ФОРМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА В МАЛЫЙ БИЗНЕС - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА В МАЛЫЙ БИЗНЕС

Белолипецкая Д.Н. 1
1Волгоградский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время, в условиях существования различных форм собственности в России, особенно актуальным становится изучение вопросов формирования, функционирования и воспроизводства капитала в предприятиях малого бизнеса. Возможности становления предпринимательской деятельности и ее дальнейшего развития могут быть реализованы лишь только в том случае, если собственник разумно управляет капиталом, вложенным в предприятие [1].

Повышение эффективности бизнеса невозможно только в рамках собственных ресурсов предприятий. Для расширения их финансовых возможностей необходимо привлечение дополнительных заемных средств с целью увеличения вложений в собственный бизнес, получения большей прибыли. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия. Особо остро эта тема стоит для ново-организованных предприятий малого бизнеса, которые не всегда имеют возможность собственного финансирования.

Заемный капитал, используемый такими предприятиями, характеризует в совокупности объем их финансовых обязательств. Источниками заемного капитала могут стать средства, привлекаемые на рынке ценных бумаг, и кредитные ресурсы. Выбор источника долгового финансирования и стратегия его привлечения определяют базовые принципы и механизмы организации финансовых потоков предприятия. Эффективность и гибкость управления формированием заемного капитала способствуют созданию оптимальной финансовой структуры капитала предприятия [2].

В настоящее время основными способами привлечения заемного капитала являются банковский кредит, эмиссионное финансирование, лизинг. В большинстве случаев в качестве заемных источников предприятия малого бизнеса используют банковский кредит, что объясняется относительно большими финансовыми ресурсами российских банков, а также тем, что при получении банковского кредита нет необходимости публичного раскрытия информации о предприятии. Здесь снимается часть проблем, обусловленных спецификой банковского кредитования, что связано с упрощенными требованиями к заявочным документам, с относительно короткими сроками рассмотрения заявок на выдачу кредита, с гибкостью условий заимствования и форм обеспечения займов, с упрощением доступности денежных средств и.т.д.

Руководители большинства российских компаний не хотят раскрывать финансовую информацию о своих предприятиях, а также проводить изменения в финансовой политике. Как следствие - тот факт, что только 3% российских компаний используют эмиссионное финансирование [4].

По мнению ряда современных учены понятия "капитал" и "финансовые ресурсы" требуют разграничения с точки зрения управления финансами предприятий. Капитал (собственные средства, чистые активы) - это свободное от обязательств имущество организации, тот стратегический резерв, который создает условия для ее развития, при необходимости адсорбирует убытки и является одним из важнейших ценообразующих факторов, когда речь идет о цене самой организации. Капитал - это наивысшая форма мобилизации финансовых ресурсов.

Выделяют следующую совокупность различных функций капитала:

производственный ресурс (фактор производства).

  • объект собственности и распоряжения.

  • часть финансовых ресурсов.

  • источник дохода.

  • объект временного предпочтения.

  • объект купли-продажи (объект рыночного обращения).

Использование заемного капитала для финансирования деятельности предприятия, по мнению многих экономистов, выгодна экономически, поскольку плата за этот источник в среднем ниже, чем за акционерный капитал. Имеется в виду, что проценты по кредитам и займам меньше рентабельности собственного капитала, характеризующей, по сути, уровень стоимости собственного капитала. Иными словами, в нормальных условиях заемный капитал является более дешевым источником по сравнению с собственным капиталом[3].

Кроме того, привлечение этого источника позволяет собственникам и топ-менеджерам существенно увеличить объем контролируемых финансовых ресурсов, т.е. расширить инвестиционные возможности предприятия.

Выделяют различные формы привлечения заемных средств. Так, заемный капитал привлекается для обслуживания хозяйственной деятельности предприятия в следующих основных формах (Рис.1)[2]:

 

Формы привлечения заемных средств

 

 

Иные формы

Лизинг

Товарная форма

Денежные средства

 

 

В иностранной валюте

В национальной валюте

 

Рисунок 1 - Формы привлечения заемных средств.

По степени обеспечения заемных средств, привлекаемых в денежной форме, служащего гарантией полного и своевременного их возврата, выделяют следующие виды (Рис.2) [3]:

 

Виды заемных средств в денежной форме

 

 

Бланковый (необеспеченный) кредит

Обеспеченный кредит

 

Рисунок 2 - Виды заемных средств в денежной форме.

Бланковый или необеспеченный кредит - это вид кредита, который выдается, как правило, предприятию, которое хорошо зарекомендовало себя своевременным возвратом и выполнением всех условий кредитного договора. В финансовой практике такая категория предприятий характеризуется специальным термином — «первоклассный заемщик»;

Таким образом, исходя из состава заемных средств, в финансовой практике основными кредиторами предприятия могут являться:

  • коммерческие банки и другие учреждения, предоставляющие кредиты в денежной форме (ипотечные банки, трастовые компании и т. п.);

  • поставщики и покупатели продукции (коммерческий кредит поставщиков и авансовые платежи покупателей);

  • фондовый рынок (выпуск облигаций и других ценных бумаг, кроме акций) и другие источники.

Еще одним способом привлечения заемных средств является расширение практики финансового лизинга. Лизинг с каждым годом использует все большая доля российских предприятий. Привлекательность финансового лизинга как формы кредитования для коммерческих банков связана с меньшей степенью риска вложения средств в инвестиции за счет того, что:

  • кредитные ресурсы направляются на приобретение активной части основных средств - оборудования, действительная потребность в котором подтверждена и гарантируется его использование организацией-лизингополучателем;

  • организация-лизингополучатель принимает решение заключать договор лишь в том случае, если для организации производства имеются все необходимые условия, включая производственную площадь, рабочую силу, сырье и материалы, кроме оборудования.

Таким образом, управление капиталом представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формированием из различных источников [5]. Так же можно резюмировать направленность привлечения капитала, а именно решение следующих задач:

  • Формирование достаточного объема капитала, обеспечивающего необходимые темпы экономического развития предприятия.

  • Оптимизация распределения сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования.

  • Оптимизация распределения сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования.

  • Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития.

  • Обеспечение достаточного уровня финансового контроля над предприятием со стороны его учредителей.

  • Обеспечение своевременного реинвестирования капитала.

Формирование заемного капитала предприятия должно быть основано на принципах и способах разработки и исполнения решений, регулирующих процесс привлечения заемных средств. Основными объектами управления при формировании заемного капитала являются его цена и структура. Анализируя банковское кредитование, выяснили, что одной из основных проблем является нежелание банков выдавать деньги на финансирование новых, не имеющих кредитной истории предприятий [7].

Правильное применение выше указанных рекомендаций позволяет предприятиям увеличить рентабельность, за счет увеличения объёмов производства и реализации продукции. Необходимость привлечения внешних источников финансирования не всегда связана с недостаточностью внутренних источников финансирования. Данными источниками, как известно, являются нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления. Рассматриваемые источники самофинансирования не стабильны, ограничены скоростью оборота денежных средств, темпам реализации продукции. Поэтому свободных денег часто не хватает, и дополнительное их вливание, направленное на увеличение оборачиваемости активов будет крайне полезным для большинства предприятий [6].

Список используемых источников:

  1. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М. – 2014. – 240с. – (Высшее образование).

  2. Батяев А.А., Дудкина М.Г., Нурушева Л.К. Кредиты для малого бизнеса в условиях кризиса – М., Научная книга, 2010. – 84с.

  3. Бахрамов, Ю.М. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров. - 2-е изд. - СПб : Питер, 2014. - 495 с. (учебник для вузов)

  4. Белолипецкий В.Г. Финансовый менеджмент. Учебное пособие / В. Г. Белолипецкий. - М. : Кнорус, 2013. - 448 с.

  5. Сокольских Е.В. Микрокредитование и лизинг как механизмы привлечения ресурсов в малый бизнес // Российское предпринимательство. — 2015. — № 4 Вып. 1 (88). — c. 47-50. — http://www.creativeconomy.ru/articles/9811/

  6. Особенности финансов организации малого бизнеса. Образовательно-информационный портал ATEXNIK.RU. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.atexnik.ru/neopredeleno/osobennosti_finansov_organizacii_malogo.php

  7. Киперман Г.Я. Полное товарищество: удобная форма интеграции //Право и экономика. 2015. №5. С.1.

Просмотров работы: 1372