РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ У ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Биктимирова Я.А. 1, Шанц Е.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Главным фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка.

В семье закладываются основы формирования личности. Члены семьи связаны кровными и семейными отношениями, объединяя супругов, детей и родителей, объединяя одновременно два, три, а иногда и четыре поколения. Семейное воспитание начинается с любви к ребенку. Именно семья создает для ребенка ту модель жизни, к участию в которой он привлекается.

Анализ теоретических исследований показал, что традиционно понятие семья трактуется как социальный институт воспитания, где осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения (Л.С. Выготский, А.А. Крылов, С.Г. Вешловский). Несмотря на это необходимо уточнить и конкретизировать данное понятие, выявить общее и различное в его определении.

Обращение к толковому словарю С.И. Ожегова позволило определить понятие «семья» исходя из уровня обыденного сознания как группу живущих вместе близких родственников.То есть основными критериями семьи согласно данному определению выступают родственные отношения и совместное проживание членов семьи.

С точки зрения философии понятие «семья» трактуется как исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола.Представленное определение показывает, что на жизнедеятельность семьи особое влияние оказывает развитие общества, особенности исторической эпохи, изменения, происходящие в окружающем человека мире.

При этом исследования Ф.Адлера показывают, что не только общество в целом может повлиять на особенности семьи, но и семья вносит свой вклад в развитие и стабильность общества. Ф. Адлер считал, что семья – это «общество в миниатюре», от целостности которого, зависит безопасность всего «большого общества».

Рассмотренные выше взгляды на проблемы семьи находят свое отражение и в современных исследованиях. Так, в работах А.А.Крылова термин семья определяется как важнейший институт социализации личности.

А.В.Козлова и Р.П. Дешеулина рассматривают семью, как некую целостность, где изменение одного члена семьи ведёт к изменению всей системы. «Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников, и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным», так считают данные авторы.

О.В.Солодянкина рассматривает семью, как начальную структуру членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.

Анализ современных исследований показал, что на современном этапе развития общества выделяются различные виды семей. Так, исследования О.В. Солодянкиной позволили определить следующую классификацию семей:

- по количеству детей семьи делятся на многодетные (более 3-х детей), малодетные, однодетные и бездетные;

- по составу выделяют однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети); межпоколенные (родители, дети, внуки); неполная семья: когда женщина рожает и воспитывает ребёнка, не зарегистрировав брак.

Работы данного автора также позволил выделить деление семей по социально-психологическому критерию. Так семьи можно разделить на:

- благополучные, когда оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;

- формально-благополучные, когда благополучие носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными, а семья не занимается воспитанием детей;

- неблагополучные, в которых явно просматриваются дефекты воспитания детей;

- высокообеспеченные и сверхобеспеченные семьи, где нередко наблюдается кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

Исследования Ю.П. Азарова, М.И. Буянова показывают, что современные семьи можно разделить по степени сплоченности ее членов, гармонии и доброжелательности отношений.

В своих работах Ю.П.Азаров делит семьи по характеру взаимоотношений на следующие типы:

- идеальная;

-средняя;

- негативная.

Наряду с этим, отечественная социология отмечает определенные изменения статуса семейных отношений в России и появление новых видов семьи.

М.И.Буянов выделяет такие типы семей как:

- гармоничная;

- распадающаяся;

- неполная.

Так, в исследованиях А.В.Козловой, Р.П.Дешеулиной современная семья рассматривается как, нуклеарная. Нуклеарная семья – это семья, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Характерными чертами нуклеарной семьи становятся развитие самостоятельности её членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А недостаточная подготовленность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям и увеличивает бракоразводность.

Так же, растёт количество детей, рожденных от незарегистрированных браков, рождение детей от несовершеннолетних матерей, которых опекает либо старшее поколение семьи, или государство, увеличилось число разводов и от зарегистрированных браков. Особый слой составляют матери-одиночки, которые изначально рассчитывают в воспитании ребенка на свои силы и помощь государства; многодетные семьи; семьи «риска», включающие маргинальные слои населения.

Рассматривая особенности современной семьи, нельзя не обратить внимание на возрастной состав семей, имеющих детей дошкольного возраста. Исследования А.В.Козловой и Р.П. Дешеулиной показывают, что в семьях дошкольников, родителями бывают люди самых разных возрастов. Наибольшая группа состоит из молодых людей до 30 лет, однако, и 35-40-летние родители тоже не редкость.

При этом каждая возрастная категория родителей имеет свои особенности, которые необходимо учитывать специалистам дошкольных учреждении при организации процесса взаимодействия с семьями. Так основными чертами родителей в возрасте от 18 до 25 лет являются осознание собственной индивидуальности, неповторимости. Как следствие, может возникнуть внутренняя напряжённость, порождающая чувство одиночества, обычно трудно переносимого. Ещё одна проблема - удлинение периода детства: нередко молодые люди поздно вступают на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей. Всё это неблагополучно сказывается на родительской роли, примерить которую на себя вынуждены молодые люди.

Особенности родителей в возрасте от 25 до 30 лет характеризуются установлением близких личных связей с другим человеком, заключение брака, создание семьи, рождение и воспитание ребёнка. Проблемы неполных семей могут быть связаны именно с трудностями решения жизненных задач в этом возрасте. Родитель, один воспитывающий ребёнка (чаще мама), может быть тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими. Другая крайность - попустительство и безразличие к малышу из-за полной загруженности экономическими и бытовыми, личными проблемами, накопившимися от усталости и отчаяния.

Родители в возрасте 35-45 лет часто испытывают кризис середины жизни, расхождение между мечтами, поставленными в молодости целями и действительностью. Внутренние переживания обязательно сказываются на отношении к близким, дети часто беззащитны перед неблагополучием родителей. Другим проявлением может стать чрезмерная нагрузка на ребёнка: родители стремятся воплотить в жизнь ребёнка собственные несбывшиеся мечты.

Таким образом, учёт психологических знаний о возрастных особенностях не только детей, но и их родителей, знаний о психологических механизмах взаимодействия с людьми разного возраста помогает воспитателю, предотвращать трудности взаимодействия.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Семья определяется как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка. Семья формирует интеллектуальные и эмоциональные основы личности, дает первые представления о жизни в обществе. В подростковом возрасте роль родителей как примера для подражания снижается, но они остаются для подростка источником эмоционального тепла и поддержки, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов.

По мнению С.С. Фролова, «именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. В семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения». В качестве норм, образцов поведения выступают семейные традиции.

Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения.

Традиции и обычаи играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т.д.

Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т.п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д.

По мнению Д.И. Водзинского, традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве).

Традиция – понятие емкое. Как действенное средство воспитания она исполнена глубокого смысла сохраненных элементов безоговорочного опыта, признанного и доступного всем.

Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово «обычай», который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Обычай – это общепризнанная норма поведения, неофициально «узаконенная» властью массовой привычки, традиций и общественного мнения (хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми) и стихийно воспроизводимая действиями множества людей.

Обычаи более традиционны, для них характерен стереотипный способ поведения участников, воспроизводящих привычные действия, общепринятый порядок, традиционно установленные правила общественного поведения. Обычай — то, что обычно (быт – быть – бытие), по сути обыденно, но необычно по форме. Философская литература относит к обычаям «повторяющиеся, привычные способы поведения людей в определенных ситуациях».

К обычаям относят, как правило, распространенные в конкретном обществе формы взаимоотношений в быту, семье, общепринятые приёмы труда, религиозные или дипломатические ритуалы. Обычаи имеют силу общественной привычки и потому подлежат моральной оценке. Спектр проявления их большой. Существуют народные, профессиональные, культурные, школьные обычаи, отражающие общепринятый порядок, но чаще всего традиции поведения, привычные для членов общества способы общения, которые меняются в процессе исторического развития общества.

По словам С.А.Шмакова, обычаи, в том числе существующие в опыте семейного досуга, отражают тенденции традиционной культуры.

Очень часто слова «традиции и обычаи» в сознании большинства людей ассоциируются с чем-то масштабным, в рамках страны или отдельного народа. И это связано с тем, что в последнее время о традициях много говорят. И, прежде всего, о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации».

Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения, так как выполняют познавательную и воспитательную функции.

Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.

Любая социальная структура характеризуется наличием традиций, но для семьи их значение особенно велико. Во-первых, они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей. Во-вторых, сам факт непохожести, уникальности данной семьи, выраженный в ее традициях, ее история и сложившееся вокруг семьи общественное мнение переносится на конкретных членов этой семьи.

В проявлении некоторых семейно-бытовых традиций в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие, даже, несмотря на значительные социальные изменения в общественной жизни. Так, например, неотъемлемой частью современной эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников (Широкая Масленица, Пасха и др.).

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об увиденном, услышанном, о важных событиях.

С.А. Шмаков выделяет ряд признаков семейных традиций:

1) Длительность, повторяемость в общественной практике, привычность в восприятии семьи, одобрение семьей. Традиция - то, что устоялось, отложилось, приложилось и постоянно воссоздается в жизни семьи. Никто из членов семьи специально не думает о том, почему надо шить бальное платье к выпускному вечеру или принести цветы в школу 1-го сентября.

2) Своеобразие, самобытность - пафос традиции. Традиции не признают канонов и потому открывают путь к творчеству. Прекрасная русская актриса В. Комиссаржевская считала, к примеру, что настоящее следование традиции заключается в том, чтобы, владея ею, все делать по - своему.

3) Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому. Семейный досуг удивительным образом сохраняет прошлый опыт, стабильные ценности, нравственные нормы.

Связанные, с социально - психологической сферой и культурой людей, традиции отражают все составляющие народности и национальности людей и обычно регулируют отношения людей в их социумах, и в частности в семье. Есть традиции внеигровые, есть традиции и их большинство, где игра - «вечный» элемент.

К игровым традициям можно отнести многие обычаи, ритуалы, церемонии досуговой практики людей. Если не идеализировать жизнь большинства семей, то можно заметить, что для одних членов семьи характерны неадекватности личной жизни в семье, во дворах, в школах и т.д. Другие члены семьи испытывают ограничение свобод и прав, не могут реализовать свои потенции, потребности, интересы, а, кроме того, скука одномерной жизни.

Для решения названных проблем люди ищут и создают игровые традиции своего существования, свои игры - обычаи, игры - церемониалы, игры - ритуалы. Бесспорно, дети осваивают игровые традиции взрослых, участвуют в них, если этот процесс непринудительный и в данных традициях есть игровое зерно.

Названные игровые традиции в большей степени выполняют воспитательную функцию, а так же позволяют разнообразить такие функции семьи, как досуговая, эмоциональная и рекреативная.

Л.И. Антонова выделяет следующие семейные традиции:

1) Совместные игры взрослых с детьми (настольные, спортивные, интеллектуальные, карточные и т.п.), правилам которых родители обучают своих детей. Когда игр наберется уже достаточное количество, можно устраивать турниры по особо полюбившимся развлечениям.

2) Семейные праздники. Обязательные празднования дней рождений (особенно детских), Нового года, 8 марта и т.д. с непременной подготовкой, сюрпризом для виновника, любимыми вкусностями и желанными гостями.

3) Семейная «планерка». Это когда в определенный день месяца/недели вся семья собирается за чаепитием/мороженым/пиццей и обсуждает насущные вопросы/проблемы/радости/бюджет/покупки. Подобные мероприятия позволяют даже самым маленьким членам семьи чувствовать себя большими и значимыми, ведь им доверили участие в семейном совете.

4) Сказки на ночь, которые по мере взросления детей может переродиться в рассказы интересных познавательных историй.

5) Совместные приемы пищи. Здорово, если есть возможность три раза в день собираться за вкусным столом, но редкие семьи могут себе это позволить. Стоит выбрать хотя бы один из приемов пищи, когда вся семья в сборе. Традиция совместно накрывать стол к ужину и убирать после него тоже отличная идея.

6) Слияние с природой. Никак нельзя пропускать летний поход с палатками, удочками, бадминтоном, котелком для каши и всем остальным, что так любимо всеми малышами и взрослыми.

7) Культурно-познавательные мероприятия.

8) Не забывать о духовном. Молитва за праздничным рождественским столом и совместное посещение церкви, хотя бы по большим праздникам, сделает всех мудрее, человечнее и терпимее.

9) «Фотохроники». Имеется в виду поддержание семейной реликвии – старого фотоальбома, который пополняется общими фотографиями, где запечатлены взрослые и дети на ежегодных семейных торжествах.

10) Ценим, пока они рядом. Это про старшее поколение, уважение и почет к которому необходимо прививать своим детям. Необходимо взять за правило со всеми праздниками первых поздравлять бабушек и дедушек и не только по телефону, а лучше пусть коротким, но визитом.

11) «Счастливы вместе». Это значит, что время от времени нужно назначать домочадцам неожиданные сборы в любимом кафе / парке развлечений / на футбольной площадке / пункте проката велосипедов или кинотеатре.

12) Передаем по наследству. Стоит возобновить старую традицию передавать дорогие сердцу вещи по наследству.

Таким образом, можно заключить, что семейные традиции:

- служат основанием построения семейной жизни, ее планирования и функционирования;

- средством упорядоченной организации семейной жизнедеятельности и воспитания детей; являются основанием стабильности семейного общения;

- согласовывают социальные задачи, потребности и интересы членов семьи;

- упорядочивают взаимодействия между членами семьи в процессе их совместной деятельности;

- поддерживают равновесие в семье и в ее взаимодействии с другими социальными системами;

- регламентируют роли всех членов семьи;

- сохраняют национальную культуру семьи (регулятивная функция);

- служат некоторыми образцами деятельности для членов семьи; выступают критерием, основанием для оценки членами семьи своей деятельности; выступают в качестве средства адаптации семьи всех ее членов к условиям жизни и т.д. (ценностно- ориентирующая функция);

- служат средством отражения необходимости;

- выступают основанием реализации социальных семейных законов и целей и т.д. (отражательная функция);

- выступают носителем информации о порядке, целях и средствах деятельности;

- являются средством информации о семье и ее жизнедеятельности и т.д. (информационная функция);

- выступают моделями будущей семейной деятельности;

- служат основанием для предсказания ее результатов и т.д. (прогнозирующая функция).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013.- 464 с.

  2. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/

  3. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]: Н.В. Микляева; Микляева Ю. В. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 264 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=55845 –Загл. с экрана

  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего профессионального обюразования [электронный ресурс]. - доступ-http:// www.firo.ru/ wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

Просмотров работы: 712