Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Основные методы селекции включают отбор, гибридизацию, полиплоидию и мутагенез. В последнее время в селекции также широко используют новые методы — клеточную и генную инженерию.Мутагенез. Искусственный мутагенез позволяет вывести новые сорта растений и породы животных, а также улучшить уже существующие породы и сорта. Мутации возникают при воздействии на организмы различными мутагенами (ультрафиолетовые лучи, ионизирующее излучение, некоторые химические вещества). При воздействии мутагена могут возникнуть мутации как понижающие, так и повышающие жизнеспособность организма. Селекционер отбирает и сохраняет формы с необходимыми свойствами. При помощи этого метода был выведен сорт пшеницы Новосибирская-67, который характеризуется коротким и утолщенным побегом и устойчив к полеганию.
Полиплоидия. При выведении новых сортов у растений значительное место отводят полиплоидам. Это связано с тем, что в природе многие виды растений — полиплоиды, среди животных полиплоиды встречаются очень редко. В основе возникновения полиплоидии лежат три причины: удвоение хромосом в неделящихся клетках, слияние соматических клеток или их ядер, нарушение процесса мейоза, при котором получаются гаметы с диплоидным набором хромосом.
Клеточная инженерия позволяет гибридизировать соматические клетки, культивируемые на искусственных средах вне организма, не только между собой, но и с клетками другого вида. Например, гибридизируют клетки мыши и человека, нормальные и раковые клетки, клетки различных растений. Разработаны методы, с помощью которых из группы клеток растения (культуры ткани), содержащегося в пробирке на искусственной среде, можно восстановить целое растение.
Генная инженерия — совокупность методов, позволяющих с помощью изменения генов получить у организмов новые признаки. Методами генной инженерии осуществлен синтез биологически активных веществ и препаратов в измененных клетках микроорганизмов. Получены бактерии, обладающие способностью синтезировать инсулин, гормон роста, интерферон и т.д.
Изучение и анализ научно-технической информации, закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков и умений при выполнении научно-исследовательских работ.
Задачи практики: Закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков по селекции и семеноводству растений для решения научно-производственных задач.
- Накопление опыта практической работы по направлению и овладение навыками организации и управления научными исследованиями, самостоятельного проведения экспериментальных исследований на различных сельскохозяйственных культурах. Овладение навыками лабораторного анализа, камеральной обработки и анализа данных с использованием информационных технологий, методов математической статистики; составления научного отчета, рекомендаций.
-Приобретение навыков в планировании, организации и в практическом осуществлении научно-производственных процессов в области семеноводства растений. Освоение современных методов скрининга генотипов, расширения генетического разнообразия исходного материала и производства высококачественного семенного материала, а также методов анализа и обобщения экспериментальных данных.
- Пропаганда и внедрение научных достижений и передового опыта. Проведение научных исследований по теме, предложенной научным руководителем. Сбор материала для выполнения выпускной квалификационной работы.
Методы оценки хозяйственной ценности селекционного материала - методы оценки материала в питомниках испытания и первичных звеньях семеноводства, методика и технология производства высококачественного семенного материала, приемы ускоренного размножения новых сортов, биотехнологические методы в селекции и семеноводстве.
Проведение полевых опытов и наблюдений. Сбор полевого материала. В полевых условиях проводятся наблюдения, измерения, выполняемые как под руководством преподавателя, так и самостоятельно; решаются научные и научно-производственные задачи. Выполняется учеты, наблюдения и анализы по оценке генофонда растений. Оценка продуктивности и состояния сельскохозяйственных культур. Изучение фитосанитарного состояния почвы. Сбор полевого материала.
Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Интерактивное взаимодействие предполагает оперативную обратную связь в реальном времени между человеком и человеком или между человеко-машинными системами (ИКТ).
Например, при проведении лабораторный работы «Строение и способы передвижения инфузории - туфельки» компьютер дает возможность рассмотреть строение инфузории - туфельки, фрагмент фильма демонстрирует волнообразное движение ресничек, раздражимость организма. Работая в старших классах, при изучении тем «Экологические катастрофы и ее последствия» я традиционно провожу урок-конференцию. Учащиеся выбирают темы, готовят проекты, создают замечательные презентации, буклеты, листовки и т.д.
На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Компьютер не сможет заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию учащихся к изучению биологии.
Передовые технологии видеосъемки и применение специально разработанной компьютерной графики позволяют проследить за работой организмов как бы «изнутри», открыть их особенности и загадки. Что вызывает большой эмоциональный подъем и повышает уровень усвоения материала, стимулирует инициативу и творческое мышление. А результат – призеры на олимпиадах и слетах.
Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных обще учебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.