ИСТОЧНИКИ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЛОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСТОЧНИКИ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЛОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Никулина Е.В. 1, Малющенко Д.Н. 1
1НИУ БелГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Российская экономика проходит период глубокой трансформации. В ближайшие годы государству предстоит осуществить коренное обновление экономической системы, соответствующее тем вызовам и изменениям, которые происходят в мировом экономическом и социальном порядке.

Стоит отметить, что важной особенностью современного этапа развития (и совре­менного кризиса) становится политизация экономической жизни, особенно на международном уровне. Рынки все больше подчиняются политическим законам в ущерб законам экономики. Политический фактор все активнее вмешивается в экономическую политику, часто подменяя собой рыночную конкуренцию. Колебания цены на нефть оказывается результатом политических договоренностей, а не только соотношения спроса и предложения. Нараставшее в течение нескольких десятилетий неравенство, которое не вызывало особой тревоги в условиях устойчивого и динамичного роста, на наших глазах становится источником экономической и политической нестабильности. Теперь неравенство рассматривается как значимый фактор, препятствующий экономическому росту в совре­менном (и будущем, посткризисном) мире. Помимо собственно геополитических и структурных факторов, экономическое развитие России оказалось под влиянием внешних шоков, которые остро дают о себе знать с 2014 г. К таковым относятся санкции (в первую очередь финансовые и технологические), а также динамика цен на нефть и другие международные условия в сфере внешней торговли. Поэтому стимулирование социально-экономического развития имеет наибольшее значение в данный момент в России.

Социально-экономическое развитие – это расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала. Оно характеризуется самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью. Также оно включает развитие общественных отношений. В связи с этим процессы протекают различно с социальным и экономическим развитием, а также учетом конкретных исторически сложившихся условий, технологических укладов экономики и общества, распределения материальных благ.

Кроме того, главной целью развития остается: увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия.

Рассмотрим один из наиболее важных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие территории – доходы бюджета [1].

Стоит отметить, что доходы территориальных бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых источников образования доходов, а также за счет безвозмездных перечислений и средств по взаимным расчетам.

Закрепленные за местными бюджетами налоговые доходы должны отвечать следующим принципам: местные налоги непосредственно связаны с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на территории данного муниципального образования; органы местного самоуправления муниципальных образований должны иметь возможность влиять на базу налогообложения и собираемость налогов в качестве повышения социально-экономического развития [4].

Так, благодаря налоговым источникам формирования бюджета обеспечивается рациональное формирование бюджета, а также разумное перераспределение средств для повышения благосостояния и качества жизни населения.

Для более детального изучения роли источников благосостояния в обеспечении устойчивого социально-экономического развития, рассмотрим источники формирования доходов в местный бюджет. В качестве примера проанализируем бюджет города Белгород.

Так, за 2015 год в бюджет городского округа «Город Белгород» поступило доходов в сумме 8 887 167 тыс. рублей. По сравнению с 2014 годом поступление доходов возросло на 18,3 процента или на 1 374 767 тыс. рублей. Исполнение налоговых доходов составило 4 486 755 тыс. рублей.

Проанализируем поступления от наиболее значимых налоговых источников в городе Белгород в 2014-2015 годах (табл. 1).

Таблица 1.

Значения доходов в местный бюджет от главных налоговых источников его формирования в 2014-2015 годах

Наименование налогового источника формирования дохода в местный бюджет

Значения, тыс.руб.

Отклонение, тыс. руб.

Темп прироста, %

2014

2015

2015 от 2014

2015 от 2014

Налог на доходы физических лиц

13480596,35

15529647,00

2049050,65

15,20

Налога на прибыль организаций

13682613,56

11507078,00

-2175535,56

-15,90

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

376137,00

393439,00

17302,00

4,60

Налоги, связанные с применением патентной системы налогообложения

7100,00

8751,00

1651,00

23,25

Налог на имущество организаций

6418731,00

6 934 468

515737,00

8,03

Налог на имущество физических лиц

140943,50

142212,00

1268,50

0,90

Земельный налог

1174817,00

1296998,00

122181,00

10,40

Поступления от государственной пошлины

58071,00

80138,00

22067,00

38,00

Из таблицы видно, что в 2015 году поступления от такого источника как налог на доходы физических лиц составили 15529647 тыс. рублей по сравнению с 2014 годом наблюдается увеличение доходов на 2049050,65 тысяч рублей или на 15,2%. Поступления по единому налогу на вмененный доход увеличились в 2015 году по сравнению с 2014 годом и составили 393 439 тыс. рублей или увеличились на 4,6%. Однако, наблюдается недоимка по налогу на прибыль организаций в сумме 2175535,56 тысяч рублей. Доля имущественных налогов как источника формирования налоговых и неналоговых доходов составляет 32,1 процента от общего числа налоговых источников. Налог на имущество физических лиц в 2015 году составил 142212 тыс. рублей или увеличился по сравнению с 2014 годом на 0,9%.

Благодаря данным источникам доходов формируется территориальный бюджет с целью обеспечения и накопления, а позже и распределения финансовых ресурсов для выполнения всех социально-экономических функций и реализации интересов населения [5].

Также, если проанализировать неналоговые источники формирования бюджета города Белгорода, то доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в 2015 году составили 748 510 тыс. рублей, которые увеличились на 26010 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом. Поступления от платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2015 году составили 14031 тыс. рублей или 0,2% к годовым показателям.

Помимо налоговых и неналоговых источников также выделяют безвозмездные поступления в местный бюджет города Белгорода [2]. Так, в 2015 году в местный бюджет поступило 3763936 тысяч рублей от такого источника формирования доходов как субвенции, также поступления от субсидий составили 499931 тысяч рублей.

За отчетный 2015 год в бюджет городского округа поступило межбюджетных трансфертов на 161 909 тыс. рублей меньше, чем планировалось.

Доходы составляют неотъемлемую часть развития города Белгорода, выступает основой для дальнейшего достижения целей. Средства из бюджета направляются на социально-экономическое развитие городского округа: осуществление контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в сумме 409 тыс. рублей; мероприятия, связанные с организацией деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в сумме 234 тыс. рублей; по опеке и попечительству несовершеннолетних лиц в сумме 1118 тыс. рублей;по государственной регистрации актов гражданского состояния в сумме 1864 тыс. рублей; осуществление полномочий в области охраны труда.

Таким образом, на основе проведенного анализа источников формирования доходов бюджета, следует отметить, что главной составляющей формирования бюджета и повышения благосостояния, а также достижения устойчивого социально-экономического развития, остаются налоговые источники. Роль налогов в формировании бюджета и обеспечении стабильного развития велика. Как правило, доходы распределяются на пенсионное обеспечение населения и осуществление другой социальной поддержки граждан. Социальная поддержка будет постоянно находиться в центре внимания администрации, хотя известно, что лучший механизм роста благосостояния — устойчивый экономический рост, повышение доходов населения и рациональное перераспределение денежных средств бюджета на обеспечение социального развития.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.03.2017 г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) //Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.02.2017 г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения – 02.03.2017 г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.03.2017 г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Бутов В. И. Основы региональной экономики : учеб. пособие / В. И. Бутов, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова. – М. : Ростов-на-Дону : Март, 2014. – С. 323–334.

6. Никулина Е.В., Смирнова Ю.К. Современные проблемы управления финансами / Е.В. Никулина, Ю.К. Смирнова // IV Международной научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня основания НИУ «Белгу». – 2016. – С. 340-341.

Просмотров работы: 384