К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Леонтьева М.Б. 1, Шанц Е.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Творчество - одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать, как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций, а также активного творческого отношения к действительности. По мнению Выготского Л.С. именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.

Так, в соответствии с Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности.

Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), где развитию творческих способностей дошкольников придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования и перед дошкольными организациями стоит важная задача творческого развития каждого ребенка, как уникальной личности (Сорокина Н.Ф.).

Введение ФГОС в дошкольном образовании стало знаковым моментом в обеспечении развития творческих способностей детей. В ФГОС ДО были выделены две образовательные области «Познавательное развитие» и «Художественно – эстетическое развитие», предполагающие развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Такая образовательная область, как «Познавательное развитие» предполагает …развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности…

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» предусматривает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Развитием творчества и творческих способностей, их природой, условиями их формирования на протяжении многих веков занимались ученые и философы разных направлений (Аристотель, Сократ, Платон, Богоявленская Д.Б., Дружинин В.Н., Пономарёв Я.А., Теплов Б.М., Яковлева Е.Л. и др.).

В теории и практике обучения вопросу развития творческих способностей детей уделено большое внимание таких ученых, как Выготский Л.С., Божович Л.И, Калмыкова З.И. и др., но и на сегодняшний день открываются все новые и новые грани (Колосова М.В.).

Развитие творческих способностей детей – одна из актуальных задач образования, как отмечают Флерина Е.А., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г., обусловленная тем, что традиционное обучение – это процесс передачи ребенку того, что создано человечеством в разных областях науки и культуры. Если раньше спор велся на тему природы способностей, то сегодня все больше встает вопрос о методах и условиях их развития.

Осуществление синтеза, как интеграции образовательных областей в приобщении дошкольников к российским культурным традициям, является главным принципом построения содержания образования в условиях многонациональности России и способствует достижению познавательного результата – формированию целостной картины мира. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества ребенка, которым определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В психологических и педагогических исследованиях ученых (Ананьев Б.Г., Богоявленская Д.Б., Выготский Л.С., Комарова Т.С., Теплов Б.М., Чумичева Р.М. и др.) можно увидеть, что основой для художественного и творческого развития является старший дошкольный возраст. Именно в данном возрасте происходит начало становление личности, а так - же раскрываются художественно – творческие возможности и способности ребенка.

Необходимо всячески поощрять творческие способности детей, именно в старшем возрасте. Так как именно этот период является важным в развитии и жизни ребенка, где вся жизнь его пронизана фантазией и творчеством. Если ребенок старшего дошкольного возраста не получает творческого развития в данный период, то творческий потенциал может и не проявиться в будущем.

В процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста всегда есть место эмоциям и чувствам. Если ребенка не научить принимать и понимать свои чувства, тогда и невозможно научить их проявлять свою индивидуальность, а также быть творческой личностью. Ребенок часто будет уходить от самого себя, от проблем и противоречий, которые открываются ему в чувствах.

Одной из главных предпосылок становления творческой личности – является наличие в жизни трудных ситуаций, которые вызывают определенное эмоциональное напряжение. При этом важную роль играет создание положительного настроя, с помощью которого решается ребенком проблема и эта трудная ситуация.

Психолог Н. Розенталь в своих работах утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов от детей, они действительно этих успехов начинают добиваться, даже если раньше считались не очень способными.

Ученые отмечают, что развитие творческих способностей – это целенаправленная, длительная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата.

Одним из наиболее действенных средств развития творческих способностей у старших дошкольников является обучение нетрадиционным техникам рисования. Применение нетрадиционных техник рисования способствую обогащению знаний о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. Это большая возможность для детей в старшем дошкольном возрасте, думать и экспериментировать, пробовать и искать, а самое главное самовыражаться. Ведь нетрадиционные техники рисования, это способы создания чего-то оригинального и нового, в котором существует гармония линии, цвета и сюжета. Таким образом, ребенок при использовании нетрадиционных техник рисования обогащает не только свои творческие возможности и фантазию, но и развивает свои творческие способности.

Изучением использования нетрадиционных техник рисования занимались ученые Казакова Р.Г., Недорезова О.В., Степанова Н.В., Ветлугина Н.А, Никитина А.В., Комарова Т.С., Давыдова Г.Н., Слепцова В.Ю., Лыкова И.А., Сакулина Н.П., Флёрина Е.А. и др. Развитием детского изотворчества занимались такие учёные, как Белобрыкина О.А., Казакова Р.Г., Григорьева Г.Г., Венгер А.А., Богоявленская Д.Б., Рождественская А.В., Бакушинский А.В..

Особую актуальность приобрели исследования по изучению и разработке диагностических методик выявления и развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Казакова Т.Г., Ветлугина Н.А., Запорожца А.В.). Мы видим, что сегодня в педагогической науке идет интенсивный поиск новых нестандартных форм, способов и приёмов обучения детей, для достижения основной цели образования. Это подготовка подрастающего поколения к будущему и обучению их использовать новые возможности, которые предоставляет им жизнь.

Практический аспект использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста недостаточно раскрыт.

Анализ основных образовательных программ («От рождения до школы» - под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой; «Открытие» - под редакцией Е.Г. Юдиной; «Детство» - под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова) показал, что в программах существует единая задача: развитие индивидуальных и творческих способностей каждого ребёнка. Но в тоже время можно отметить, что в них уделяется внимание лишь постановке задач и определению минимального содержания по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования, ни одна из программ не имеет полного описания системы работы с детьми, их родителями и педагогами.

Анализ научной литературы показал, что развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, это одна из актуальных задач дошкольной педагогики, однако вместе с актуальностью отмечается сложность в поиске педагогических средств, способствующих развитию творческих способностей старших дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013.- 464 с.

  2. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/

  3. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]: Н.В. Микляева; Микляева Ю. В. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 264 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=55845 –Загл. с экрана

  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего профессионального обюразования [электронный ресурс]. - доступ-http:// www.firo.ru/ wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

Просмотров работы: 697