МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Арефкина Ю.А. 1, Харламова Е.Е. 1
1Волгоградский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях рыночных отношений успешная деятельность любого высшего учебного заведения во многом зависит от грамотного управления финансовыми ресурсами. Финансовый менеджмент высшего учебного заведения включает в себя следующие аспекты управления финансовыми ресурсами: планирование, прогнозирование, внутренний учет, мониторинг, оценка эффективности. Повышение качества организации финансового менеджмента вуза во многом определяется построением системы мониторинга.

Мониторинг в сфере финансового менеджмента осуществляется в рамках контрольной функции и представляет собой регулярное наблюдение за финансовыми показателями вуза.

Целями проведения мониторинга являются: оценка эффективности бюджетных расходов, качества использования финансовых ресурсов, экономической эффективности и конечных результатов деятельности организаций для реализации Минобрнауки России положений Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике, направленных на повышение качества государственных услуг и бюджетной устойчивости организации государственного сектора высшего образования [1, c. 486].

Данный мониторинг осуществляется Министерством образования и науки РФ. Мониторинг позволяет выявить вузы, которые имеют финансовые показатели в соответствии с их нормативными значениями.

Ежегодно Министерство осуществляет анализ деятельности вузов в части финансового менеджмента, который учитывает три группы показателей:

  1. Показатели качества планирования финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) (Отношение фактических доходов от ПДД к запланированным доходам в последнем ПФХД, Наличие необоснованных остатков субсидии на выполнение государственного задания, Отношение фактических расходов от ПДД к запланированным доходам в первом ПФХД и др.);

  2. Показатели финансовой устойчивости (доля поступлений от приносящей доход деятельности в общем объёме поступлений, Зависимость учреждения от заемных источников финансирования, Наличие просроченной кредиторской задолженности и др.);

  3. Показатели стратегического развития (Доля выплат на фонд оплаты труда в общем объеме выплат, кадровый потенциал сотрудников финансово-экономической службы учреждения и др.) [2].

Лидирующую позицию в 2016 году в данном рейтинге занял Уральский федеральный университет (Таблица 1) [2].

Таблица 1

Результаты рейтинга качества финансового менеджмента образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России

 

Высокий уровеньфинансового менеджмента

Удовлетворительныйуровень финансового менеджмента

Неудовлетворительный уровень финансового менеджмента

Количество вузов

57

103

57

Среднее значение

80,82%

66,01%

49,31%

Лучшее значение

92,31%

Уральский федеральный университет им. Б.Н.Ельцина

73,76%

Башкирский государственный педагогический университет им.

М. Акмуллы

56,79%

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Таким образом, Министерство осуществляет внешний мониторинг качества финансового менеджмента вузов.

Немаловажное значение в деятельности образовательной организации имеет внутренний контроль над управлением финансовыми ресурсами, основными задачами которого являются:

- оценка качества управления расходами и доходами;

- привлечение внебюджетных доходов вуза;

- управление рисками [3, с.142].

Для того чтобы мониторинг действительно способствовал повышению качества финансового менеджмента вуза, его необходимо осуществлять систематически, в формализованной форме с закрепленным порядком проведения. В процессе мониторинга выявляются отклонения показателей при сравнении фактических и плановых данных.

На Рисунке 1 представлена блок-схема, в которой представлены основные этапы проведения мониторинга качества финансового менеджмента в вузе [4, с. 140].

Рис. 1. Блок-схема основных этапов проведения внутреннего мониторинга финансового менеджмента вуза

Таким образом, главным преимуществом мониторинга является управление финансовыми рисками и обеспечение исполнения мер по предотвращению их возникновения. С помощью мониторинга можно оценить результативность мер по повышению эффективности расходования финансов, а также мер по привлечению внебюджетных источников.

Список литературы:

  1. Богомолова И.С., Задорожняя Е.К., Шевченко И.К.Бюджетная эффективность вузов и мониторинг финансового менеджмента // Современные проблемы науки и образования//2015. № 1-1. С. 486.

  2. Министерство образование и науки Российской Федерации : официальный сайт [Электронный ресурс].– Режим доступа : минобрнауки.рф - (дата обращения 01. 02. 2017).

  3. Финансовое обеспечение деятельности образовательной организации высшего профессионального образования / Сазонов С.П., Харламова Е.Е., Чеховская И.А., Полянская Е.А., Седлениеце С.Г., Коротеев М.В. / Волгоградский государственный технический университет, Волгоград. - 2014. - 144 с.

  4. Харламова, Е.Е. Теория и методология эффективного управления динамичным развитием образовательной организации : монография / Е.Е. Харламова; ВолгГТУ. - Волгоград, 2015. - 159 с.

Просмотров работы: 820