Естественная траектория развития территориальных систем не допускает прямой адаптации комплекса маркетинга или «маркетинг-микса» из среды бизнеса на территорию, поэтому предлагается свое видение модели согласования элементов маркетинга. Комплекс маркетинга муниципального образования представляет собой формулу «4Р», составными частями которой являются: population (население), production (производство), potential (потенциал территории), promotion (продвижение). В зависимости от социально-экономической ситуации, сложившейся в городе, положение «Р» в комплексе маркетинга территории, смоделированного в качестве пирамиды, может изменяться (рис. 1).
Рисунок 1 – Комплекс муниципального маркетинга
Источник: авторский, по материалам
Если территория обеспечена всеми инфраструктурными объектами, обладает высоким инновационным и инвестиционным потенциалом, то вершиной пирамиды будет элемент «производство». Рекреационная территория с благоприятными условиями для жизни и работы ориентирована и привлекательна для населения. Главным элементом выступит «потенциал» при масштабных ресурсных возможностях территории для многих целевых групп потребителей.
В результате теоретических исследований вопросов формирования комплекса муниципального маркетинга, определив рейтинговое место и болевые точки г. Волгограда. Основываясь на приоритетных направлениях стратегического плана устойчивого развития г. Волгограда, где в качестве векторов развития взяты его сравнительные преимущества, предлагается включить в данный план соответствующий раздел, основанный на конкурентных преимуществах, особенностях и компетенциях города – «Маркетинговый план развития г. Волгограда до 2025 года» (далее – План).
Основными положениями по реализации Плана выступают:
Использование инструментов муниципального маркетинга для оценки социально-экономического развития г. Волгограда (расчет интегрального показателя, характеризующего качество жизни; SWOT-анализ, показывающий проблемы развития, «точки роста» и конкурентные преимущества города).
Выделение стратегических приоритетов развития г. Волгограда.
Разработка программы маркетинговых мероприятий.
Выделение этапов реализации программы маркетинговых мероприятий.
Оценка, мониторинг, управление и ожидаемые результаты от реализации Плана.
На основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г., а также Стратегического плана устойчивого развития г. Волгограда, выбрано направление развития города до 2018 г. применительно к интересам целевых групп потребителей (табл.2).
Таблица 2 – Стратегические направления развития г. Волгограда
Направление 1 – Обеспечение высокого уровня качества жизни для нынешних и будущих поколений волгоградцев |
|
Цели |
Задачи |
(целевой потребитель – органы власти различного уровня) |
|
|
|
Цели |
Задачи |
(целевой потребитель – инвесторы) |
|
(целевой потребитель – туристы) |
|
(целевой потребитель – новые резиденты, население города) |
|
Источник: авторская, по материалам
Такой дифференцированный подход позволил предложить концепцию муниципального маркетинга, ориентированную на удовлетворение спроса целевых групп потребителей Волгограда, результатом которой будет являться высокий уровень качества жизни для нынешних и будущих поколений, определяющий конкурентоспособность города.