ВЛИЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Никулина Е.В. 1, Семернина И.Ю. 1
1НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашей страной.

На основании федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в Российской Федерации запущен механизм пенсионной реформы. Проводимая реформа является одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.

Социальная защита населения составляет необходимый и существенный параметр общественного устройства.

Пенсионное обеспечение является базой и необходимой социальной гарантией стабильного развития общества.

Пенсионное обеспечение непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30%) России, а косвенно практически все трудоспособное население.

Пенсионное страхование представляет собой один из видов социального страхования, производимого с помощью системы организационных и финансовых мер, а также правовых норм, предназначенных для гарантированного пенсионного обеспечения граждан, выплачиваемого за счет обязательных страховых взносов.

Модернизация пенсионной системы РФ будет проходить в три этапа: 1-й осуществлялся с 2013 по 2015 год; 2-й продлится с 2016 по 2020 год; 3-й – с 2021 по 2030 год [5, стр. 18].

Целью новой пенсионной реформы является получение коэффициента трудовой пенсии по старости в размере не менее 40% от получаемой ранее заработной платы. Также к основным задачам этого процесса относят: реализацию принципа социальной справедливости, достижение пенсионным обеспечением уровня средней заработной платы и закрепление прозрачной и справедливой пенсионной системы.

Необходимость разработки стратегии модернизации пенсионной системы напрямую обусловлена неудовлетворительностью ее нынешнего состояния. В числе ее основных недостатков: недостаточная обеспеченность собственными источниками средств, высокая степень зависимости от госбюджетных трансфертов, неудовлетворительный уровень жизни основной массы пенсионеров и торможение реализации основных принципов пенсионного страхования граждан, утвержденных в пенсионной реформе 2002 года.

Реформа пенсионной системы, начатая с 1 января 2002 года, представляет собой экономическую программу долгосрочного действия (так как рассчитана она на 15-20 лет), предназначенную для перехода от солидарно распределительной системы пенсионного обеспечения к комбинированной. Последний вариант должен осуществлять в себе распределительные элементы в социально и экономически обоснованных пропорциях.

Любые нововведения всегда несут как положительные, так и отрицательные стороны и могут быть выгодны одной категории граждан и в то же время ущемлять права другой. Рассматриваемая в данной работе пенсионная реформа также не является исключением в данном контексте. С ее введением многие застрахованные лица и пенсионеры были достаточно сильно ущемлены в правах, хотя стоит отметить, что действие нового закона не коснется пенсионеров, вышедших на пенсию по условиям «старого» пенсионного закона.

К плюсам можно отнести появившуюся у граждан возможность более активно влиять на свою будущую пенсию, в частности, стараться работать легально. Базовые для пенсий величины являются индексируемыми. Появилась возможность добавлять к пенсионному стажу службу в армии и работу по уходу.

Многие граждане могут столкнуться и с минусами пенсионной реформы, в первую очередь те, кто работает неофициально: они не смогут получить полную пенсию. Будут затруднения с тем, чтобы рассчитать себе пенсию самостоятельно. Минусом также является увеличение возраста выхода на пенсию, сопровождающееся ростом нормативов по стажу.

Рассматриваемая пенсионная реформа призвана обеспечить поэтапный переход пенсионной системы РФ к новой законодательной базе с постепенным введением накопительных элементов и параллельным обеспечением сбалансированности доходов граждан в течение всего периода действия реформы (до 2020 года), причем данный комплекс мер должен производиться без увеличения базовой ставки страховых взносов в ПФРФ [3, стр. 44].

Таблица 1

Исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, млрд. рублей

Показатель

1 кв. 2015

2 кв. 2015

3 кв. 2015

4 кв. 2015

1 кв. 2016

2 кв. 2016

3 кв. 2016

Доходы

1 499,0

3 351,0

5 101,5

7 126,6

1 822,9

3 787,8

5 622,4

в т.ч. страховые взносы

844,7

1 845,5

2 789,4

3 878,7

890,5

1 957,4

2 975,6

Расходы

1 432,8

3 768,0

5 601,7

7 670,3

1 866,8

3 768,5

5 684,3

Дефицит (-)

Профицит (+)

66,2

-417,0

-500,2

-543,6

-43,9

19,3

-61,9

Источник: рассчитано по данным официального сайта Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minfin.ru.

В 2015 году наблюдается увеличение дефицита во 2-м, 3-ем и 4-ом кварталах, но, несмотря на столь ощутимую разницу между доходами и расходами, все обязательства перед пенсионерами и получателями социальных выплат по линии ПФР в 2015 году были выполнены в полном объеме. В 2016 году ситуация улучшилась, хотя и наблюдается дефицит в 1-м и 3-ем кварталах.

Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год:

  1. прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 8 363 498 209,8 тыс. рублей

  2. общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 8 583 930 168,2 тыс. рублей

  3. объем дефицита бюджета Фонда в сумме 220 431 958,4 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии1.

За прошедшие годы Российская Федерация достигла многих положительных целей, таких как закрепление минимального гарантированного уровня пенсионного обеспечения, превышающего прожиточный минимум, регулярная индексация пенсий, постепенный переход к мировым нормам пенсионного обеспечения и т.п.

Однако, наряду с позитивными изменениями, остались и нерешенные проблемы. К ним относят большой уровень теневой занятости, неудовлетворительная ситуация в демографической сфере и высокий уровень смертности трудоспособного населения.

Изменения, которым подвергается пенсионная система России, можно назвать глобальными. Сегодняшнее пенсионное законодательство предполагает отделение накопительной части пенсионного обеспечения в самостоятельные вид, что приведет к тому, что трудовая пенсия будет состоять из двух самостоятельных составляющих: накопительной и страховой пенсии.

Страховая, основой которой остался Пенсионный фонд, по-прежнему будет пополняться за счёт отчислений с заработной платы и иных обязательных платежей.

Накопительная пенсия рассчитывается следующим образом: рассчитанная сумма всех пенсионных накоплений гражданина проходит равномерное распределение на количество месяцев, предполагаемых для выплаты пенсии, причем минимальное значение этого показателя в 2015 году было установлено на планке в 13,5 лет (162 месяца); в 2016 году этот показатель составил уже 14 лет (168 месяцев).

При этом корректировка размера накопительной пенсии производится ежегодно с учетом инвестирования совокупных средств, направляемых на выплаты пенсий.

Право на пенсию теперь выражается в баллах, или в ИПК — индивидуальных пенсионных коэффициентах. Максимальное число баллов, которое может быть начислено за год, составило в 2016 – 7,83, а в 2021 году составит 10. Начисляться они будут в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения был выбран.

На основе долгосрочного демографического прогноза разработан прогноз численности пенсионеров до 2020 г., представленный в таблице 2.

Таблица 2

Численность пенсионеров на период с 2002 г. по 2020 г., тыс. человек

Годы

Всего пенсионеров

Пенсионеры, получающие трудовые пенсии

в том числе пенсионеры, получающие пенсии

по старости

по инвалидности

по случаю потери кормильца

2002

38713,9

37070,6

29525,6

5184,8

2360,2

2003

38759,5

37111.6

29807 ,71

5210,3

2094,1

2004

38658,31

37019,9

9864,3

5270,6

1885

2005

38727,3

37071,8

20199,1

5164,6

1708,1

2006

38634,7

36985,4

20585,6

4891,1

1508,6

2007

38663,4

37018,4

31047,6

4635,4

1335,4

2008

38797,9

37159

31543,2

4269,1

1347,4

2009

39093

37465

32138,2

4052,5

1275

2010

39483,4

37859

32662,7

3969,5

1227,6

2015

42108.1

40521

35012,1

4109,1

1400,5

2020

43333,3

41788

36452,2

4350,9

985,2

Источник: данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru.

К концу 2020 года численность пенсионеров возрастет до 43,3 млн. чел., т.е. на 11,8%, по сравнению с 2002 годом. При этом рост численности пенсионеров будет происходить в основном за счет получателей пенсий по старости, ежегодный прирост которых составит 1-2%.

В результате роста численности получателей пенсий по старости и сокращения получателей пенсий по случаю потери кормильца, существенно изменится структура получателей трудовых пенсий.

Число получателей пенсий по случаю потери кормильца сократится к 2020 г. до 985,2 тыс. человек, пенсионеров по старости возрастет и увеличится до 36452,2 тыс. человек, число пенсионеров по инвалидности снизится незначительно: с 5184,8 тыс. человек в 2002 г. до 4350,9 тыс. человек в 2020 г.

Демографическая ситуация в России такова, что сегодня на пенсионные выплаты одному пенсионеру приходятся отчисления с заработных плат менее чем двух граждан трудоспособного возраста, а к 2020 году, по оценкам экспертов, на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Соответственно, по мере старения населения России существовавшая ранее пенсионная система не смогла бы обеспечить даже минимального уровня пенсионных выплат. Таким образом, необходимо в процессе реформы пересмотреть некоторые основные принципы пенсионной системы.

Развитая пенсионная система связана практически со всеми сферами жизни государства, поэтому для ее существования нужно развивать и связанные с ней области, начиная с государственного образования и адекватного ценностного ориентирования будущих поколений и заканчивая развитием финансового сектора.

Приоритетом новой пенсионной системы является охват большинства граждан государства, обеспечение достойного уровня жизни для всех пенсионеров и остальных категорий населения.

Наличие у граждан достойного пенсионного обеспечения говорит не только о конкурентном уровне социально-экономического развития государства, но также отражает состояние его нравственно-культурной и правовой составляющих.

Литература

  1. Абросимова, Н.Н. Экономика. [Текст]: учебник для вузов / Н.Н. Абросимова. – СПб.: Питер, 2013. – 123 с.

  2. Афанасьев М.В. О современном этапе реформирования пенсионной системы в РФ, текущее состояние и проблемы [Текст]: / М.В. Афанасьев. : Наука, 2014. - 156 с.

  3. Баранов, В.В. Государственный бюджет [Текст]: / В.В. Баранов. – М.: Дело, – 2012. – 271с.

  4. Гаврилов, И.М. Экономика России сегодня [Текст]: / И.М. Гаврилов // Банковское дело. – 2014. - №5. – С.45-54.

  5. Люблин Ю.З. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы [Текст]:Люблин Ю.З. // Человек и труд. - 2014. - №12. – 18с.

  6. Никулина Е.В Механизм межбюджетного регулирования на региональном уровне [Текст]: Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2011. №1. – С.154-158.

  7. Соловьев А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. [Текст]: / А.К. Соловьев. – М.: Финансы и статистика, - 2015. – 496с.

1О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] : фед. закон: от 19 декабря 2016 года № 416-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Версия Проф.»

Просмотров работы: 613