ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Хохлачева Ф.М. 1, Цургулова А.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание толерантности у молодежи в нашей стране является одной из приоритетных задач государственного масштаба. Перед педагогической наукой стоит комплексная проблема разработки и реализации системы форм, средств и методов по формированию толерантности как мировозренческого качества личности молодого человека.

В законе РФ «Об образовании» записано, что «содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов» [5].

Система образования имеет дело с мировоззренческими установками общества. В этой связи толерантность выступает как «социально-образовательный императив». В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Толерантность входит в структуру взаимодействия и является главным условием его успеха. Анализируя социальные аспекты толерантности, В.В.Шалин отмечает, что принцип толерантности необходимо творчески применять во всех социальных отношениях и особенно в образовательном процессе, во взаимоотношениях учителя и ученика.

Творческое использование принципа толерантности в процессе обучения является залогом эффективности образования. В декларации принципов толерантности подчеркивается, что наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание.

Важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. «Это - центральная ценность во всех теориях прав человека и во всех международных стандартах прав человека; это — главный мотив для осуществления усилий по достижению мира и главный стимул для установления демократических форм правления; это — полная противоположность нетерпимости» [9].

Формирование толерантных начал носит многоплановый характер. Для России, страны многонациональной, многоконфессиональной и поликультурной, проблема воспитания подрастающего поколения в духе терпимости является актуальной. Как отметил Б.С.Гершунский, проблема воспитания толерантности особенно актуальна в наши дни, когда активизируется международный терроризм и возрастает напряженность в человеческих отношениях [2].

Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь к людям, ответственным за образование, выделил принципы обучения и воспитания

подрастающего поколения в духе терпимости:

• воспитание в духе открытости и понимания других народов,

многообразия их культур и истории;

  • обучение пониманию отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;

  • привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, которые базируются на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.

По нашему мнению, основные положения, сформулированные генеральным директором ЮНЕСКО, могут реализоваться через решение задач, стоящих перед поликультурным образованием. Так ряд авторов выделяют

следующие задачи поликультурного образования:

1) глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иныекультуры;

2) формирование у учащихся представлений о многообразиикультур в мире и России, воспитание положительного отношениякультурным различиям, способствующим прогрессу человечестваслужащим условиям для самореализации личности;

  1. формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

  2. воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения [4].

Предлагается решение этих задач за счет изменения содержания ряда учебных курсов: «Обществознание», «Основы правовых знаний» и другие.

Особое внимание в программе поликультурного образования уделяете обучению учащихся культуре мира и правам человека.

Обучение правам человека, по мнению Т.В.Болотиной [1], «должно носить непрерывный характер». Обучение правам человека предусматривает воспитание человеческого достоинства; формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения и солидарности; воспитание понимания неразрывной связи прав человека и поддержания мир на планете.

Оптимальной базой развития толерантности является программ об «Обучении с целью уменьшения насилия и развития миролюбия» М.Липмана, который отмечает, что человек с раннего детства осознал важность увязывания действий с их обоснованием в виде аргументов и, значит, он предрасположен к разумности. Уважение к другим точкам зрения, терпимость к мнению другого, приверженность рациональности - эти качества личности М.Липман называет «интеллектуальные добродетели» — являются составляющей частью морального характера любого человека, т.е. подчеркивается тем самым рациональная сущность толерантности. Развивая у учащихся миролюбие, необходимо больше задумываться о таких понятиях, как мир, свобода, равенство, личность, взаимодействие, демократия, права, справедливость [7].

В то же время В.В.Глебкинзамечает, что установка на толерантность представляет собой не столько рациональный, сколько волевой акт и проявляется в действии, а не в абстрактном рассуждении. Соглашаясь с автором, что человека невозможно заставить быть миролюбивым, нельзя убедить в том, чтобы проявлять миролюбие и уважение к позиции другого -«Человек, всегда и везде, кто бы он ни был, любил действовать так, как хотел, а вовсе не так, как повелевали ему разум и выгода», мы рациональный подход к формированию толерантности учащихся расцениваем ни как навязывание норм миролюбия и уважения, ни как искусственное внедрение «модных» идей, а как умение рационально строить свое взаимодействие; вести диалог с партнером, сохраняя паритетность и уважение; вести внутренний диалог с собой и на этой основе выбирать позицию бесконфликтного общения.

Программа «Мир в зеркале культур», разработанная авторским коллективом под руководством В.В.Глебкина, представляет практическую значимость, особенно с точки зрения осознания учащимися проблемы понимания другого, именно как проблемы. Главная задача, которая выдвигается перед курсом - преодоление иллюзии очевидности, когда происходит подмена другого собой, когда наблюдаем свое отражение - «ставим зеркала вместо окон».

Анализ литературы по проблеме воспитания толерантности показывает, что ряд авторов высказывается о необходимости разрабатывать учебники по политической географии, по этнической истории и этнокультурологии для

национальностей, населяющих Россию.

Школьники должны знакомиться с историей, культурой, религией различных национальностей России. Это может способствовать развитию у школьников межкультурной толерантности. «Воспитательная задача заключается в том, чтобы научить молодежь умело предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную напряженность в отношениях между людьми разных национальностей. Формировать обстановку уважения» [3].

Сегодня важно найти эффективные механизмы воспитания детей в духетерпимости, уважения прав людей всех рас и народов. П.Степанов замечает,что на первое место выдвигается работа педагога не столько над расширениемзнаний школьника о других культурах, сколько над отношением ребенка к другим культурам [8].

Учебные цели воспитания толерантности состоят не только в усвоении содержания, но и в формировании всех необходимых умений, имеющих отношение к утверждению ценности человеческого достоинства, а также к утверждению производных от толерантности ценностей.

Воспитание толерантности предполагает формирование у учащихся навыков конструктивного отношения к любым проявлениям различий между людьми, к политическим разногласиям и социальным конфликтам.

Литература

1. Болотина Т.В. Проблема прав человека в содержании образования. // Педагогика,

1999, №2

2. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов

образования. // Педагогика, 2002, №7, с. 3-12

3. Степанов П.В. воспитание толерантн6ости у школьников: теория, методика,

диагностика. М., 2006

4. Шалин В.В. Толерантность: монография. Ростов-на-Дону, 2000

 

6

 

Просмотров работы: 321