Под неврозами понимают группу функциональных нервно-психических нарушений, эмоционально – аффективных и соматовегетативных расстройств без видимых патоморфологических изменений и изменений метаболических процессов в организме.
Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, неблагоприятным образом сказывается на процессах их адаптации к учебным нагрузкам, является причиной дальнейшего нарастания психической напряженности, неврозов [3]. Все нарастающий темп жизни, быстро увеличивающийся при этом информационный поток, многообразные социальные проблемы, криминальные ситуации, незащищенность и обусловленная этим тревога за себя и своих близких, неуверенность в завтрашнем дне способствуют нарастанию числа больных неврозом [2].
Неврозам подвержены дети разного возраста. Чаще всего проявление невроза связано с социальным изменением среды, обусловленным началом обучения в школе и с особенностями высшей нервной системы детей младшего школьного возраста. Чаще неврозы развиваются у детей с неуравновешенным или слабым типом нервной системы [1].
Учитель, работающий с детьми должен хорошо знать, что невроз ведет к снижению трудоспособности, ухудшению психологического климата в школе, семье.
Симптомы проявления неврозов зависят от особенностей личности и от характера психической травмы ребенка. В зависимости от симптомов выделяют следующие виды неврозов: истерия, неврастения и невроз навязчивых состояний.
Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся является важным условием профилактики неврозов. Необходимо учитывать врождённые, биологически заложенные особенности, и в первую очередь, специфику латеральной асимметрии головного мозга ребёнка в учебной деятельности (леворукие или праворукие). Индивидуальный подход предполагает учет психических и физиологических особенностей младших школьников, особенности их здоровья, тип высшей нервной деятельности, темперамент, биоритмологические свойства, характер памяти и др. [3]
Большое влияние на формирование неврозов оказывает неправильное воспитание. Например, стимулирующее воспитание способствует развитию невростении («Вот у тебя «тройка», а у твоего соседа по парте – «пятерка». Что же ты глупей его?»).. Подавляющее воспитание развивает склонность к формированию невроза навязчивых состояний («Ну что же ты можешь? Сиди уж, лучше помалкивай. Не знаешь, так помалкивай!»). Заласкивающее воспитание становится причиной истерии («Ты у нас самая умный, самый любимый, поэтому тебе завидуют»). Неадекватная самооценка – одно из основных свойств истерической личности (обычно это дети – «кумиры семьи»). Поэтому учитель должен развивать объективную самооценку.
Родителям необходимо больше времени уделять детям, принимать активное участие в их жизни. Совместные прогулки, походы в кино, любая совместная возня с родителями, доставляющая ребенку положительные эмоции может создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок.
Зная природу неврозов и его клиническое проявление, учитель может определить наиболее эффективные пути профилактики школьных неврозов и способствовать формированию здоровьесберегающего образовательного пространства.
Литература:
Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помошь родителей детям). «Респекс», СПб.: 1995, 192 с.
Кокаева И.Ю. Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников (на примере республики Северная Осетия-Алания) /диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2011. С.65.
Кокаева И.Ю. Педагогическая психогигиена / учебное пособие / И. Ю. Кокаева; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Республики Северная Осетия-Алания". Владикавказ, 2007. С.35.
Литвак М.Е Неврозы: клиника, профилактика и лечение/под ред. М.Е.Литвак.Изд.3-е.Ростов н/Д :Феникс, 2012. 279с. (Психологические этюды).