РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МИРУ КОСМОСА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МИРУ КОСМОСА

Фаззалова А.Л. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мир космоса уже с раннего возраста вызывает у человека живой интерес, любопытство, желание познать неизведанное. С ранних лет наше внимание привлекают такие космические объекты, как Солнце, звезды, Луна, которые одновременно так близки, и в тоже время так таинственны. Какая загадочная Вселенная, которая таит в себе столько невероятного. Почему на небе то луна, то солнце? Существуют ли инопланетяне? Откуда прилетел метеорит? Эти и другие вопросы интересуют современных дошкольников.

Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В данном документе в содержании образовательной области «Познавательное развитие» выделена задача развития интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий детей [4]. В связи с этим, считаем проблему развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру, в том числе и миру космоса, чрезвычайно актуальной.

В психолого-педагогических исследованиях Е.Е. Крашенинникова, О.Л. Холодовой [1], Л.Ф. Тихомировой [2], Г.И. Щукиной [3] и других ученых познавательный интерес ребенка рассматривается как некое стремление ребенка к познанию окружающего его мира, как мотив учения, побуждающий к самостоятельной деятельности, а также как отношение к окружающей действительности.

Исследователи отмечают, что не всякая деятельность в одинаковой мере способствует развитию познания. Главное при развитии познавательного интереса – организовать познавательную деятельность, для которой характерны следующие особенности:

– подача нового материала опирается на сформированные представления, которые вступают в противоречие с новыми и требуют объяснения;

– поставленная перед ребенком задача становится его собственной задачей и вызывает желание самостоятельно добиться ее решения;

– организация поиска решения проходит через преодолимые трудности и приводит к положительному результату;

– решение задачи включает возникновение новых вопросов, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и более устойчивым.

В сензитивный период дошкольного детства важно обратить внимание на детскую любознательность и развить познавательный интерес к таинственному миру космоса. У начинающего профессиональную деятельность педагога порой возникают трудности при нахождении ответов на неожиданные вопросы ребенка. Любимые всеми детьми мультфильмы о космических героях дезинформируют дошкольников, вызывая при этом отрицательные эмоции, а порой и страхи.

В связи с этим, педагогам и родителям важно грамотно построить работу по ознакомлению детей с космическим пространством в доступной для них форме. Познавательный материал должен быть научно обоснован. Не стоит увлекаться простой трансляцией информации. Продумывая содержание, средства и методы в ходе непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности педагога и ребенка, предпочтение следует отдавать тем, которые стимулируют детскую любознательность и активность. При этом необходимо создать комфортные условия для организации различных видов детской деятельности. Очень важно грамотно подобрать и регулярно обновлять методический материал (репродукции, слайды, рисунки, фотоматериалы, модели Солнечной системы).

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации должна способствовать формированию представлений о Вселенной и создавать условия для самостоятельной исследовательской деятельности дошкольников при решении возникающих познавательных задач (к примеру, создание уголка, посвященного теме «Космос», уже может вызвать интерес детей к таинственному космическому пространству).

Авторы комплексных программ дошкольного образования являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

В связи с этим, процесс развития познавательного интереса к космосу может быть успешно реализован средствами интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности. Так, при реализации образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» мы рекомендуем провести эвристические беседы о полете в космос первого летчика-космонавта Юрия Гагарина, о Солнечной системе и её жительницах – планетах, организовать вечер составления и отгадывания загадок о звездном пространстве, продумать экскурсию в планетарий. При этом важно использовать проблемные методы обучения, в ходе которых ребенок проявит максимум активности и самостоятельности: это детское экспериментирование («Космическая невесомость»), коллекционирование фотографий, марок, значков с космической тематикой, моделирование («Космическая ракета»), презентация детско-взрослого проекта («Мир космоса») и др.

Так, в ходе реализации познавательно-исследовательского проекта «Мир космоса» мы предлагаем решить следующие задачи: сформировать у дошкольников представления о планетах, созвездиях, полете первого космонавта Ю. Гагарина, организовать совместную деятельность детей и родителей по изготовлению макетов Солнечной системы, воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Следует помнить, что работу с дошкольниками в русле проблемного подхода конструктивнее начинать с приемов, позволяющих удивить, заинтриговать детей, чем с вопросов и проблем, вызывающих затруднение и чувство беспомощности. Отрицательные эмоции при знакомстве могут стать прочной основой негативного отношения к новому способу познания.

Чаще всего для создания проблемной ситуации, основанной на удивлении, используют новизну информации, ее необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним знаниям.

При создании проблемной ситуации педагогу необходимо так сформулировать проблему, чтобы в процессе ее разрешения были достигнуты и цели детей (помочь персонажу, найти ответ на проблемный вопрос, решить практическую задачу, выявить закономерность и т.д.), и программные задачи обучения, воспитания, развития дошкольников.

При формулировке проблемы необходимо учитывать ряд требований:

– Наличие противоречия, его «наглядность» для детей.

– Четкость и ясность формулировки проблемы, отсутствие лишней информации, соответствие языковым нормам.

– Соответствие возрастным возможностям и интересам детей.

– Соответствие содержанию и объему образовательных задач (программных задач обучения, воспитания, развития детей).

В рамках реализации образовательной области «Физическое развитие» дошкольникам можно предложить ряд подвижных игр с космической тематикой («Соберем космический мусор», «Космическая рыбалка», «Летящая комета», «Звездные ловушки» и др.).

Всем известно, что мощным фактором развития личности являются разные виды искусств: литература, музыка, живопись, театр. В связи с этим, рекомендуется познакомить дошкольников с такими произведениями, как «Незнайка на луне» Н.Н. Носова, «Вижу землю» Л. Обуховой, «Рассказы о Ю. Гагарине» Ю. Нагибина, научно-познавательная сказка «Звезда по имени Солнце».

Считаем, что формирование эмоционального компонента познавательного интереса к космосу может быть успешно реализовано средствами интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Мы предлагаем создать мастерские по изготовлению летательных аппаратов, луноходов, ракет. Данная продуктивная деятельность может сопровождаться слушанием и исполнением таких песен, как «Наш звездолет» О. Емельяновой, «На пыльных тропинках далеких планет» С. Трошина, сборник «Космическая музыка» А. Рыбникова и т.д.

Все, что находит эмоциональный отклик и вызывает интерес у дошкольника, он переносит в сюжетно-ролевую игру. Прослушав интересные рассказы о мужестве и героизме космонавтов, узнав интересные сведения о таинственном мире космоса из детской художественной литературы, произведений музыкального и изобразительного искусства, ребенок отражает свои знания в таких играх, как «Космические спасатели», «Полет на Луну», «Исследование новой планеты» и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что ознакомление с космосом играет большую познавательную и воспитательную роль в жизни дошкольников, и заявленная нами образовательная деятельность будет способствовать развитию любознательности и активности, возникновению познавательных интересов не только у детей, но и у взрослых.

Литература

  1. Крашенинников, Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников [Текст] / Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 80 с.

  2. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

  3. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике: Учебник для вузов [Текст] / Г.И. Щукина – М.: Издательство «Педагогика», 1997. – 456 с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Режим доступа: http://www.firo.ru/

Просмотров работы: 353