СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ, ПОСРЕДСТВОМ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ, ПОСРЕДСТВОМ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Никулина Е.В. 1, Черкашина И.С. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование механизма эффективного бюджетного регулирования в России представляет собой сложный процесс, связанный с преодолением юридических, социально-экономических, организационных, психологических и иных проблем.

Важнейшей функцией бюджетной системы страны с точки зрения, как правовых установлений, так и экономического содержания является ее целостность. Ни один из уровней этой системы не может считаться важнее другого: каждому отводится своя роль, и любой из них не заменим в едином механизме финансового обеспечения жизнедеятельности государства. Но в современных российских реалиях наиболее остро ощущается проблема формирования федерального бюджета, к которому прикован основной политический и научный интерес. В меньшей степени привлекает внимание проблема формирования региональных бюджетов в контексте их взаимодействия с федеральным бюджетом.

Достоинством бюджетного регулирования, в условиях демократичной политической системы, является его открытость и гласность, а также невозможность для государства пренебречь общественным мнением и интересом всех участников бюджетного процесса.

В ходе мобилизации в бюджет денежных средств затрагиваются интересы большого числа субъектов, выступающих в качестве налогоплательщиков. Заинтересованы в выгодном распределении и получатели бюджетных средств, которым выделяется определенная часть средств в порядке бюджетного регулирования.

Эффективность бюджетного регулирования во многом зависит от его правового и научно-методического обеспечения, учета зарубежного опыта в бюджетной сфере, оптимальности организации стадий, успешности социально-экономического развития в целом, а также иных объективных и субъективных факторов.

Отсутствие эффективных стимулов повышения доходности территориальных бюджетов привело к появлению большого числа хронически дотационных территорий. Плановое выравнивание территориальных бюджетов за счет дотаций и субвенций создало у региональных органов власти иждивенческие настроения, что не способствует развитию их хозяйственной инициативы.

Негативное влияние имеет преимущественное финансирование отраслевых приоритетов по сравнению с приоритетами территориальными. Оно ведет к усугублению диспропорций в уровне социально-экономического развития субъектов федерации.

В современной теории и практике чётко не определены методоы регулирования государственного сектора, в том числе сектора правоохранительных услуг. Вместе с тем, представление о правопорядке как об экономическом благе, производимом в ограниченном количестве, совершенно необходимо для осмысленного и реалистичного подхода к анализу эффективности существующей системы его поддержания, к планированию ее деятельности и к ее реформированию.

Под бюджетным регулированием понимается распределение доходов федерального бюджета между различными уровнями в целях их сбалансированности.

Бюджетное регулирование направлено на сбалансированность нижестоящих бюджетов (до минимально необходимого уровня) посредством распределения и перераспределения средств между ними в форме нормативных отчислений от регулирующих доходов (налогов), выделения дотаций, субсидий, субвенций и других трансфертов. Именно в процессе бюджетного регулирования возникают межбюджетные отношения.

Эффективное бюджетное регулирование предполагает наличие следующих компонентов:

  1. Твердая законодательная база.

  2. Налаженный процесс бюджетного планирования и методики оказания финансовой помощи.

  3. Прозрачность бюджетных отношений и соблюдение принципа равенства субъектов Российской Федерации;

  4. Комплекс мероприятий по организации своевременного исполнения бюджетов, ориентированных на оценку эффективности расходов и стимулирование регионов к наращиванию собственной доходной базы.

Различают четыре группы методов бюджетного регулирования:

  1. Установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета.

  2. Перераспределение самих бюджетных источников.

  3. Безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета.

  4. Ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов. Основной метод бюджетного регулирования – установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.

  5. Элементами бюджетного регулирования выступают закрепленные и регулирующие доходы.

Закрепленные доходы – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы бюджетов – это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год.

Если применяемые методы оказываются недостаточными для достижения сбалансированности бюджета, применяются способы оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотации, субвенции или субсидии.

Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

В отличие от дотации, субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока. В случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению выделяемые денежные средства подлежат возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Трансферт – перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов.

Основным и изначальным правовым актом бюджетного права и правового регулирования бюджетного устройства РФ является Конституция РФ, в которой заложены основы бюджетно-правового федерализма. Права и функции всех органов власти, имеющих непосредственное отношение к бюджетному процессу и бюджетной системе государства также закрепелены в Конституции РФ.

Федеральное устройство Российского государства (ст. 5 Конституции РФ) основано на принципах государственной целостности и разграничения предметов ведения и полномочий между ветвями государственной власти. Эти же принципы являются основополагающими при построении бюджетной системы РФ.

В ст. 71 Конституции РФ определено, что в ведении РФ находятся:

  1.  
    1. федеральный бюджет;

    2. федеральные налоги и сборы;

    3. федеральные фонды.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится установление общих принципов налогообложения.

Бюджетное право РФ представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, бюджетные отношения и бюджетный процесс на всех этапах формирования, регулирования и исполнения бюджетов.

Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ муниципальным (местным) бюджетам осуществляется в виде:

  1.  
    1. финансовой помощи на выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения минимальных государственных специальных стандартов;

    2. субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;

    3. ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при использовании средств местных бюджетов.

Порядок предоставления и расчета финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития и субвенций на финансирование целевых расходов местных бюджетов определяется законом субъекта РФ.

Порядок и условия предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ определяется органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законодательными актами субъекта РФ о бюджете.

Местные бюджеты, получившие финансовую помощь, субвенции и ссуды из бюджета субъекта РФ, подвергаются проверке (ревизии) уполномоченными органами власти субъекта РФ на предмет целевого и эффективного использования выделенных средств.

Исследование бюджетной системы Российской Федерации на протяжении последних лет позволяет сделать выводы, что в среди основных проблем, требующих разрешения нужно выделить такие:

  1. Приведение к балансу бюджетов разных уровней, в том числе государственные бюджетные фонды.

  2. Оптимизация структуры статей доходов и расходов бюджетной системы.

  3. Обеспечение принятия реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов.

  4. Совершенствование налоговой системы.

  5. Повышение эффективности (доходность) использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований.

  6. Переход к казначейской системе исполнения бюджетов.

  7. Совершенствование нормативно-правовой базы, фиксирование механизма перехода расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней бюджетной системы.

  8. Оптимизация бюджетной системы на базе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса.

Данные задачи могут быть разрешены посредством реализации бюджетной политики по следующим направлениям:

  1.  
    1.  
      1. Создание эффективной системы управления и регулирования государственных финансов. Бюджетная политика должна соответствовать требованиям общеэкономического равновесия.

    2. Повышение эффективности бюджетной политики в сфере доходов.

    3. Реализации качественной системы бюджетных расходов, которая ориентирована на стимулирование экономического роста и обеспечение оптимального использования бюджетных средств.

    4. Эффективное управление активами и пассивами государства, переход к активному управлению государственным долгом.

    5. Оптимизация бюджетного процесса упорядочение бюджетных процедур.

Влияние бюджетного регулирования на экономическое развитие территорий является сложным и неоднозначным. В ходе исследования были выявлены основные проблемы. Их можно решить посредством реализации поставленных задач. При формировании государственного бюджета необходима выработка таких подходов, которые учитывали бы баланс различных общественных интересов. Методами территориального бюджетного регулирования в современных условиях формирования региональных бюджетов должны стать формы, основанные на объективных критериях выделения денежных средств из федерального бюджета. Это позволит выровнять социально-экономическое развитие территорий.

Литература

  1. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система [Текст] / М.П. Афанасьев – М.: Юрайт, 2014. – 784 с.

  2. Воронов, В.А. Государственный бюджет и государственные долги России [Текст] / В.А. Воронов – М.: Эксмо, 2015. – 93 с.

  3. Министерство финансов Российской Федерации. – Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс] : [офиц.сайт] / Мин. Фин. РФ – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/#ixzz3uK0GGFd

  4. «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс] : [сайт] / Режим доступа: http://www.minfin.ru/common/upload/library/2014/07

  5. Никулина, Е.В. Характеристика бюджетных рисков: экономическая сущность и мероприятия по их минимизации [Текст] / Е. В. Никулина, И. Г. Федюшина // Молодой ученый. –2014. – №1. – С. 411–413.

Просмотров работы: 478