ПЛЮСЫ И МИНУСЫ АУТСОРСИНГА В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ АУТСОРСИНГА В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чистов Д.М. 1, Сазонов С.П. 1
1Волгоградский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) представляет собой совокупность организаций и предприятий, обеспечивающих разработку, производство, испытания и постановку на вооружение военной и специальной техники, оружия, боеприпасов и других продуктов, предназначенных как для национальных нужд, так и для экспорта. Главной задачей функционирования оборонно-промышленного комплекса в нашей стране является постоянное поддержание военно-экономического потенциала государства на уровне, обеспечивающем его обороноспособность и безопасность в соответствии с его национальными интересами [3].

ОПК России включает субъекты хозяйствования различных отраслей национального хозяйства. В соответствии со сводным реестром ОПК в состав ОПК включены 1353 организации, находящиеся в сфере компетенции 14 федеральных органов исполнительной власти, Российской Академии Наук и государственных корпораций «Росатом», «Ростех» и «Роскосмос». [1].

В настоящее время ОПК России находится на этапе активного развития на основе все сторонней структурной реформе, а так же программы вооружения до 2020 года. Это привело к созданию холдингов (например, «Объединенная Судостроительная Корпорация», «Концерн «Алмаз-Антей», «Корпорация МИТ» и другие), которые были определены как головные исполнители (организации) по каждому виду вооружений и сформирована система кооперации между остальными исполнителями, была усовершенствована нормативно-правовая база, увеличилось государственное финансирование и объем работ благодаря чему удалось снять избыточные ведомственные барьеры и повысить результативность деятельности ОПК.

Однако проблема модернизации оборонно-промышленного является достаточно острой, поскольку научно-технический задел, который был сформирован в 70-80-е года 20 века, практически исчерпан, а национальная инновационная система в недостаточной степени ориентирована на взаимодействие с ОПК. Для организации эффективной инновационной деятельности в военной сфере необходимо вовлечение научно-технических результатов, которые составляют основу национального инновационного потенциала, в хозяйственную деятельность предприятий и организаций, выполняющих государственный оборонный заказ.

В условиях рыночной экономики, лишь немногие участники ОПК обладают достаточным объемом ресурсов для выполнения работ оборонно-промышленного комплекса, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это приводит к необходимости использовать аутсорсинг, который позволяет передать часть процессов под управление специализированных и высококвалифицированных организаций.

Под термином «аутсорсинг» понимается организационное решение, состоящее в передаче сторонней компании отдельных бизнес-функций компании или частей бизнес-процесса.

Основной задачей аутсорсинга является распределение между структурными подразделениями компании базовых функций бизнес-системы и выведение из их компетенции тех видов деятельности, которые напрямую не связаны с ключевыми деловыми особенностями фирмы и, что особенно важно с точки зрения экономической эффективности, не вносят существенного вклада в создание компанией добавленной стоимости [2].

Аутсорсинг позволяет снижать затраты. Привлечение какого-либо аутсорсера дешевле, чем содержание собственной структуры, которая могла бы заниматься подобной деятельностью. [4] Это объясняется тем, что у аутсорсера себестоимость услуг, как правило ниже, так как он продаёт свои услуги оптом. Однако это утверждение не всегда справедливо. Если предприятие имеет минимально необходимый комплект оборудования для производства своей продукции и может загрузить это производство заказами процентов на 50, то передача его на промышленный аутсорсинг вряд ли будет экономически целесообразно.

В некоторых случаях производственный аутсорсинг даёт возможность получать более современные технологии, притворяя их в производстве. Ведь аутсорсер будет сосредоточен только на своём виде деятельности и будет стараться сделать его эффективней и менее энергозатратным. [4]

Преимущества аутсорсинга

Передача внешним партнерам некоторых функций обладает рядом стратегических преимуществ: [5]

Обеспечение большей гибкости компании в случае внезапного изменения рыночной ситуации или потребительских предпочтений: проще и дешевле найти новых поставщиков с необходимыми возможностями и ресурсами, чем перестраивать внутреннюю деятельность компании, ликвидируя одни мощности и ресурсы и создавая новые.

Возможность сокращения штата организации. Сокращение штата на предприятиях ОПК ведет к уменьшению накладных расходов при выполнении видов работ, что в свою очередь улучшает ее конкурентоспособные качества для принятия в их пользу решения на заключения договора по государственному оборонному заказу.

Нередко услуги организации – аутсорсера обходятся дешевле, чем работы своими силами. Хорошее знание своих функций, наличие типовых шаблонов, большого количества клиентов позволяет аутсорсеру снижать цены на свои услуги. Так к примеру содержать штат бухгалтеров, охранников и т.д. на предприятии необходимо, но это ведет к увеличению затрат на выплату заработной платы, всех видов отчислений, канцелярские расходы, а так же необходимость представления помещения и техники. В связи с этим аутсерсинг хороший способ снижения затрат.

Более качественное выполнение отдельных функций организации специализированными фирмами. Предприятия ОПК - это сложные финансово-хозяйственные организации, на которые взваливаются сложные задачи по изготовлению специализированной продукции. Конечно, для выполнения своих функций предприятию необходимы качественный персонал, который не всегда возможно быстро создать на самом предприятии и со стороны целесообразности бывает легче отдать часть функций другим фирмам.

Получение доступа к технологиям более высокого уровня. В связи с тем что ОПК до сих пор находится в стадии модернизации, ей не всегда хватает технологий для более качественного и быстрого производства продукции. А резкая модернизация в отдельных отраслях производства стоит больших ресурсов. Привлечение же аутсорсинга помогает произвести продукцию заданного качества и в установленные сроки.

При отсутствии собственных специалистов или ресурсов организация-потребитель аутсорсинга имеет возможность воспользоваться ресурсами специализированных фирм. Продукция оборонного назначения обширна и сильно специлиализированна, поэтому предприятие не всегда имеет возможность содержания штата специалистов по всем стадиям жизненного цикла продукции. Например в аутсерсинг можно отдать работы по сервисному обслуживанию продукции, авторскому надзору за конструкторской документацией или другие виды работ.

Аутсорсинг ускоряет приобретение ресурсов и навыков, позволяет сосредоточиться на тех операциях, которые эффективно выполняются силами компании, и тех, которые стратегически целесообразно сохранить под ее контролем. Кроме того, ранее задействованные ресурсы организации можно перераспределить и инвестировать в поддержку основного бизнеса.

Недостатки аутсорсинга

Передача некоторых функций в аутсорсинг нецелесообразна для крупных организаций, поскольку она может привести к потере конфиденциальности информации, к снижению оперативности в предоставлении необходимых сведений для управления организацией. Утечка же конфиденциальной информации в свою очередь может привести к потере конкурентоспособности фирмы. [5]

Если же говорить о предприятиях ОПК, тут стоит очень острый вопрос конфиденциальности информации. Продукция изготавливаемая на таких предприятиях обычно имеет гриф секретности и отнесена к государственной тайне. Исходя из этого аутсорсинг в данной сфере должен обладать всеми качествами предъявляемыми государством к защите государственной тайны. А это в свою очередь может сильно увеличить расходы фирмы-аутсорсера и делает нецелесообразным передаче ей некоторых функций.

Достаточно велик риск убытков из-за низкого качества услуг, ведь аутсорсинг в Российской Федерации только развивается. Кроме того, фирма-аутсорсер, как и любая другая, занятая, предпринимательством может разориться, в связи с чем, организация-заказчик вынуждена будет воспользоваться услугами нового аутсорсера, а это дополнительные моральные и материальные затраты.

Отсутствие контроля над деятельностью организации или специалистов, которые предоставляют услуги.

Увеличение затрат при передаче большого количества функций в аутсорсинг.

Отсутствие проработанной российской законодательной базы по аутсорсингу.

В России аутсорсинг находится на этапе начального становления не получил такого мощного развития, как в странах с развитой экономикой. В первую очередь это выражается в отсутствии «качественного» предложения аутсорсинговых услуг на рынке. Лишь некоторые компании имеют хороший уровень развития и квалификации, способный удовлетворять высокие запросы таких клиентов, как государственные корпорации, составляющие основу ОПК. Это объясняется тем, что такому предприятию выгоднее (как с экономической точки зрения, так и с позиций повышения эффективности управления) воспользоваться профессиональным опытом и квалификацией аутсорсера, чем проводить структурные изменения и подготовку собственного персонала.

В то же время у оборонных предприятий существует обоснованное опасение по поводу передачи информации о своей деятельности сторонним организациям, что, в том числе, нарушит их обязательства по государственным оборонным контрактам.

Такое недоверие к аутсорсингу усугубляется неразвитостью рынка и слабой законодательной базой. При аутсорсинге вспомогательных производственных функций можно столкнуться с проблемами монополизма, особенно за пределами европейской части территории России. Неразвитость рынка приводит к завышению стоимости выполнения государственного оборонного заказа даже при проведении конкурсов, а также к возможности безнаказанного уклонения от качественного исполнения работы, особенно при несовершенстве условий контракта.

Одновременно с этим, к руководителям отечественных предприятий ОПК постепенно приходит понимание, что передача части бизнес-процессов на аутсорсинг позволяет максимально сосредоточить ресурсы на приоритетных направлениях деятельности, оптимизировать управление и тем самым повысить эффективность выполнения операционных функций предприятия. Чтобы оценить целесообразность применения инструмента аутсорсинга на предприятии ОПК, необходимо сопоставить риски и предполагаемый эффект от внедрения системы аутсорсинга.

Несмотря на определенные преимущества, у предприятия, применяющего аутсорсинг, возникает ряд рисков. В первую очередь, это риск раскрытия информации, которая может быть передана третьим лицам а так же нарушение режима секретности, что влечет за собой нарушение выполнения государственного заказа. Это означает, что при выборе поставщика аутсорсинговых услуг оборонное предприятие должно руководствоваться не только опытом и квалификацией аутсорсера, но и наличием у него необходимых допусков, разрешений и лицензий для работы в специфической области. А в некоторых случаях передача подобной информации (и соответственно передача сопутствующих бизнес-процессов на аутсорсинг) просто недопустимы.

Кроме риска утечки конфиденциальной информации для предприятия ОПК также существует угроза нарушения общей системы управления организацией. Необходимо учитывать, что на большинстве предприятий оборонного назначения сформировалась жесткая организационная структура, выработанная за долгие годы работы. Реорганизация этой структуры потребует глубокого анализа и выявления тех функций и процессов, которые менеджмент компании может безболезненно высвободить из-под своего управления. С другой стороны, с точки зрения некрупных предприятий, занимающихся выполнением отдельных, чаще всего научно-технических работ по созданию новых вооружений и военной техники, аутсорсинг является эффективным инструментом ресурсного обеспечения инновационного процесса. Как правило, подобные разработки проходят в форме проектов, каждый проект требует свой определенный состав ресурсов. Не каждое предприятие имеет достаточно собственных средств, чтобы выполнять одновременно несколько проектов. Использование аутсорсинга в этом случае позволит как привлечь специалистов, квалифицированных в определенной узкой сфере, так и при определенных условиях ускорить инновационный процесс в рамках предприятия, обеспечив возможность реализовать сразу несколько проектов.

Литература

1.Приказ Министерства промышленности и торговли РФ № 1828 от 03 июля 2015 года;

2.Агарков А.П. Аутсорсинг в сфере управления предприятием: «Хлебопродукты» - выпуск №12, 2009г.

3.Клементс С. , Донеллан М., Рид С. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора: М.: Вершина – 2006г. - 416 с.;

4.Руденко М.Н. Формирование и развитие деловой инфраструктуры предпринимательства: дис. Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов - Санкт-Петербург, 2006г.- 17 с.

5.Чернов М.И. Военно-экономический потенциал государства и роль оборонно-промышленного комплекса в его обеспечении - Армия и общество. выпуск №3, 2008.

Просмотров работы: 9755