ТЕХНОФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ К. ЯСПЕРСА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕХНОФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ К. ЯСПЕРСА

Никашина П.О. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В своих представлениях о технике немецкий философ экзистенциалист изложил в работе «Истоки истории и ее цель», которая вышла в 1949 г. Здесь философ представляет панораму мирового исторического процесса. В работе Ясперс «размышляет над судьбой современного человечества, обсуждая проблемы науки, техники, индустриальной цивилизации» [1, с. 20]. Техника трактуется Ясперсом как способ освобождения человека от подчинения природы. Ясперс развил экзистенциалистскую интерпретацию техники, раскрыл ее роль в динамике культурного пространства.

Цель техники «придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды» [2, с. 115]. Назначение техники – господство человека над природой. Однако, вместе с этим возникает опасность, что в современных условиях природа может стать тираном человека. Ясперс ошибочно полагает, что техника сама по себе «насильственно переместила трудовой процесс и общество … в сферу массового производства, превратила все существование в действие некоего технического механизма» [Там же]. На самом деле причина состоит в капиталистических производственных отношениях, которые обезличивают, отчуждают отношения людей в процессе жизнедеятельности и подчиняют все получению прибыли.

Ясперса как представителя экзистенциализма интересуют психологические последствия людей, живущих в технизированном мире. Человек теряет индивидуальность, испытывает состояние глубокой неудовлетворенности собой, превращаясь в деталь машины. Философ связывает особенности техники в рассудком и властью. Техника основывается на рассудке и представляет собой «умение, методы которого являются внешними по отношению к цели» [Там же, с. 117].

Само понятие «техника» Ясперс употребляет в широком смысле слова как: а) умение применять орудия труда; б) как оперирование материалами и силами природы для получения каких-либо вещей и эффектов. Смысл техники состоит в единстве преобразования среды для целей человека. Однако это происходит не всегда: есть ситуации, когда труд не требует затрат духовных сил и это приводит к обеднению жизни человека.

В современной технике взаимосвязаны между собой естественные науки, изобретательство и организация труда. Ясперс, характеризуя соотношение труда и техники, отмечает, что тип техники определяет характер труда. Но данное соответствие имеет не вполне однозначный характер. Характер труда определяется общественными отношениями, а не техникой самой по себе.

Ясперс отмечает взаимосвязь труда и техники. Он определяет труд трояко: «труд как затрата физических сил, труд как планомерная деятельность, труд как существенное свойство человека, отличающего его от животного …» [Там же, с. 122]. Описание Ясперсом поведения животного и трудовой деятельности человека очень сходны с рассуждениями Маркса в «Экономическо-философских рукописях 1844 г. и «Капитале». Он выделяет следующие аспекты труда: разделение, организация. Какие изменения внесла в область труда современная техника?

1. Техника усиливает интенсивность труда, одновременно сокращая его затраты. Труд изменяется, но не устраняется. Остается всегда такой труд, который должен выполнять сам человек. Возникают новые виды труда, растут затраты труда. 2. Техника меняет характер труда. Здесь речь идет о творческом и нетворческом труде. При этом сокращается физический труд, увеличивается время досуга человека. Полная автоматизация приводит к тому, что труд приводит к тому, что труд человека становится утомительным, бессодержательным, вызывает усталость. 3. Техника требует достаточно крупной организации. Ясперс отмечает, что технизация распространяется достаточно широко. «Человек уже не знает, что делать со своим досугом, если его свободное время не заполняется технически организованной деятельностью» [Там же с. 127].

Влияние техники на человека амбивалентно: техника открывает перед человеком новый мир и новые возможности в складывании нового мироощущения. Однако техника имеет свои границы. Во-первых, она может служить во благо или во зло людям. Она нейтральна, ее развитие следует направлять. Во-вторых, то, что создается техникой носит универсальный, а не индивидуальный характер. В-третьих, техника всегда связана с материалом и силами, которыми она оперирует. Когда-то наступит время, когда нельзя будет восстановить природные ресурсы. В-четвертых, человек должен быть готов служить технике. Также Ясперс указывает на демонический характер техники. Он пишет, что понятие «демонический характер техники» указывает «на нечто, созданное людьми, но созданное ими не преднамеренно; на нечто подавляющее последующее воздействие на все их существование; противостоящее им» [Там же, с. 138]. Труд не облегчает жизнь человека, а превращает человека в часть машины. К тому же техническое мышление распространяется на всю деятельность человека. Поэтому общество превращается в большую машину, которая организовывает жизнь людей. Жизнь людей становится зависимой от функций техники. Как преодолеть демонизм техники? Ясперс отвечает, что вся «дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия технического развития и их влияние на его жизнь» [Там же, с. 139]. Таким образом, Ясперс всецело полагается на осознание человеком своей сущности, которое должно преградить путь демонизму техники.

Литература

1. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем., 2- е изд. – М.: Республика, 1994. – С. 5-26.

2. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем., 2- е изд. – М.: Республика, 1994. – С. 28-286.

Просмотров работы: 822