Мониторинг в сфере финансового менеджмента осуществляется в рамках контрольной функции и представляет собой регулярное наблюдение за финансовыми показателями вуза.
Целями проведения мониторинга являются: оценка эффективности бюджетных расходов, качества использования финансовых ресурсов, экономической эффективности и конечных результатов деятельности организаций для реализации Минобрнауки России положений Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике, направленных на повышение качества государственных услуг и бюджетной устойчивости организации государственного сектора высшего образования [1, c. 486].
Данный мониторинг осуществляется Министерством образования и науки РФ. Мониторинг позволяет выявить вузы, которые имеют финансовые показатели в соответствии с их нормативными значениями.
Ежегодно Министерство осуществляет анализ деятельности вузов в части финансового менеджмента, который учитывает три группы показателей:
Показатели качества планирования финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) (Отношение фактических доходов от ПДД к запланированным доходам в последнем ПФХД, Наличие необоснованных остатков субсидии на выполнение государственного задания, Отношение фактических расходов от ПДД к запланированным доходам в первом ПФХД и др.);
Показатели финансовой устойчивости (доля поступлений от приносящей доход деятельности в общем объёме поступлений, Зависимость учреждения от заемных источников финансирования, Наличие просроченной кредиторской задолженности и др.);
Показатели стратегического развития (Доля выплат на фонд оплаты труда в общем объеме выплат, кадровый потенциал сотрудников финансово-экономической службы учреждения и др.) [2].
Лидирующую позицию в 2016 году в данном рейтинге занял Уральский федеральный университет (Таблица 1) [2].
Таблица 1
Результаты рейтинга качества финансового менеджмента образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России
Высокий уровеньфинансового менеджмента |
Удовлетворительныйуровень финансового менеджмента |
Неудовлетворительный уровень финансового менеджмента |
|
Количество вузов |
57 |
103 |
57 |
Среднее значение |
80,82% |
66,01% |
49,31% |
Лучшее значение |
92,31% Уральский федеральный университет им. Б.Н.Ельцина |
73,76% Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы |
56,79% Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова |
Таким образом, Министерство осуществляет внешний мониторинг качества финансового менеджмента вузов.
Немаловажное значение в деятельности образовательной организации имеет внутренний контроль над управлением финансовыми ресурсами, основными задачами которого являются:
- оценка качества управления расходами и доходами;
- привлечение внебюджетных доходов вуза;
- управление рисками [3, с.142].
Для того чтобы мониторинг действительно способствовал повышению качества финансового менеджмента вуза, его необходимо осуществлять систематически, в формализованной форме с закрепленным порядком проведения. В процессе мониторинга выявляются отклонения показателей при сравнении фактических и плановых данных.
На Рисунке 1 представлена блок-схема, в которой представлены основные этапы проведения мониторинга качества финансового менеджмента в вузе [4, с. 140].
Рис. 1. Блок-схема основных этапов проведения внутреннего мониторинга финансового менеджмента вуза
Таким образом, главным преимуществом мониторинга является управление финансовыми рисками и обеспечение исполнения мер по предотвращению их возникновения. С помощью мониторинга можно оценить результативность мер по повышению эффективности расходования финансов, а также мер по привлечению внебюджетных источников.
Список литературы:
Богомолова И.С., Задорожняя Е.К., Шевченко И.К.Бюджетная эффективность вузов и мониторинг финансового менеджмента // Современные проблемы науки и образования//2015. № 1-1. С. 486.
Министерство образование и науки Российской Федерации : официальный сайт [Электронный ресурс].– Режим доступа : минобрнауки.рф - (дата обращения 01. 02. 2017).
Финансовое обеспечение деятельности образовательной организации высшего профессионального образования / Сазонов С.П., Харламова Е.Е., Чеховская И.А., Полянская Е.А., Седлениеце С.Г., Коротеев М.В. / Волгоградский государственный технический университет, Волгоград. - 2014. - 144 с.
Харламова, Е.Е. Теория и методология эффективного управления динамичным развитием образовательной организации : монография / Е.Е. Харламова; ВолгГТУ. - Волгоград, 2015. - 159 с.