АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Гехова О.М. 1, Кокаева И.Ю. 2
1Северо-Осетинский Государственный педагогический институт
2Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эффективность системы обучения учащихся определяется степенью ее соответствия требованиям современного общества, а вызовы времени требуют использование активных методов обучения в процессе формирования культуры здоровья студенческой молодежи.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности. Они направлены главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Активное обучение – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Особенности этого взаимодействия состоят в: совместном погружении в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство; согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи; совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в формирование культуры здоровья, которая представляет собой способы и результаты разумной жизнедеятельности человека в области охраны и укрепления здоровья [1]..Это и здоровый образ жизни, и правильные стереотипы поведения в экстремальных ситуациях, и стойкое неприятие вредных привычек (алкоголь, наркотики, табакокурение, компьютерная зависимость), и бережное отношение к окружающей среде и т.д. Причем, формирование культуры здоровья происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества [2].

Теоретическое обобщение значения активных методов обучения привело нас к выводу, что наиболее эффективными методами для формирования культуры является: создание проблемной ситуации; метод исследования; метод «Мозговой штурм»; решение логических задач, кроссвордов.

К активным методам относят имитационные и неимитационные формы проведения занятий. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые в зависимости от принимаемых студентами условий, выполняемых ими ролей, взаимоотношений между ролями, устанавливаемых правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.

К игровым имитационным методам относятся ролевая игра,деловая играблиц-игра, игровое проектирование. К неигровым активным методам относятся: анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, тренинг. К неимитационным относятся лекция – визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция с разбором конкретных ситуаций, метод «круглого стола», «мозговой штурм», просмотр и обсуждение видеофильмов, проектная деятельность учащихся на основе ИКТ и др. Все формы обучения дают студентам возможность «прожить» профессионально тот опыт, который впоследствии им понадобится в реальной жизни [2].

Перечисленные формы и методы, по нашему глубокому убеждению, не только формируют навыки оказания помощи, развивают культуру здоровья и безопасного поведения, но и развивают креативные качества обучающихся, дают возможность осознанно изучать учебный материал [3].

В результате проделанной работы было выявлено, что внедрение активных форм и методов значительно повышают интерес учащихся к предмету, увеличивают развивающий эффект обучения, способствуют активному осмыслению знаний, развивают речь, формируется опыт сотрудничества в коллективе. Дети, которые были пассивны на уроках, с удовольствием вовлекаются в работу, активнее идут на контакт с учителем. Таким образом, активные методы создают благоприятную эмоциональную и психологическую атмосферу а следовательно способствуют социальному, психо-эмоциональному оздоровлению младших школьников.

Литература:

  1. Кокаева И.Ю. Педагогическая психогигиена: учебное пособие / И. Ю. Кокаева ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Республики Северная Осетия-Алания". Владикавказ, 2007.

  2. Кокаева И.Ю. Использование активных форм и методов обучения в процессе освоения студентами педагогического направления дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // European Social Science Journal. 2014. № 9-3 (48). С. 125-130.

  3. Кокаева И.Ю., Таутиева Л.М. Компетентностный подход к формированию здорового и безопасного образа жизни бакалавров - будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 3. С. 49-53.

Просмотров работы: 436