Счетная палата – постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному Собранию Российской Федерации. Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности. Является полноправным участником бюджетного процесса в России, обладающим широкими полномочиями для эффективного контроля за средствами федерального бюджета, Резервного фонда, Фонда национального благосостояния (ФНБ), государственных внебюджетных фондов и федеральной собственностью [1].
Также, для обеспечения устойчивого развития страны Счетная палата РФ реализует контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Целью данных мероприятий является обеспечение контроля органов местного самоуправления, предприятий, организаций, банков, страховых компаний и других финансово-кредитных учреждений, их союзов, ассоциаций и иных объединений вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Рассмотрим количество проведенных Счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (таблица 1).
Таблица 1
Анализ количества проведенных Счетной палатой РФ контрольных и экспертно-аналитических мероприятий за 2013-2015гг.
Вид проверки |
Годы |
Абсолютное отклонения (+,-) |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2014г./ 2013г. |
2015г./2014г. |
||
Экспертно-аналитические мероприятия |
122 |
96 |
78 |
-26 |
-18 |
|
Контрольные мероприятия |
348 |
349 |
244 |
1 |
-105 |
|
Всего проведено мероприятий |
470 |
445 |
322 |
-25 |
-123 |
Из таблицы 1 видно, что основную часть проведенных мероприятий составляют контрольные мероприятия. В 2014 году количество контрольных мероприятий увеличилось на 1 проверку, а в 2015 году снизилось на 105 мероприятий по сравнению с 2014 годом.
Счетная палата РФ ежегодно осуществляет контрольные и экспертно-аналитические проверки объектов Российской Федерации. В 2015 году количество данных мероприятий сократилось в результате укрупнения тематики мероприятий и увеличения степени охвата объектов. Вследствие чего, количество объектов охваченных мероприятиями, проводимыми счетной палатой в 2015 году увеличилось и составило 2594. Особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всегда докладываются непосредственно главе государства.
Все это нацелено на обеспечение побуждений к правомерным действиям, а также следование финансовому законодательству Российской Федерации для устойчивого развития страны.
Счетная палата при проведении ревизии и проверок получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию, для документального подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов в целях обеспечения законности [2].
Проведем оценку полученных данных по результатам внешнего государственного аудита за 2013-2015гг. (таблица 2).
Таблица 2
Динамика выявленных нарушений и недостатков Счетной палатой РФ
при поступлении и использовании средств бюджетной системы
за 2013-2015гг., млрд. руб.
Вид нарушения |
Годы |
Темп прироста, % |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2014г/ 2013г |
2015г./2014г. |
|
Нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и финансовой отчетности |
41,7 |
14,0 |
78,2 |
-66,43 |
458,57 |
Нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд |
233,3 |
39,6 |
126,1 |
-83,03 |
218,43 |
Нарушения при распоряжении и управлении государственной собственностью |
23,6 |
25,5 |
30,76 |
8,05 |
20,63 |
Иные нарушения, выявленные при использовании средств бюджетной системы |
35,7 |
92,0 |
31,8 |
157,70 |
-65,43 |
Нарушения в ходе использования средств финансовой и гуманитарной помощи Российской Федерации, предоставляемой иностранным государствам |
0 |
0 |
15,6 |
- |
- |
Всего выявлено нарушений и недостатков |
722,9 |
524,5 |
516,5 |
-27,45 |
-1,53 |
По результатам проведенного исследования в таблице 2 можно сделать вывод, что общая сумма выявленных Счетной платой нарушений в 2015 году уменьшилась на 1,53%. Это связано со снижением суммы нарушений бюджетного законодательства и иных нарушений, выявленных при использовании средств бюджетной системы (на 65,43%).
Следующим мероприятием Счетной палаты выступает проведение государственного аудита. Проводя внешний государственный аудит, Счетная палата оценивает насколько эффективно используются федеральные ресурсы, и соблюдается их целевое назначение (таблица 3).
Таблица 3
Анализ выявленных нарушений и недостатков при поступлении
и использовании средств бюджетной системы в части целевого и неэффективного использования средств за 2013-2015гг., млрд. руб.
Вид нарушения |
Годы |
Абсолютное отклонение, (+,-) |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2014г/ 2013г |
2015г./2014г. |
|
Нецелевое использование средств |
3,9 |
9,5 |
3,7 |
5,6 |
-5,8 |
Неэффективное использование средств |
66,3 |
173,1 |
81,2 |
106,8 |
-91,9 |
Анализ результатов таблицы 3 отражает, что объем нецелевого использования бюджетных средств в 2015 году снизился на 5,8 млрд. руб. Сумма неэффективного использования государственных и иных средств уменьшилась на 91,9 млрд. руб. Данные показатели свидетельствуют о снижении нарушений в бюджетной системе страны и эффективности проводимых Счетной палатой контрольных мероприятий.
Счетная палата принимает исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы как государственных структур, так и иных участников бюджетного процесса, включая институты гражданского общества, широкие слои населения.
Так, приняты меры по привлечению должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, к различным видам ответственности. Всего по представлениям Счетной палаты за отчетный период к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации привлечены 344 должностных лица, в том числе: 84 человека получили замечания, 3 предупреждения, 46 выговоры, 65 человек уволены, 30 человек были депремированы, к 116 сотрудникам были применены иные меры дисциплинарного воздействия.
По итогам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата на постоянной основе направляет свои рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, нацеленные на устранение выявляемых проблем и недопущение в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства.
В целях повышения качества прогнозирования доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета главными администраторами доходов и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Счетная палата неоднократно обращала внимание на необходимость разработки методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета [3].
Таким образом, роль Счетной палаты заключается в осуществлении контроля, концентрации на оздоровлении банковского сектора и поддержке отдельных секторов экономики, реализации приоритетных национальных проектов, реформировании пенсионного обеспечения граждан, комплексного анализа межбюджетных отношений, формировании потенциала развития и повышения международного авторитета РФ. Эффективное функционирование Счетной палаты будет способствовать социально-экономическому развитию страны.
Список литературы
О Счетной палате Российской Федерации / федер. закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (действующая редакция, 2016). – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
2. Афанасьева, С.А. Некоторые особенности организации и деятельности Счетной палаты Российской Федерации / С.А. Афанасьева, М.А. Орлов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. – 2015. - № 3(19). – С. 44-51.
3. Цапина, Т.А. Счетная палата Российской Федерации в системе органов конституционного контроля в Российской Федерации / Т.А. Цапина // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2014. - № 8. – С. 83-85.
4. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2013 году / офиц. документ (дата обращения – 01.03.2017 г.). - Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/annual_report /#764.
5. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2014 году / офиц. документ (дата обращения – 01.03.2017 г.) - Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/annual_report /#842.
6. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2015 году / офиц. документ (дата обращения – 01.03.2017 г.) - Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/annual_report /#874.