РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Дусетова С.М. 1, Федотова Г.В. 1
1Волгоградский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Предмет/тема. Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью системы государственного управления. Предметом выступает финансово-экономические отношения, предназначенные для реализации финансовой политики государства, создания условий финансовой стабилизации.

Цель/задачи. Состоит в теоретическом и практическом обосновании зарубежного опыта реализации государственного финансового контроля. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены и последовательно решены следующие задачи: провести краткий анализ эффективности зарубежного опыта реализации государственного финансового контроля, подробно проанализировать организацию работы государственного финансового контроля, дать рекомендации по улучшению работы государственного финансового контроля.

Методология. В настоящей работе с помощью метода статистического анализа данных проанализирована эффективность бюджетной политики.

Результаты. В условиях динамичного изменения политических, экономических и социальных ориентиров современного мира, преодоления мирового финансового кризиса и санкций важным фактором развития общества выступает углубление в области государственного финансового контроля.

Выводы/значимость. Ценность данной работы заключается в том, что государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Abstract

Subject/theme. State financial control is an integral part of the system of public administration. The subject performs the financial-economic relations intended for realization of financial policy of the state, creating the conditions of financial stabilization.

Goal/objectives. Is theoretical and practical substantiation of foreign experience of realization of state financial control. In accordance with the intended purpose in the work set and consistently solved the following tasks: conduct a brief analysis of the effectiveness of foreign experience of realization of state financial control, detailed analysis of the organization of the state financial control, to give recommendations for improvement of state financial control.

Methodology. In the present work using the method of statistical analysis of data to evaluate the effectiveness of fiscal policy.

Results. In conditions of dynamic changes in political, economic and social landmarks of the modern world, overcoming the global financial crisis and sanctions an important factor in the development of society is the deepening in the field of state financial control.

Conclusions/significance. The value of this work lies in the fact that the state financial control is a set of actions and operations carried out by public authorities, as well as their bodies, using specific forms and methods of its organisation for compliance by entities and bodies of state power of the law to ensure the legality, expediency, efficiency, education, distribution and use of financial resources of the state.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, эффективность, финансовый контроль, финансовые правонарушения, экономическое развитие, экономическая безопасность.

Key words: state financial control, efficiency, financial control, financial malfeasance, economic development, economic security.

Современная тенденция развития национальной экономики имеет явно выраженную тенденцию к усилению роли государства в решении ключевых социально-экономических проблем, стоящих перед обществом. Постепенное сосредоточение в руках государства финансовых и материальных ресурсов требует укрепления дисциплины и законности в сфере формирования, распределения и использования общественного богатства, как главного источника удовлетворения экономических, культурных и духовных потребностей нации. Ключевым звеном государственной экономической политики является бюджетная политика. Через бюджетный механизм государство перераспределяет национальный доход и оказывает прямое и косвенное воздействие на состояние национальной экономики.

Неслучайно основным объектом финансового контроля органов государственного управления является государственный бюджет. Финансовый контроль, осуществляется, как известно несколькими органами государственной власти, в зависимости от федеративного устройства страны.

В научной литературе представлены различные подходы к трактовке финансового контроля. Наиболее общее и концентрированное определение представлено А.Г.Грязновой, отмечающей, что «Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений»[1].

Как справедливо отмечает В.Х. Махов «Эффективное осуществление регулирующей функции государства в экономической сфере предполагает предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, наличие хорошо отлаженной, действенной системы государственного контроля, выявляющей финансовые правонарушения, препятствующие правовому и экономическому развитию и тормозящие его, и в полной мере обеспечивающей государственную и экономическую безопасность страны» [2].

Между тем, распыленность контрольно-надзорных функций между различными органами государственного управления создает определенные трудности в выстраивании единой системы организации государственного финансового контроля. Прежде всего, между органами, реализующими полномочия в сфере контрольно-надзорной деятельности за использованием бюджетных средств отсутствует достаточный уровень взаимодействия, позволяющий в кратчайшие сроки эффективно решать поставленные перед ними задачи.

Государственный финансовый контроль подразделяется на следующие формы:

  1. Контроль, осуществляемый законодательными органами государственной власти. В США - Бюджетное управление конгресса и Главное контрольно-финансовое управление. Миссия Бюджетного управления конгресса — обеспечивать Конгресс информацией по финансовым и экономическим задачам, исследовать реализацию финансовых проектов и др. В ряде стран (Австрия, Испания, Франция, Германия, и др.) в качестве самостоятельных органов государственного финансового контроля выступают Счетные палаты.

2) Федеральные органы и региональные государственного финансового контроля. К федеральным органам относятся: в Германии (ФРГ) — Федеральная счетная палата; во Франции - Счетная палата Франции. К региональным органам относят в ФРГ — счетные палаты федеральных земель; во Франции — региональные счетные палаты.

3) По характеру полномочий подразделяют: органы общей компетенции — выполняют контроль в отношении многих сфер вопросов (например, Счетная палата РФ, Контрольное управление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ; и ряд других); органы отраслевой компетенции (Федеральная служба страхового надзора); органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).

Большинство стран стремится увеличить функцию и обязательства органов контроля, придавая им необходимую власть и соответствующую материальную основу, обеспечивая условия независимости их работы от объектов контроля. В Германии полномочия по государственному финансовому контролю возложены на Федеральную счетную палату. Основные функции распределены между восемью отделам по направлениям. Счетные палаты одиннадцати федеральных земель являются самостоятельными и независимыми друг от друга органами финансового контроля. Во Франции Счетная палата является судебной инстанцией, осуществляющей общий контроль за государственными финансами. В Англии вопросы финансового контроля регулирует Парламент. В США осуществляется оказание помощи Конгрессу в его законодательной и контрольной деятельности, контроль и оценка правительственных программ, оперативной деятельности государственных органов управления и наработка предложений по совершенствованию госаппарата. Из-за действующего принципа разделения властей высшие контрольные органы существуют в каждой ветви власти и обеспечивают баланс полномочий исполнительной и законодательной власти.

Таблица 1 – Формирование государственного финансового контроля в зарубежных странах

Страна

Характеристика государственного финансового контроля

Германия

Финансовый контроль возложен на Федеральное Министерство Финансов и федеральный парламент (Бундестаг). Реализация годового бюджета проверяется Федеральной Счетной Палатой. Каждый месяц процедура реализации бюджета выполняется Федеральным Министерством Финансов.

Индия

совместно с органами парламентского контроля работают правительственные ревизионные органы (служба Генерального инспектора и ревизора)

США

общее управление при Президенте, инспекторские службы в федеральных ведомствах, президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях

Франции

Федеральные органы государственного и регионального финансового контроля, Счетная палата Франции

Источник: авторская

В ходе развития европейского интеграционного процесса, его углубления и географического расширения, а также - связанного с этим укрупнение бюджета Европейского Союза (ЕС) создавалась, изменялась и совершенствовалась система финансового контроля Евросоюза. Процесс формирования ЕС, увеличение его бюджета обусловили и возникновение сложной и многоуровневой системы финансового контроля.

Европейский финансовый контроль в целом стал осуществляться в двух аспектах: первый аспект связан с принятием бюджета ЕС, контролем над его формированием, проверкой достоверности документов финансовой отчетности и принятием бюджета Европейским парламентом. Второй аспект находит свое отражение в построении и повышении эффективности надлежащей системы аудита финансового управления путем выявления в нем нарушений и отклонений, а также фактов мошенничества и коррупции.

Государственный финансовый контроль постановлять разнообразные проблемы в области различных интересов Европейского Союза и прежде всего в бюджетной сфере, проверяя процессы мобилизации финансовых ресурсов и использования бюджетных средств и фондов, способствуя тем самым, разработке оптимального финансового курса ЕС.

В Европейском Союзе действует трехступенчатые способы государственного финансового контроля:

1) освобождение от ответственности за осуществление бюджета, которое утверждает Парламент;

2) внешний контроль выполняет Ревизионная палата, а также Парламент и Совет. Обе формы внешнего контроля взаимосвязаны и дополняют друг друга, поскольку ежегодные и специальные отчеты Ревизионной палаты оказывают существенное воздействие на намерение Парламента в бюджетной сфере;

3) внутренний контроль осуществляется каждой структурой, учрежденной Сообществом через назначенных финансовых уполномоченных. Освобождение от ответственности – это политический аспект внешнего контроля за исполнением бюджета.

Политический контроль в бюджетной сфере осуществляется Парламентом и Советом. Бюджетный контроль со стороны Парламента заключается в первую очередь в утверждении отчета о выполнении бюджета и снятие Комиссии от соответствующих обязанностей. Данный акт Парламента заключает бюджетную процедуру. Для подкрепления решения Парламент анализирует рекомендации Совета, который в свою очередь прилагает сообщения Ревизионной палаты и в обобщенном виде как «Рекомендацию об освобождении от ответственности исполнение бюджета» передает Парламенту каждый год до 31 марта. Депутаты Парламента, работающие в Комитете контроля за бюджетом и специализирующиеся в конкретных областях политики ЕС, готовят ответы Парламента на особые запросы Ревизионной палаты по проверке этих отраслей. Комитет контроля за бюджетом исчисляет не только эффективность работы Комиссии по исполнению бюджета, но и результаты работы по рациональному использованию финансовых ресурсов через работу, например экономического комитета, комитета регионов и даже самого Парламента в целом. Материалы обобщаются в форме рабочих документов, которые четко ориентируют других депутатов Парламента, в общую компетенцию которых входит утверждение выполнения бюджета, на обоснованный результат освобождения Комиссии от ответственности за исполнение бюджета. В рамках текущего отчета Парламент рассматривает квартальные отчеты Комиссии о ходе выполнения бюджета. Внутри Парламента цель осуществления текущего контроля возложена на Комитет по бюджету, ответственному за ведение всех внутренних отчетов.

Система государственного финансового контроля Германии основывается на нормах, заложенных в Конституции данной страны. В ней установлены требования к сбалансированности бюджетов всех уровней (федерального, региональных, местных бюджетов) и внебюджетных фондов, определена необходимость среднесрочного планирования бюджетов, оговорены бюджетные процедуры, способствующие “здоровому” финансовому планированию.

Конституционные основы финансового контроля федерального и региональных бюджетов было заложены реформой налогово-бюджетного федерализма в 1969 году. В частности, статья 109 Конституции установила требование сбалансированности бюджетов всех уровней. Статьей 115 были закреплены положения и требования по достижению сбалансированности бюджетов. Реформа налогово-бюджетного федерализма в корне изменила нормы статьи 115 Конституции, которая предусматривала правительственное заимствование только в случаях чрезвычайной необходимости и только для прибыльных мероприятий, то есть так называемое «золотое правило» (golden rule), целью которого являлось стимулирование использования финансовой политики в качестве эффективного средства макроэкономической стабилизации. «Золотое правило» оговаривало, что размер правительственных заимствований не должен превышать расходы на инвестиции. Исключение из этого правила допускалось только для предотвращения макроэкономического дисбаланса. Однако «золотое правило» оказалось неэффективным средством финансового контроля, так как с момента его введения государственный долг Германии вырос с 20% до 70% ВВП в 2009 году. Увеличение государственного долга, в свою очередь, привело к внесению поправок в Конституцию в 2009 году путем замены «золотого правила» на требование «приостановления заимствований» (debt brake) для федеральных и региональных 15 правительств.

Освоение зарубежного метода органов государственного финансового контроля заверяет наличие единых целей и общих назначениях режима работы органов контроля, но с учетом национальных особенностей и исторического развития. Все страны устремляются умножить предназначение и обязательства органов контроля, гарантировать им необходимые полномочия и материальную основу.

Список литературы

1) Likums "Par zvērinātiem revidentiem" (с изменениями на 25.04.2012.)

2) Mark S.Beasley, Bruce C.Branson, Bonnie V.Hancock (2010). COSO`s 2010 Report on ERM. Current State of Enterprise Risk. Oversight and Market Perceptions of COSO`s ERM Framwork. www.erm.coso.org

3) Гританс Я.М. (2011). Формирование комплексной системы внутреннего контроля и защиты активов коммерческих организаций и холдингов. Москва: Тоска Testuite.

4) Зелепухина Е.Н. Принципы организации государственного финансового контроля//Журнал «Экономика, социология и право».-2014.-№4

5) Государственный контроль за экономикой. -М.: Юристь, 2010. - 319 с. -ISBN 5-7975-035-7.

6) 3удилин А.П., Ахмедов Ф.Н. Финансовый контроль: Учебное пособие. – М. : Изд-во РУДН, 2010. - 124 с. - ISBN 5-209-01047-3.

7) Соменков А.Д. Бюджетный контроль в зарубежных странах. Книга 1,2: Монография.-Элиста: АПП Джангар, 2009.- 832 с.- ISBN 5-7102-0271

8) Лимская декларация руководящих принципов контроля. // Контроллинг. -1991.-№ 1.-е. 56-65.

9) Погосян Н.Д. Правовой статус высших органов финансового контроля (ВОФК) Великобритании, Франции, Германии и Польши. //Государство и право. - 2008. - № 2. - с. 103-111

10) Киселева Н.Н., Орлянская А.А., Ступникова О.Е. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 7-4. – С. 828-832;URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38830 (дата обращения: 26.10.2016).

11) Бурцев В.В. К вопросу о стандартизации государственного финансового контроля / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 1. – С.82-94.

12) Вознесенский Э.А. Финансовый контроль за деятельностью промышленных предприятий Москва: Издательство ЛГУ. – 2013. 207 с.

13) Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ». – 2010. 289с.

14) Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – Москва.: ИД ФБК-ПРЕСС. – 2012. 320с.

15) Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность // Аудиторские ведомости. - 2010. № 9. - С.30.

16) Ларичев В.Д. Теоретические основы предупреждения преступлений в сфере экономики: Моногр. М.: Юрлитинформ, 2010. 192с.

17) Бурцев В.В. К вопросу о стандартизации государственного финансового контроля / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 1. – С.82-94.

18) Вознесенский Э.А. Финансовый контроль за деятельностью промышленных предприятий Москва: Издательство ЛГУ. – 2013.

19) Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ». – 2010.

20) Свинарев В.В. Финансовый контроль в России: системность в основе. – Право и экономика. – 2011. – № 6. С. 48.

Просмотров работы: 1063