ПОНИМАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОНИМАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Глушич Д.А. 1, Орлова А.В. 2
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
2Беогородский государственный национальный исследоватьский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Роль предпринимательства является неотъемлемой для развития экономики государства. Предприниматели, являясь инициатором соединения факторов производства в единый процесс создания товаров и услуг, а также принимая на себя всю ответственность за осуществляемые действия, создают рабочие места. Развитие предпринимательства обеспечивает социально-экономическое развитие и повышение уровня благосостояния нации. От развития предпринимательства, во многом зависит и темп экономического роста государства. В условиях нестабильной экономики за счет малых и средних предприятий, способных своевременно реагировать на изменение конъюнктуры рынка, обеспечиваются дополнительные направления достижения экономики. Существуют разные подходы к определению предпринимательства, дающие понимание сущности предпринимательской структуры. Один из основополагающих подходов закреплен в гражданском кодексе РФ, в соответствии с которым под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке[1] .

По мнению П. Друкера предпринимательство является разновидностью социальной деятельности – специфической деятельностью, связанной с инновациями. Причем предпринимательство не ограничивается экономической сферой, несмотря на то, что именно в ней зарождается.[8]

Р. Хизрич, рассматривает предпринимательство как «процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и моральное удовлетворение достигнутым» [7]. М.Г. Лапуста отмечает, что : «Предпринимательство как

процесс представляет собой сложную «цепочку» целенаправленных действий предпринимателей, начиная с момента возникновения предпринимательской идеи и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринимательский проект. «Предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых творческих идей, их анализ и оценку с точки зрения потребностей рынка и экономической выгоды, формирование целей по реализации идей, воплощение идей в новом предприятии, в освоении производства новых продуктов, в совершенствовании организации производства, то есть реализации и воплощении идеи в конкретный результат (продукт, товар, технологию и др.), приносящий предпринимателю прибыль»[6]

В связи с усложнением экономических связей расширяются и границы предпринимательской деятельности. В таких условиях предпринимательство переходит в обширную форму предпринимательских структур.

По мнению Л.Е. Ткачевой, предпринимательскими структурами являются самостоятельно функционирующие экономические единицы, деятельность которых подчиняется законам предпринимательства и заключается в постоянном поиске оптимальной формы соответствия рыночным требованиям в конкретный момент развития рынка [2]. И.Н. Герчикова характеризует предпринимательскую структуру как состав субъектов рыночных отношений, в число которых входят только те организационно-хозяйственные единицы, целью которых является получение прибыли как конечного результата деятельности [9]. Следует отметить, что в работах В.М. Кошелева, предпринимательская структура описывается как юридическая форма коммерческого образования, занимающаяся от своего имени предпринимательством, т.е. извлекающая прибыль из результатов деятельности[3]. Исходя из закрепленного в законодательном порядке определения термина предпринимательской деятельности и вышеизложенных трактовок, под предпринимательской структурой следует понимать структурный состав субъектов рыночных отношений, к числу которых относятся организационно-хозяйственные единицы, созданные с целью получения прибыли как конечного результата и функционирующие на новаторской (инновационной) и рисковой основе.

Таким образом, предпринимательская структура – это такая структура, деятельностью которой является рациональное использование факторов производства для создания качественно нового продукта, а также получение прибыли, использование средств технического прогресса, что связано с появлением различных рисков, при этом ответственность полностью возложена на экономически самостоятельных частных лиц или организаций – создателей такой структуры.

Предпринимательские структуры в настоящее время имеют многоуровневый характер. Они структурируются не только по горизонтали, но и по вертикали – корпоративный, муниципальный, федеральный (для России) и межстрановый уровни. Причем по вертикали могут формироваться структуры, минуя приведенный порядок. Так, корпоративные объединения и отдельные предприятия могут входить в состав межстрановых предпринимательских структур. Также следует выделить международные структуры, объединяющие предпринимателей по производственной деятельности (корпорации, синдикаты, холдинги, концерны, картели и т.п.), по отраслевому признаку, по общей проблематике предпринимательской деятельности. Кроме того, среди новых предпринимательских структур в последние годы в России резко увеличилось число акционерных обществ, инвестиционных фондов и компаний. Инвестиционная компания формирует свои ресурсы путем размещения акций среди юридических лиц. Вне зависимости от вида, масштабов или сфер хозяйственной деятельности все предпринимательские структуры функционируют в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательствами соответствующих стран. Указанные формы определяют порядок учреждения организации (фирмы), ответственность и правомочия ее членов, порядок отчетности и налогообложения получаемой прибыли, структуру органов управления.

Развитие предпринимательских структур является процессом перехода от одного качественного состояния к другому, более совершенному, от низшего к высшему, от простого к сложному. Развитие предпринимательской структуры – это многоцелевой, многоаспектный процесс, оценивая который следует решать следующие задачи:

1. Взаимосвязь с «внешней средой», определяющая предназначение предпринимательской структуры по отношению к муниципальной, региональной и национальной экономике;

2. Организация «внутренней среды», решающая задачи самообеспечения жизнедеятельности самой предпринимательской структуры, а также тех элементов, которые входят в ее внутреннюю структуру.

Более подробно схема взаимосвязи внутренних элементов предпринимательской структуры и ее основных элементов представлена на рисунке 1.

Рис.1. Схема взаимосвязи элементов предпринимательской структуры

На основе данных рисунка, видно, что центральным звеном предпринимательской структуры является сам предприниматель, от его способностей к организации и управлению во многом зависит эффективность функционирования предпринимательской структуры. Руководство выполняет управленческие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. При этом в малом и среднем бизнесе позиции руководителей и предпринимателей нередко совмещены. Потому что вэффективно действующей предпринимательской структуре ни одна операция не должна оставаться без контроля со стороны руководителя. Контроль бухгалтерского учета может проводиться как случайным, ручным способом, так и в систематизированном, запрограммированном, а значит и обязательном, порядке.

Следующим важным элементом является персонал, организация деятельности которого происходит посредством формирования руководством организационной структуры, штатного расписания и внутренних регламентов работы.

В число элементов предпринимательской структуры целесообразно также включить основные ресурсы, используемые в процессе ее деятельности: информационные ресурсы, предметы труда, средства труда и технологию.

Данный рисунок отражает простой способ построения предпринимательской структуры ориентированной на одно направление деятельности. Если таких направлений несколько, то каждое из них целесообразно выделить в отдельный блок, ориентированный на определенный рынок. Такой блок на практике представляет собой автономную группу работников, располагающих всеми необходимыми ресурсами, а с юридической точки зрения является отдельным подразделением или даже фирмой. Такое построение предпринимательской структуры позволяет ей своевременно и гибко реагировать на изменения внешней среды. И обеспечивать развитие и совершенствование всех элементов позволит избежать возникновения различных угроз.

Таким образом, в настоящее время существует достаточное разнообразие предпринимательских структур, каждая из которых нацелена на получение прибыли и привлечению потребителей производимого продукта, что способствует социально-экономическому развитию территории.

Список литературы :

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Феде- ральный закон 51-ФЗ, принят 30.11.1994 г., по состоянию на 06.04.2011] // Свод законов РФ. – 1994. – №32.

2. Ткачева, Л.Е. Концептуальные основы процессов управления предпринима- тельскими структурами [Текст] / Л.Е. Ткачева // Транспортное дело России. – 2008. – № 5. – С. 114 – 117.

3. Штурмина О.С. Некоторые подходы к определению экономической сущности предпринимательства. – URL: http://economy-ru.com/rossiyskaya-ekonomika-rf/shturmina-nekotoryie-podhodyi-opredeleniyu.html, дата об- ращения – 02.12.13.

4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О развитии малого и среднего пред- принимательства в Российской Федерации». – URL: //www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_149765/? frame=1.

5. Буров В.Ю. Сущность и содержание современного малого предпринимательства: теоретические аспекты // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – Вып. 2. – С. 31–32.

6. Лапуста М.Г. Предпринимательство / М.Г. Лапуста и др. – М.: ИНФРА-М, 2000.

7. Хизрич Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха / Р. Хизрич, М. Питерс. – М., 1992.

8. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / П. Друкер. – М., 1992.

9. Герчикова, И.Н. Менеджмент : учебник для вузов [Текст] / И. Н. Герчикова.– М. : ЮНИТИ, 2007. – 499 c.

Просмотров работы: 744