Несовершенство законодательства о хозяйственной деятельности, в том числе и по налоговым вопросам, позволяет иностранным государствам, их специальным службам и организациям, корпорациям, фирмам и компаниям строить свои отношения с нашей страной, исходя из интересов получения односторонней выгоды. Такая деятельность, не встречая организованного противодействия, нередко наносит ущерб политическим и экономическим устоям Российской Федерации. Активная работа преступных элементов внутри страны дестабилизирует и без того сложную в экономическом и политическом отношении ситуацию. Таким образом, нынешнее состояние налоговой системы, имеющей важное значение для российской экономики, создает реальные угрозы безопасности России в экономической и других сферах.
Современное состояние социально-экономического развития показывает, что причины складывающихся угроз экономической, в том числе финансовой безопасности имеют ярко выраженный региональный характер. Одним из важнейших критериев, характеризующих состояние финансовой устойчивости страны и ее отдельных субъектов, является уровень собираемости налогов. Показатель собираемости налогов отражает эффективность функционирования всей налоговой системы и, в частности, налоговых органов и других органов власти и управления в сфере налогообложения.
По данным Следственного Комитета Белгородской области можно проанализировать динамику изменений налоговых преступлений. В 2013 году сумма ущерба от налоговых преступлений составила почти 30 млн. руб. Всего экономических преступлений было на сумму 147 млн. руб, а возвращено около 60 млн. руб. В 2014 году сумма ущерба увеличилась на 53% и составила 45 млн. руб., было возбуждено 16 уголовных дел, в суд направлено 4 дела, возмещено на стадии следствия свыше 27 млн. руб., что является почти половиной от нанесенного ущерба. В 2015 году ущерб увеличился на 20% по сравнению с предшествующим годом и составила 54 млн. руб. В данном году было уделено особенное внимание на борьбу в сфере с налоговыми преступлениями. Было возбуждено 33 уголовных дела, в суд направлено 7 уголовных дел, возмещено свыше 37,8, что составило 70%.
Приоритетным направлением остается расследование уголовных дел, возбужденных по фактам хищения денежных средств из федерального бюджета, совершенных посредствам незаконного возмещения НДС.
Такая тенденция имеет негативное значение, вследствие чего:
1) был нанесен ущерб в совокупности более чем на 30 млн. рублей;
2) деньги не были возвращены в бюджет в пятикратном размере, как указано в ст.176 УК РФ.
В Белгородской области максимальная задолженность принадлежит НДС, а наименьшая акцизам. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Задолженность по налогам и сборам в Белгородской области в тыс.руб.
Задолженность по: |
2013 |
2014 |
2015 |
Акцизам |
217 |
282 |
296 |
НДС |
1617703 |
1447476 |
1500404 |
Налогу на добычу полезных ископаемых |
1549 |
1937 |
2591 |
Водному налогу |
602 |
533 |
389 |
Налогу на прибыль организаций |
242208 |
206748 |
222539 |
Налогу на имущество организаций |
326630 |
309266 |
248831 |
Однако, следует учитывать не только сумму, но и темп прироста задолженности. Данные можно проанализировать в таблице 2.
Таблица 2
Темп роста задолженности по налогам и сборам
Налог |
Темп роста |
||
2014 к 2013 |
2015 к 2014 |
2015 к 2013 |
|
Акцизы |
130 |
105 |
136,4 |
НДС |
89,5 |
103 |
92,7 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
125 |
133,8 |
167,3 |
Водный налог |
88,5 |
72,9 |
64,6 |
Налог на прибыль организаций |
85,4 |
107,6 |
91,9 |
Налог на имущество организаций |
94,7 |
80,5 |
76,2 |
Из данных таблицы 2 следует, что большинство налогов за 3 года смогли снизить свои показатели, что является, безусловно, хорошим показателем. Однако, к 2015 году снизить свои показатели смогли лишь налог на имущество организаций и водный налог, другие преследуют динамику роста задолженности, что является негативным фактором борьбы с налоговыми правонарушениями.
Таким образом, наибольшее внимание следует уделить налогу на добычу полезных ископаемых, ведь у него самый большой темп роста задолженности. К сожалению, данный налог с каждым годом увеличивается. В 2014 по сравнению с 2015 на четверть, а в 2015 по сравнению с 2014 на 33,8 %. В целом за 3 года налог увеличился больше чем в половину – на 67,3 %. Так же внимание следует уделить акцизам. Не смотря на то, что по сумме этот налог является наименьшим, он все же продолжает тенденцию роста. За 3 года данный показатель увеличился на 36,4 %. Однако, в 2015 году, по сравнению с 2014, он увеличился лишь на 5%, это означает, что темп роста начал падать, и возможно, в 2016 году темп роста составит меньше 100%.
Одним из основных способов налогового контроля является проведение выездных и камеральных проверок. Именно налоговая проверка позволяет наиболее полно и обстоятельно проверить исполнение налогоплательщиком обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах, выявить факты нарушения налогового законодательства и предупредить совершения налоговых правонарушений в дальнейшем.
В настоящее время проблема оценки эффективности налогового контроля актуальна, поскольку от этого и от качественной организации контрольной работы налоговых органов, в немалой степени зависит собираемость бюджета страны, что в свою очередь оказывает влияние на благосостояние населения.
Основным количественным показателем, характеризующим деятельность налоговых органов, принято считать сумму дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы и ее динамику по сравнению с предыдущими периодами. Общие сведения о суммах, дополнительно начисленных Инспекцией по итогам проведенных проверок за анализируемый период, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Дополнительно начислено платежей по результатам проверки
2013 |
2014 |
2015 |
2014/ 2013 |
2015/ 2014 |
|
Камеральные проверки, всего |
526 176 |
537 369 |
341 144 |
102,1 |
63,5 |
Выездные проверки организаций, ИП |
1 735 970 |
978 003 |
929 640 |
56,3 |
95,1 |
Выездные проверки физ. Лиц |
27 447 |
0 |
1 459 |
0,0 |
0,0 |
Выездные проверки всего |
1 763 417 |
978 003 |
931 099 |
55,5 |
95,2 |
Итого: |
2 289 593 |
1 515 372 |
1 272 243 |
66,2 |
84,0 |
Динамика сумм дополнительно начисленных платежей имеет тенденцию к снижению в силу сокращения числа нарушений налогового законодательства со стороны налогоплательщиков, не смотря на увеличение числа платежей в 2014 году, однако одним из главных критериев эффективного налогового контроля остается взыскание доначисленных сумм налогов и сборов. По результатам 2014 года начислено дополнительных платежей в размере 1 515 372 тыс. руб., что составляет 66,2 % от суммы 2013 года. За 2015 год по результатам контрольной работы Инспекцией дополнительно начислено платежей с учетом налоговых санкций и пени в сумме 1 272 243 тыс. руб., что составляет 84 % от уровня прошлого года. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года доначисления снизились на 243 129 тыс. рублей. Рассчитать удельный вес доначисленных платежей в сумме фактических налоговых поступлений можно, если узнать сколько было фактически начислено платежей и сумму дополнительно начисленных платежей по плану. Данные вычисления представлены в таблице 4.
Таблица 4
Сумма начисленных платежей, тыс. руб.
Год |
Сумма дополнительно начисленных платежей, тыс. руб |
Сумма фактических поступлений налоговых доходов, тыс. руб |
Уд. Вес доначисленных платежей в сумме фактических налоговых поступлений, % |
2013 |
2289593 |
11654438 |
19,65 |
2014 |
1515372 |
12305792 |
12,31 |
2015 |
1272243 |
12173173 |
10,45 |
Представленные данные показывают, что удельный вес доначисленных платежей по итогам контрольной работы Инспекции в налоговых доходах за анализируемый период снижается. Так, в 2013 г. значение указанного показателя составило 20%, а в 2015 г. – 10,45%. Снижение значений анализируемого показателя связано, в первую очередь, с ростом фактических налоговых поступлений. На изменение данного показателя также оказывает влияние относительно стабильное уменьшение сумм доначисленных платежей по итогам контрольной работы Инспекции на протяжении анализируемого периода: в 2013 году – 2289593 тыс.руб., ав 2015 году – 1272243 тыс.руб.
Таким образом, выявленная тенденция свидетельствует о снижении количества нарушений налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сборов) законодательства о налогах и сборах. А это в свою очередь доказывает эффективность снижения налоговых правонарушений. Уменьшение количества налоговых правонарушений благоприятно скажется на экономической безопасности Белгородской области.
Литература
Батыров С.Е. Налоговая ответственности [Текст] / Батыров С.Е// «Налоговый вестник» (журнал).- 2013.-№11- C.32-35.
Брызгалин А.В. Стадии налоговой ответственности [Текст] / Брызгалин А.В.// «Налоговая правда» (журнал).-2014.-№52- С.9-11.
Пастухов И.П. Ответственность за налоговые преступления [Текст] /Пастухов//«Налоговый курьер» (газета).- 2012.- № 4.
Проскуров В. С. Виды ответственности за нарушение налоговогозаконодательства [Текст] / В.С. Проскуров. М. 2012.
Сушков. И. А. Статистика и анализ налоговых правонарушений [Текст] / И.А. Сушков. М. 2015.