К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журина К.О. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современному обществу необходим качественно новый путь развития, который требует от каждого иных качеств личности: быть творческим, способным нетрадиционно мыслить, оригинально решать поставленные задачи, преобразовывать окружающую действительность. Решающим фактором, способным изменить общество, является образование. Именно современная парадигма образования способна решать поставленные задачи, находить пути успешного развития подрастающего поколения. В числе приоритетных стратегий модернизаций образования определяющим является развитие творческого потенциала [2, с. 101].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особо подчеркивается необходимость развития разных видов активности детей. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования: инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, развитие воображение, и проявление творческих способностей в разных видах деятельности [5].

Понятие «творческая активность» находится в тесной взаимосвязи с такими понятиями как: «активность», «творчество», «творческая деятельность». Термин «творчество» указывает и на деятельность личности, и на созданные ею ценности, которые из факторов ее персональной судьбы становятся фактами культуры.

Сущность творческой активности детей старшего дошкольного возраста заключается в способности к творчески-преобразующей деятельности и характеризуется сформированностью потребности личности в творчестве [3, с. 30].

Накоплен опыт многочисленных научных исследований в области изучения творческой активности в трудах Д.Б. Богоявленской, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Эльконина, Т.С. Комаровой, А Маслоу и др. Активность личностихарактеризуется деятельным отношением человека к миру, способностью производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении [2, с. 102].

Творчество – процесс, который направлен на создание новых ценностей, в нем объединены объективное и личностное, субъективное (Н.А. Бердяев, Э.В.Ильенко) [1, с. 102]. Т.С. Комарова рассматривает творчество как процесс создания продуктов творческой деятельности. Становится очевидным, что для развития детского творчества требуется получение ребенком необходимой информации из окружающей жизни, приобщение определенных знаний и овладение навыками и умениями творческой деятельности.

В.С. Безрукова определяет творческую активность, как «свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении: как оригинальность, созидательность и новизна» и как «способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую» [3, с. 28].

Структура творческой активности является предметом научных исследований и практических поисков. Творческая активность предполагает наличие у нее различных, специфических компонентов.

Исследователями проблемы формирования творческой активности предпринимаются попытки выделить тот компонент, который является определяющим содержания творческой активности личности. Так, в качестве смыслообразующего компонента творческой активности выделяют креативность (Е.Ю. Романова, Т.В. Чавро), мотивационный компонент (А.Н. Лук) и др.

Любознательность, интерес к творчеству, по мнению Т.К. Смыковской, характеризуют потребность личности в знаниях, во владении новыми способами деятельности, проявляющуюся в пытливости ума, в стремлении глубже понять вновь наблюдаемое или анализируемое, в постановке вопросов. Содержательно-операционный компонент творческой активности характеризуется наличием у дошкольников способностей к активной интеллектуальной деятельности, формированием умений и навыков творческой деятельности.

Усвоение умений и навыков творческой деятельности связано с ее операционной стороной. На операционную сторону активности оказывает влияние такое новообразование как внутренний план действия, проявляющийся в способности продумывать про себя план действий для достижения определенной цели. Как пишет Л.А. Матвеева, ребенок становится способным самостоятельно отбирать средства, способы, приемы деятельности. Этому способствует и то, что совершенствуются и интеллектуальные процессы.

Эмоционально-волевой компонент творческой активности предполагает развитие эмоциональности и сформированность у детей волевых усилий для осуществления творческой деятельности. Дети старшего дошкольного возраста очень эмоциональны, их эмоции ученые называют движущей силой воображения, которая определяет выразительность детского творчества. Воображение данного возраста является стержневым психологическим образованием, сердцевиной творческого процесса, объединяющее все познавательные процессы, рациональное и эмоциональное видение явлений жизни. Оно интегрирует зрительно-образное восприятие реальности с воспроизведением и трансформацией её в памяти, созданием новой преобразованной модели этой реальности.

Идею о значимости эмоциональной отзывчивости на развитие творческой активности можно проследить в исследованиях Г.С. Альтшуллера, Л.С. Выготского, Г.И. Щукиной и др. Многие исследователи (Д.Б. Богоявленская, А.Н. Лук, Г.И. Щукина) считают, что творчество детей старшего дошкольного возраста обращено к людям. С каждым годом потребность в ценителе творческого продукта стремительно растет (необходим зритель, слушатель, читатель), а удовлетворение этой потребности производит в ребенке ощущение радости.

По мнению В.В. Данилова, старший дошкольный возраст может стать периодом формирования личности «рефлексирующего субъекта». Рефлексия предполагает умение как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности, обосновывать справедливость своих высказываний.

Способность к рефлексии включает в себя такое важнейшее для формирования творческой активности, как критичность. Она предполагает стремление воспитанников проявить свою позицию, умение её реализовать в процессе решения задач. У детей возникает способность давать оценку своей и чужой мысли, обнаруживать различные подходы к решению проблемы, умение обосновывать свою точку зрения, не подчиняться влиянию мнений без их осознания и оценки. Старший дошкольный возраст особенно благоприятен для начала серьезной работы по введению ребенка в мир самостоятельного творчества [4, с. 30].

Дети дошкольного возраста практически всегда являются творцами. Активное творчество привлекательно для большинства детей потому, что, с одной стороны, они уже могут достичь удовлетворяющего их результата, а с другой стороны, уже имеют потребность творить. Для формирования творческой активности необходимо богатое, эмоционально значимое, соответствующее возрастным особенностям окружение, вызывающее у ребенка желание проявлять свою творческую активность. По словам Ш.А. Амонашвили, необходима соответствующая атмосфера, способная осуществлять комплексное взаимодействие на личность и максимально использовать потенциальные возможности формирования творческой активности в данном возрасте.

Определяя характер данного окружения, нужно исходить из того, что оно должно стимулировать самостоятельную творческую деятельность детей, а именно обеспечивать самостоятельность и в планировании, и в осуществлении деятельности, и в оценке ее результатов.

Таким окружением может стать игровая среда, которая способна стимулировать включение дошкольников в наиболее освоенную ими деятельность. Эта деятельность позволяет вступать в активное взаимодействие со средой, изменять ее, проявляя творческую активность. Игра – это активность ради активности, когда человек получает удовольствие не от достижения какой-то конкретной цели, а от самого процесса деятельности. Такой вид активности особо свойственен детям. Игровая среда способна дать ребенку ощущение комфорта, ведь в игре, уже в освоенном виде деятельности, они чувствуют себя уверенно, а значит, в таком окружении они проще будут справляться с творческими задачами [4, с. 35].

Кроме того, в современной дошкольной образованной организации значительное внимание уделяется конструированию и робототехнике. Робототехника позволяет усвоить операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения и способствует формированию наглядно-схематического и логического мышления, развитию начальных учебно-познавательных компетентностей, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи, создает простор для фантазий, импровизаций, развитию творческой активности. Процедура конструирования является одной из составных частей мыслительной работы. Такая работа включает пробы, направленные на поиск решения поставленных задач, но эти пробы выполняются в уме при помощи образов.

Конструирование и образовательная робототехника – это новая педагогическая технология, которая представляет самые передовые направления науки и техники и является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.

Эта технология актуальна в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, потому что:

– позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»);

– дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;

– формирует познавательные действия, развивает воображение и творческую активность, умение работать в коллективе.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что старший дошкольный возраст характеризуется творческой активностью ребенка, что обусловлено новообразованиями – рефлексией, произвольностью и внутренним планом действия. Повышенная восприимчивость, чувствительно-образный характер детского мышления, яркое воображение и эмоциональность, любознательность и интерес к творчеству, самостоятельность и самооценка, предрасположенность к творческому самовыражению и интенсивное развитие интеллекта являются показателем сензитивности старшего дошкольного возраста к творческой деятельности и служат основой для формирования творческой активности детей этого возраста. Осуществить комплексное влияние на личность, её творческую активность, максимально использовать потенциальные возможности формирования творческой активности в старшем дошкольном возрасте способна организованная творческая деятельность, соответствующая возрастным особенностям и потребностям. Одним из средств развития творческой активности является робототехника, которая отвечает современным требованиям: выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, становления таких важных компонентом деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Литература

  1. Абсалямова, А.Г. Проблема формирования культуры творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста / А.Г. Абсалямова, О.Ф. Николаева // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 9. – С. 30-42.

  2. Евсеева, О.Ю. Нетрадиционные приемы изобразительной деятельности как средство повышения творческой активности детей / О.Ю. Евсеева, Л.Н. Устенко // Педагогический калейдоскоп. – 2012. – № 9. – С.101-110.

  3. Масалова, Т.А. Использование моделирования как средства повышения уровня развития начальных учебно-познавательных компетенций у детей 5-7 лет / Т.А. Масалова // Педагогический калейдоскоп. – 2012. – № 9. – С.28-34.

  4. Филистович, О.А. Сензитивность старшего дошкольного возраста для формирования творческой активности / О.А. Филистович // Психология обучения. – 2011. – № 9. – С.30-42.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Режим доступа: http://www.firo.ru/

Просмотров работы: 1486