ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С КУЛЬТУРОЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮГРЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С КУЛЬТУРОЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮГРЫ

Ушакова П.П. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Пристальное внимание к проблеме этнокультурного воспитания в нормативно-правовых документах российского государства подтверждает необходимость установления национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов.

Один из целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает, что ребёнок на этапе завершения дошкольного образования обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. Вместе с тем, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает основные принципы, к числу которых относятся:

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

В этих условиях вопрос формирования представлений об этнокультурных традициях родного края у дошкольников особенно актуален, ведь именно народная культура способна дать детям те духовно-ценностные ориентации, которые будут содействовать познавательному развитию и максимальному раскрытию их творческого потенциала.

Практика работы в образовательных организациях ХМАО показывает, что национальный состав дошкольных групп разнообразен. Однако подавляющая часть воспитанников не являются представителями коренных народов Югры. В связи с этим, одной из приоритетных задач ДОО должно стать ознакомление детей с культурой коренного населения. При этом следует учитывать, что национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена, только в том случае, если она будет интересна подрастающему поколению.

Проблему формирования представлений об этнокультурных традициях изучали многие научные деятели. Но необходимо отметить, что ранее предпринятые исследования народных традиций проводились преимущественного в рамках русской культуры (Д.И. Воробьева, М. Забылин, С.Д, Кириенко, О.Л. Князева). Некоторые авторы исследовали культуру коренных народов Югры (В.М. Кулемзин, В.Т. Кудрявцев, И.А. Панкеев, И.Н. Полынская, Р.Г. Решетникова и др.), однако совсем немногие из них предлагают методические разработки по ознакомлению дошкольников с этнокультурными традициями данных народов.

Изучив структуру содержания этнокультурного образования в работах А.Б. Афанасьевой, приняв во внимание взгляды ученых, занимающихся исследованиями в области этнокультурной осведомленности (С.В. Мажаренко и др.) и этнокультурной компетентности (Т.В. Поштарева, Э.Р. Тюлепаева и др.), мы определили компоненты представлений об этнокультурных традициях родного края у детей старшего дошкольного возраста:

  • языковой, включающий в себя знакомство с языковым многообразием окружающего социума, проявление эмоционально-ценностного и уважительно-толерантного отношения к языкам других этносов, понимание роли русского языка в межкультурном общении и взаимодействии;

  • историко-культурологический, включающий в себя изучение истории родного края, осмысление своеобразия и уникальности каждой этнокультуры, культурного наследия этносов, понимание взаимовлияния и взаимопроникновения культур народов России;

  • художественно-эстетический, включающий в себя приобщение к лучшим образцам народного искусства, благотворное влияние на дошкольников произведений народного прикладного искусства, творческое самовыражение детей посредством изготовления поделок с этнокультурной тематикой, отражение потенциала этнокультуры в творчестве детей;

  • природоведческий, включающий в себя приобщение к природе родного края, благоприятное влияние природы на духовно-нравственное развитие человека, бережное, рациональное и ответственное взаимодействие с ней посредством фольклора, народных обычаев и традиций, праздников;

  • здоровьесберегающий, включающий в себя знания о национальных ценностях здоровья, укреплении психологического и физического здоровья с учетом представлений народа о «совершенном человеке», получение позитивного настроения на основе народных игр, хороводов, фольклорного пения, обрядовых фрагментов, народных праздников и др. [4, с. 37].

Специфика процесса формирования представлений об этнокультурных традициях родного края у детей старшего дошкольного возраста проявляется в его непрерывности и интегрированности, а также учёте возрастных особенностей развития личности.

В работах психолога Ж. Пиаже отмечается, что в дошкольном возрасте у детей появляются эмоциональные предпочтения, начинают интенсивно развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, формируются предпосылки этнического самосознания, мотивированные национальностью родителей, местом проживания [3].

У детей старшего дошкольного возраста под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие всех психологических процессов, что в свою очередь, стимулирует активный интерес к явлениям окружающей жизни, формирует отношение ребёнка к окружающему миру. Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивают дети.

В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый [5]. В этой ситуации этнокультурные представления выступают в качестве основы построения взаимоотношений ребенка с поликультурным социумом.

Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

Этнокультурные представления носят общественных характер, а средством их формирования является народная культура: язык, сказания, предания, обычаи и традиции, народные праздники и т.д. В старшем дошкольном возрасте формируются этнокультурные представления о многообразии народов и их культур, об элементах народной культуры, таких как: люди – носители культуры, природа края, достопримечательности и др.; народные промыслы – рыболовство, охота, оленеводство, собирательство и др.; народная сказка, её герои, пословицы; народные подвижные игры и праздники, обряды; народная игрушка, предметы декоративно-прикладного искусства; орнамент, узор, украшение, головной убор, обувь, одежда; национальное жилище, предметы быта, утварь и др. Ознакомление с этнокультурными предметами, явлениями и отношениями, их частями, основными свойствами, способами функционирования в определенных условиях – это и есть формирование первоначальных этнокультурных представлений, которые являются базой уважительно-толерантного отношения к этносам и их культурам, правильного взаимодействия с ними [4, с. 42].

Непрерывность процесса формирования представлений об этнокультурных традициях родного края рассматривается нами с позиции целостности воспитательно-образовательного процесса.

Создание условий для этнокультурного развития детей – одна из социально-педагогических задач, стоящих перед дошкольным учреждением. В ДОО необходимо обеспечить педагогическое сопровождение этнокультурного развития ребенка. Работу в данном направлении следует вести с учетом современных требований. Прежде всего, необходимо пересмотреть темы календарно-тематического планирования и провести их анализ с целью выявления имеющихся резервов для усиления этнокультурологической направленности изучаемого материала; определить параллели в традициях и обычаях народов совместного проживания, сопоставить малые жанры устного народного творчества; обеспечить постепенное усложнение материала о культурных особенностях региона для детей разных возрастных групп (с учетом принципа доступности); подобрать технологии обучения в условиях диалога культур, представляющие собой единство когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка; использовать методы приобщения к разным культурам, ставящим ребенка в позицию субъекта деятельности.

Педагогу неизбежно предстоит столкнуться с определенными трудностями в реализации обозначенных направлений. В их числе можно отметить такие, как малодоступность содержательного материала по этнической культуре, его неоднозначность; появление новых, полярных подходов в педагогической науке относительно роли народной педагогики; «переоценку взглядов», сложившихся в истории педагогики, на проблемы народного воспитания; определении места «этнопедагогики детства» в системе педагогической культуры [7, с. 18]. Но элемент трудности не должен отпугнуть педагога, важным для него должно стать осознание того, что именно через национальную культуру ребенок социализируется, приобретает этносоциальный опыт, становится цельной личностью, обогащенной связью с истоками культуры, её корнями [6, с. 4].

В реализации задач этнокультурного воспитания детей не должно быть крайностей ни в сторону этноцентризма, ни в сторону формализма. Так, при усиленном внимании только к своей национальной культуре есть опасность формирования у ребенка этноцентристской или даже этнофанатической идентичности, которая приводит к замыканию общения человека кругом своих сородичей. В случае же формального подхода к реализации задач национального воспитания детей соблюдается лишь внешняя форма и видимость дела, в ущерб его содержанию. При этом формальный подход может проявляться во всех аспектах педагогического процесса: и в обучении, и в воспитании, и в развитии.

Формализм в этнокультурном обучении обозначает механический подход к формированию представлений о культуре народа, упущение эмоционального фактора при сообщении знаний о традициях, обычаях народа, специфике культуры, ценностных достижений [6, с. 4], это бездумное усвоение детьми сообщаемой информации, без её осознания, понимания и проявления интереса к ней. Между тем, эмоциональная основа для любых действий человека, и в особенности для реализации цели и намерений, является самым естественным «топливом», без которого все начинания человека разбиваются о первые же препятствия, и это должен помнить педагог, реализующий задачи этнокультурного обучения и воспитания.

Формализм в национальном воспитании трактуется как неполноценность реализации педагогом социального заказа общества по стимулированию развития качеств личности как носителя традиций и культуры своего народа, достижений мировой цивилизации в целом; это основной упор на словесные методы воспитательного воздействия, в ущерб наглядно-практическим, ориентация на коллективные формы работы, хотя декларируется принцип индивидуального подхода.

Формализм в личностном развитии отражается в авторитарном стиле деятельности педагога, когда идёт подавление активности, самостоятельности, проявления творческих способностей воспитуемых, хотя «протокольно» фиксируется решение задач развивающего обучения во время проведения различных мероприятий [6, с. 34].

Интегрированность процесса формирования представлений об этнокультурных традициях родного края у детей 5-7 лет заключается в создании целостной полноценной этнокультурной среды, трактуемой как содержание окружающего дошкольников пространства, особенности которого заданы компонентами этнической культуры, характеризующими его качественную сторону.

Этнокультурная среда ДОО должна обладать развивающим педагогическим потенциалом, под которым понимается совокупность её этнопедагогических возможностей по полноценному развитию и формированию личности. В свою очередь, этнопедагогические возможности трактуются как совокупность системы структурных компонентов этнопедагогической среды, которая окружает личность и представляет собой совокупность условий образовательного пространства с учетом этнокультурных особенностей.

Интегрированность процесса формирования представлений об этнокультурных традициях родного края проявляется при соблюдении следующих условий:

  • вовлечение дошкольника в разнообразные виды деятельности (коммуникативную, познавательно-исследовательскую, изобразительную, восприятие фольклора, трудовую, двигательную при сохранении приоритета игровой);

  • использование различных видов искусства (музыкального, декоративно-прикладного) с опорой на фольклор;

  • насыщение педагогического процесса формами активного приобщения ребенка к культурному наследию народов – экскурсии в местные музеи, целевые прогулки, участие в народных праздниках, развлечениях и других мероприятиях;

  • использование разнообразных методов и приёмов, способствующих закреплению и углублению представлений детей о жизни коренных народов, их истории, специфике этнонациональной культуры;

  • активизация интереса к родному краю, культуре других народов с учётом национальных и индивидуальных особенностей старших дошкольников;

  • обеспечение максимальной активности ребенка;

  • организация содержательного взаимодействия с семьей [1, с. 124].

Реализацию задач формирования представлений об этнокультурных традициях у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования следует осуществлять в процессе совместной, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности, во время режимных моментов [2].

Краеведческая работа в детском саду должна осуществляться с учетом принципов отбора и введения краеведческого материала в образовательный процесс, достаточно широко освещенных в работах отечественных исследователей [1, с. 38]. Используемый в работе с детьми краеведческий материал обязательно должен:

  • соответствовать программным требованиям и варьироваться;

  • способствовать более глубокому и прочному усвоению других программ;

  • быть регламентированным по объёму и соразмерным способностям детей, их возрастным особенностям;

  • быть доступным для понимания и освоения детьми, но в то же время научным, без ущерба целостности и глубины народного искусства;

  • быть интересным для детей, соответствующим их потребностям [6, с. 33].

Педагогическими условиями, необходимыми, на наш взгляд, для формирования представлений об этнокультурных традициях у детей старшего дошкольного возраста, являются:

  • обновление содержания регионального компонента дошкольного образования с учётом социально-этнического окружения;

  • создание программного обеспечения, позволяющего обеспечить системный подход к процессу формирования этнокультурных представлений и отвечающего требованиям ФГОС ДО;

  • подготовка педагогических кадров к реализации этнокультурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

  • создание предметно-развивающей среды этнокультурной направленности в группе;

  • организация эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семи.

Литература

  1. Агишева Р.Л. Поликультурный аспект содержания образования в ДОУ республики Башкортостан / Дисс…канд. пед. нук. М., 2001.

  2. Кондрашова Н.В., Андреева О.Н. Формирование этнокультурной осведомленности у детей 5–7 лет посредством культурно-досуговой деятельности в условиях внедрения ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 291–295. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86959.htm. [дата обращения 06.11.2016]

  3. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М. : Просвещение, 1969. – 659 с.

  4. Соколова П.Ю. Формирование этнокультурной осведомленности учащихся начальных классов в общеобразовательной школе [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. / П.Ю. Соколова ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева». – Саранск, 2014.

  5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-еизд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с. // электронный ресурс [режим доступа: http://www.studfiles.ru/ дата обращения 1.12.2016]

  6. Фёдорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учебное пособие / С.Н. Фёдорова. – М.: ФОРУМ, 2011. – 176 с.

  7. Фролова А.Н. Этнопедагогика детства древних коренных народов Северо-Востока России : монография / А.Н. Фролова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Магадан : Кордис, 2003. - 183 с.

Просмотров работы: 579