ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ОПОРНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ОПОРНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА

Полянская А.А. 1, Сазонов С.П. 1
1Волгоградский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Объект/предмет. Современный этап развития национальных экономических систем требует изменения традиционных подходов к развитию человеческого потенциала, в том числе пересмотра миссии образования. В статье рассмотрены актуальные тенденции в развитии российского высшего образования, поддерживаемые на государственном уровне, развитие существующих и объединение учебных заведений в многоуровневые учебные комплексы, в том числе формирование глобально конкурентоспособных мегауниверситетов.

Цель работы. Цель работы – подчеркнуть особенности и модель опорного регионального вуза. В соответствии с поставленной целью в работе были разработаны и последовательно решены следующие задачи: оценить стадии стратегического планирования развития региона; провести оценку реализуемой на территории региона стратегической программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, проанализировать миссии опорного регионального университета, на примере Волгоградского государственного технического университета; провести оценку эффективности и результативности основных процессов и направлений, требующих наиболее активного вмешательства университета.

Методология. В данной статье были использованы методы систематизации, метод аналогий и сопоставлений.

Результаты. Работа представляет собой комплексный обзор модели опорного регионального университета, на примере Волгоградского государственного технического университета. Перераспределение ограниченных государственных ресурсов в пользу ведущих вузов ослабляет ресурсную базу регионального образования, усиливает «расслоение» российских учреждений высшего образования, лишая большинство региональных вузов четких ориентиров и ресурсов развития. Уже существует и усиливается дифференциации населения страны по доступности качественного образования.

Выводы/значимость. Большинство российских регионов, имеющих на своей территории федеральные вузы или их филиалы, при формировании региональных программ развития высшего образования (в силу имеющихся полномочий) ограничились только подведомственной сферой среднего образования. В то же время, решение задачи развития кадрового потенциала российских регионов с учетом стратегий и программ их социально-экономического развития требует новых нетрадиционных решений для разработки вариантов современных моделей региональных систем образования, позволяющих использовать потенциал вузов как ядра таких систем.

Ключевые слова: опорный региональный вуз, регион, стратегическое управление, миссия, инновации.

Annotation

The object / subject. The current stage of development of national economies requires a change in traditional approaches to human development, including the revision of the education mission. The article deals with current trends in the development of the Russian higher education, supported at the state level, the development and consolidation of existing educational institutions in the multi-level training centers, including the formation of a globally competitive megauniversitetov.

Objective. Purpose - to emphasize the features of the model and supporting regional high school. In accordance with the purpose of the work we have been developed and consistently following tasks: To assess the stage of the strategic planning of development of the region; assess implemented in the region's strategic development program of federal state budgetary educational institution of higher education, to analyze the mission of the support of the regional University, the example of Volgograd State Technical University; to assess the efficiency and effectiveness of key processes and areas that require more active intervention of the university.

Methodology. This article was used to systematize the methods, method of analogies and comparisons.

Results. Work is a comprehensive review of the reference model of regional university, an example of the Volgograd State Technical University. Redistribution of scarce public resources in favor of the leading universities of the resource base weakens regional education reinforces "bundle" of Russian institutions of higher education, depriving the majority of regional universities clear guidelines and development resources. Already exists and is amplified by the differentiation of the population access to quality education.

Conclusions / relevance. The majority of the Russian regions that have in their territories, federal institutions, or their affiliates, in the formation of regional higher education development program (by virtue of their powers) limited only to the jurisdiction area of ​​secondary education. At the same time, the solution of the problem of personnel potential development of Russian regions, taking into account policies and programs of social and economic development requires new innovative solutions for the development of variants of current models of regional education systems to exploit the potential of universities as the core of such systems.

Keywords: supporting regional university, region, strategic management, mission, innovations.

Модель опорных региональных вузов обеспечит варианты и механизмы развития региональных систем в условиях ограниченности федеральных и региональных ресурсов, низкого спроса на инновации, сложностей с кадровым потенциалом, разновекторности интересов вовлекаемых в процесс субъектов.

Волгоградский государственный технический университет - ведущий вуз Поволжья, крупный научный центр Юга России, входящий в число лидеров технических вузов страны. Вуз активно развивает на своей базе концепцию опорного регионального вуза. Комплексный анализ, проведенный при апробации основных положений типовых моделей региональных образовательных организаций в Волгоградском государственном техническом университете показал, что концептуальная модель вуза представляет собой органичное сочетание моделей гуманитарного и технического опорного регионального вуза, при весьма высоком развитии в университете естественнонаучных направлений.

Предлагается уточнение моделей, что влечет за собой формирование особой уникальной модели естественнонаучного–гуманитарного–технического опорного регионального вуза, или, оставаясь в рамках предложенных двух моделей, суперпозиция моделей гуманитарного и технического опорного регионального вуза.

Для успешной реализации данной модели необходимо формирование особой системы стратегического управления. Миссия университета должна быть скорректирована в силу расширения спектра и направленности стоящих перед опорным региональным вузом задач.

Стратегической программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Волгоградский государственный технический университет «Университет — региону» была сформулирована и реализовывалась миссия университета как генератора инновационного развития региона. В условиях активного развития Волгоградского государственного технического университета и формирования на его платформе опорного регионального вуза, миссия расширяется в сторону усиления влияния результатов деятельности вуза на региональную стейкхолдер-среду, позиционирования его как интеграционного центра науки, образования, инноваций, социального и культурного развития региона. Университет должен конструировать будущее через нового человека, через новую (создаваемую) среду и моделировать экономическое развитие региона.

Предлагается следующая формулировка миссии Волгоградского государственного технического университета:

- служить центром интеллектуального, духовного, нравственного развития региона;

- выступать интегратором системы образования Волгоградской области в целом и ядром сетевого взаимодействия;

- обеспечивать подготовку конкурентоспособных и профессионально и социально ответственных специалистов, готовых к созданию новых рабочих мест на рынке труда;

- проводить научные исследования и разработки, готовить кадры высшей научной квалификации;

- быть генератором инноваций во всех сферах деятельности региона;

- оказывать научно-технические, экспертные и консалтинговые услуги, востребованные реальным сектором экономики;

- сохранять и преумножать природные и культурные ценности территории.

Предложенный подход позволит создать предпосылки для усиления интеграции университета и других субъектов экономики Волгоградской области, региональных органов власти, сформировать условия для дальнейшего развития Волгоградского государственного технического университета как образовательного, научного и инновационного лидера региона. Реализация программы развития, апробация модели опорного регионального вуза сказались на корректировке направлений деятельности и развития университета. Основные процессы деятельности университета и вспомогательные бизнес-процессы должны быть соотнесены с фактическим развитием университета и региона; в рамках направлений должны быть обозначены наиболее актуальные, востребованные, а также проблемные аспекты деятельности, работа над которыми позволит добиться наиболее эффективных результатов.

Основные процессы и направления, требующие наиболее активного вмешательства университета:

1. Образовательный процесс: профориентационная работа и довузовская подготовка, отбор абитуриентов; мониторинг потребностей рынка труда, учебно-организационная и методическая деятельность c возможностью построения индивидуальных асинхронных образовательных траекторий; организационно-воспитательная деятельность; реализация образовательных программ в триаде «образование-исследования-инновационная деятельность»; управление системой содействия трудоустройству; обеспечение итоговой аттестации; стимулирование воспроизводства и сохранения педагогических кадров университета.

2. Научно-инновационный процесс: работа с заказчиками научной продукции; коммерциализация разработок; фундаментальные и прикладные научные исследования; управление интеллектуальной собственностью, трансфер технологий, старт-ап и спин-офф малых инновационных предприятий, стимулирование воспроизводства и сохранения научно-педагогических кадров университета; создание условий мотивации научного труда.

3. Вспомогательные процессы: управление персоналом; маркетинговая деятельность; международная деятельность; организация делопроизводства; правовое обеспечение деятельности вуза; информационно-библиотечное обеспечение; материально-техническое обеспечение вуза и хозяйственная деятельность (управление инфраструктурой).

Для целей реализации миссии опорного регионального вуза необходимо включение дополнительных вспомогательных бизнес-процессов: организация коммуникаций с внешней средой и позиционирования университета в регионе; организация партнерства со стейкхолдерами.

Существенно изменится содержание отдельных бизнес-процессов, в первую очередь, уровень включенности стейкхолдеров в их реализацию. Эффективное взаимодействие со стейкхолдер-средой является одним из ключевых приоритетов Волгоградского государственного технического университета. Под влиянием внешних стейкхолдеров осуществляются регулярные корректировки в приоритетах образовательной, научной, инновационной, социально-воспитательной деятельности.

Выводы

Волгоградский государственный технический университет как опорный региональный вуз призван не только обеспечивать регион квалифицированными востребованными кадрами, но и стать центром регионального развития. Совершенствование стратегического управления университетом при согласовании с долгосрочными планами и прогнозами развития Волгоградской области должно обеспечить предпосылки для успешной реализации модели регионального опорного вуза, окончательно утверждаемой и контролируемой федеральным центром, и ее динамическую трансформацию под влиянием внешней региональной среды, развитие которой является одним из ключевых приоритетов.

Список использованных источников

1) Evaluating Financial Sustainability of Higher Education Institutions / С.П. Сазонов, Е.Е. Харламова, И.А. Чеховская, Е.А. Полянская // Asian Social Science. - 2015. - Vol. 11, No. 20. - C. 34-41.

2) Сазонов, С.П. Интеллектуальный потенциал как фактор развития высшего учебного заведения / С.П. Сазонов, М.А. Коваженков, Е.А. Полянская // Экономическая безопасность России и стратегии развития её регионов в современных условиях : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 6-9 окт. 2015 г.). Часть 2 / редкол.: А.В. Копылов (отв. ред.) [и др.] ; Минобрнауки РФ, ВолгГТУ, РФФИ. - Волгоград, 2015. - C. 142-144.

3) Сазонов, С.П. Роль высшей школы в инвестиционном развитии региона на примере Волгоградской области / С.П. Сазонов, Е.А. Полянская // Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного управления : матер. междунар. науч. конф. (г. Элиста, 8 апр. 2016 г.) : (в рамках науч. школы Т.Т. Цатхлановой «Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода») / редкол.: Б.К. Салаев [и др.] ; ФГБОУ ВПО «Калмыцкий гос. ун-т им. Б.Б. Городовикова». - Элиста, 2016. - C. 681-683.

Просмотров работы: 377