ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТЬ» И «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТЬ» И «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Многие мыслители прошлого, исследуя взаимоотношения между истинной, добром и красотой, нашли для них как бы единый общий знаменатель - понятие «ценность». И это вполне объяснимо - ведь добро является нравственной ценностью, истина - познавательной, а красота -эстетической. Как точно подметил С.Ф. Анисимов «ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и в каждой личности, и каждого события, и каждого поступка» [2]. 

Ценностные ориентации - одна из ведущих характеристик личности человека, той уникальной формой осознания личностью особенностей развития общества в целом, своей социальной среды, сущности собственного «Я», которое характеризует мировоззрение личности, её способность действовать, то есть её социальную, интеллектуальную и творческую активность. Сегодня невозможно обойти вниманием весь накопленный опыт формирования ценностных ориентаций, вскрывающий ценностный спектр человеческого бытия. Для того, чтобы разобраться в многочисленных трактовках феномена «ценностные ориентации» необходимо рассмотреть более подробно сущность родового понятия «ценность» .

В определении понятия «ценность» существует несколько подходов. Одна группа философов (В.П. Тугаринов и другие) считают, что свойства предмета не зависят от субъекта, но в то же время ценности содержат и субъективный момент, так как взаимосвязаны с интересами и потребностями людей [1].

Нашей задачей является рассмотрение постижения общечеловеческой природы ценности в рамках анализа достижений психолого-педагогической мысли.

Ценность можно рассматривать как свойство объекта, ценимое субъектом за его способность отвечать его потребностям, интересам, поставленной цели [3].

Вопрос о ценности - есть вопрос о роли, функции предметов или явлений, которую они играют благодаря своим способностям удовлетворять ту или иную потребность человека. Поэтому выбранные человеком ценности становятся основой для формирования его новых личностных потребностей. Отсюда ценностная характеристика приложила и к предметам, явлениям природы, включенным в человеческую жизнедеятельность, и к предметам материальной культуры, и к явлениям социально-политического и духовного плана. Ценности, актуализируясь, в значительной мере ориентируют поведение людей, выступая при этом в качестве своеобразных регуляторов социального поведения. Основные трудности решения ценностных проблем состоят в том, что объективная и субъективная стороны ценностей могут не совпадать и даже противоречить одна другой. Человек может не знать и не использовать определенные полезные свойства предметов и явлений, они не будут являться для него ценностью. Возможна ситуация, когда человек интенсивно усваивает отвергаемые обществом ценности, то, что объективно является для него вредным. «Будучи ценностью, хотя и высшей, человек как личность получает возможность познания других ценностей, открытия для себя бесконечного пространства культуры, цивилизации». Только признаваемая в результате отбора ценность может выполнять «ценностную функцию - функцию ориентира при формировании человеком решения о том или ином поведении». В подтверждение выше рассмотренной мысли необходимо отметить, что В.П. Тугаринов особо отмечал важность ценностного подхода как посредствующего звена, «моста» между теорией и практикой. Его позиция представляется нам более убедительной. Представляется также интересным рассмотрение ценности с позиции межсубъектных отношений. Такую точку зрения занимают В.Г. Выжжлецов и В.Н. Козлов, которые утверждают, что категория ценности отражает наиболее общий тип межсубъектных отношений, складывающихся в социальной практике по поводу тех или иных объектов - носителей этих ценностей. По их мнению, ценности возникают, формируются, проявляются и функционируют в результате межсубъектных отношений, в свою очередь, сформировавшиеся ценности определяют характер будущих оценок [1].

Ценность предполагает оценку субъектом свойств объекта. Очевидно, что ценность, ценное - это положительно оцениваемое человеком, который исходит из своих осознанных потребностей. В природе, взятой изолированно от человека, не может быть ценностных отношений и ценностей, поскольку там нет сознательного целеполагания и способности к сознательной оценке.

В теории ценностей обращается внимание на то обстоятельство, что в оценке важную роль играет субъективный фактор, подчеркивается роль оценки в соотнесении объектов внешнего мира с потребностями и интересами человека. «Оценку можно рассматривать как особый вид познания, как оценочное познание» [ 3].

Посредством ценностной оценки познается степень соответствия оцениваемого предмета ценностным установкам субъекта. Этот вид оценки доминирует в социальном познании. Ценностные установки субъекта социального познания оказывают влияние на выбор и постановку проблем, объяснение полученного знания, определяет интерпретацию основных понятий социального знания.

Любой человек, постоянно находясь в ситуации выбора одного из альтернативных решений, полагает представление о ценности критерием такого выбора. Ценности порождаются социальными и культурными условиями бытия и более глубинными факторами существования человека. В этом контексте мир ценностей (аксиосфера) есть внеличностный и надличностный, а в определенных случаях и внеисторический. Личность по мере своего развития присваивает уже готовую исторически сложившуюся систему ценностей, принимаемую ею в качестве руководства к действию. Ценностный опыт включается в сферу сознания, осмысливается человеком и постепенно трансформируется из объективированной человеческой деятельности в реальную деятельность. Оценка, включая в себя эмоциональный «аффективный» и познавательный «когнитивный» компоненты, способствует как познанию, так и определенному ценностному отношению. Ценностное отношение тесно связано как с познавательно-оценочной стороной деятельности субъекта, так и с преобразующей деятельностью и составляет их стержень [2].

Таким образом, система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности, цельность и устойчивость которой «выступает как устойчивость ее ценностных ориентации». От раскрытия особенностей процесса развития и специфики воздействия ценностных ориентаций, составляющих содержательную часть характеристики личности, зависит определение путей ее формирования, в том числе утверждения активной социальной позиции. Поэтому в последние годы изучаются условия и закономерности развития ценностных ориентации детей разных возрастов. Вместе с тем выявление характера динамичных изменений ценностных ориентаций невозможно без специального рассмотрения многопланового и многоуровневого процесса их становления. Исследование этого процесса требует особого внимания к узловым моментам формирования ценностных ориентаций, связанным с переходными периодами онтогенеза, рубежами возрастного развития личности, когда, во-первых, появляются новые ценностные ориентации, как и новые потребности, чувства, интересы, а во-вторых, происходит качественное изменение и перестройка на этой основе особенностей ценностных ориентаций, характерных для предшествующего возраста.

Литература:

  1. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учебн. Пособие / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс,- 2008. – 340 с.

  2. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип./ И.В. Дубровина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 464 с.

  3. Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личностей / В.Э. Чудновский. – М.; Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 324 с.

Просмотров работы: 3055