в требование терпимости к самым крайним проявлениям цинизма, терпимости, а вернее попустительства пороку и безнравственно­сти, приводит к их оправданию и даже прославлению порока... Идеология толерантности представляет собой нечто безгранич­ное и хаотичное, не имеющее в себе различий между добром и злом, но это — хаотичность лишь видимая, так как вся эта идео­логия упорядочение враждебна по отношению к традиционным духовным ценностям, прежде всего — христианским щенным показателем миркокультурного строительства. Толерантность — центральное понятие всей проблематики культуры мира и проводимых в ее рамках международных и национальных ак­ций, осуществляемых технологий. Толерантность выступает здесь как обобщенный показатель эффективности мирокультурного строительства».

«В формуле — толерантность через воспитание культуры мира как профилактику экстремизма — особое место занимает область средств массовой информации», «Толерантность — форма ненасилия. Ее общественный алгоритм реализации может иметь следующую формулу — достижение толерантности через воспитание культуры мира как профилактику экстремизма».

Как отмечает Б. А Тишков пишет: «Толерантность — это не когда жители города или села спокойно относятся к строитель­ству мечети или синагоги недалеко от православного храма, а когда они все вместе помогают построить новый храм предста­вителям другой ве. Конструкция процитированной согласно Декларации принципиальности, утвержденной ЮНЕСКО, толе­рантность — это добродетель, я делает возможным достижение и способствует замене культуры культурой мира. Она означает принятие и признание многих культур нашего мира, форм само­сознания и способов проявлений человеческой индивидуально­сти.

Список использованной литературы:

1.Крутелева Л. Ю. Формирование толерантного сознания как одна из основных задач современной системы образования // Российский психологический журнал. – 2008. - Т. 5. - С. 90-92.

2.Маркова Н. Г. Формирование у молодежи толерантности как индикатора культуры межнациональных отношений // Среднее профессиональное образование. - 2008. - N 10. - С. 51-54.

3.Милюкова И. А. Проявление ксенофобии в молодежной среде : региональные аспекты // Молодежь и общество. - 2008. - N 3. - С. 46-66.

Просмотров работы: 283