ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Волошина Л.В. 1
1Ставропольский филиал Московский педагогический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и руки, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз. О трудности для детей такой координации говорит тот факт, что многим из них рисовать по памяти легче, чем с натуры. В последнем случае внимание детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки [7].

Навыки речевого общения не менее важны вышеперечисленных умений, потому что речь тесно связана с интеллектуальным развитием и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел, находил в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть хорошо развит фонематический слух [26].

Психологическую готовность ребенка к обучению в школе

Р.В. Овчаровой определяет по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.

Планирование - это умение организовать свою деятельность в соответствии с её целью.

Контроль - умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью самостоятельно.

Мотивация учения - стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их в своих действиях.

Уровень развития интеллекта - умение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий [23].

В рассмотренном нами подходе психологическая готовность к обучению в школе выступает как комплексное, многогранное понятие и охватывает все сферы жизни ребенка.

За рубежом данной проблемой занимались С. Штребед, А.Керн,Я. Иирасек, А. Анастаэи, И. Шванцар и другие ученые, которые считали, чтопоступающий в школу ребенок должен обладать определенными признакамишкольника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальномотношениях. К умственной области авторы относят способность ребенка кдифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению, логическому запоминанию, рациональному подходу к действительности. Под эмоциональной зрелостью понимается полное отсутствие импульсивных реакций ребенка, возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость связана с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиниться интересам и принятым условиям детских групп, со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения [2]. Исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов по проблеме мотивационной готовности ребенка к обучению в школе в своей совокупности дают полное представление о ее содержании и структуре и позволяют сделать вывод о том, что все компоненты готовности должны быть сформированы у ребенка к моменту школьного обучения. Они являются теми новообразованиями, которые появляются в результате прохождения старшего дошкольного кризиса семи лет.

На основе возникновения личного сознания возникает кризис семи лет, основными симптомами которого, по мнению психологов Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Обуховой Л.О. и др., являются:

  1. потеря непосредственности - между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; возникает новый момент-ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая и ориентировочная основа поступка;

  2. манерничанье - ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить, как ходил раньше; в поведении появляется что-то нарочитое, нелепое, искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута [5].

  3. симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показать; возникают трудности воспитания: ребенок становится замкнутым и неуправляемым. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь - жизнь переживаний, которая оказывает влияние на внешнюю. Возникновение внутренней жизни - чрезмерно важный факт, подтверждающий то, что теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни [35].

Семилетний возраст служит началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добр", т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Благодаря этому у ребенка появляется новое отношение к себе, которое было невозможно до обобщения переживаний [5].

Кризис семи лет требует перехода к новой социальной ситуации развития, новых социальных отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Эта тенденция выражается в стремлении пойти в школу [22].

Новая социальная ситуация развития вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, также умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка, выступает для него как стрессогенная [20,25].

Кризис семи лет и его разрешение с появлением новой социальной ситуации непосредственно связан с проблемой психологической готовности ребенка к школьному обучению. Приступая к систематическим занятиям, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к существенной перестройке всего образа жизни, которая связана с изменением его места в системе общественных отношений принятием положения школьника. Социальная позиция и реализующая её деятельность входят в состав собственных потребностей и стремлений ребенка и образуют его внутреннюю позицию. С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стадии внутренней позицией школьника. Это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст [4].

Внутреннюю позицию школьника и самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность [3].

Д.Б. Эльконин и А.Л. Венгер выделяют три основных этапа становления внутренней позиции школьники:

1)наличие положительного отношения к школе при отсутствии ориентации на содержательные моменты учебной деятельности, ребенок ориентирован лишь на внешнюю формальную сторону школьной жизни;

2)появление ориентации на содержательные моменты школьной деятельности, но только социальные, а не учебные;

3)сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни [35].

Семилетний ребенок, как правило, хочет учиться в школе. Однако, есть дети, которые отказываются идти в школу. Это связано с опасениями, вызванными непродуманными угрозами и предупреждениями старших. Отрицательное отношение к предстоящему школьному обучению крайне затрудняет включение семилетнего ребенка в учебно-воспитательный процесс [19].

Психологическая мотивационная готовность к обучению в школе является итогом дошкольного возраста. Она представляет собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [25].

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в "зону ближайшего развития" ребенка. "Зона ближайшего развития" определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым, которое понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи [5].

Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т.к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников [25].

Многие родители считают; что если ребенок умеет читать и считать, то он готов к обучению в школе. Чтение, письмо, счет - это учебные умения, которые ребенок приобретает в ходе обучения. Но гораздо важнее, чтобы у будущего первоклассника к моменту поступления в школу имелись все необходимые психические характеристики, обеспечивающие ему успешное обучение, которые способствуют формированию основных составляющих психологической готовности - личностной, интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой и социально-психологической. Эти компоненты психологической готовности выделяют большинство педагогов и психологов [31].

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) происходит формирование личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему или иерархию, в которой выделяются более или менее значимые [27]. Благодаря игре, как ведущей деятельности, происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребенок начинает всё точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого; на основе этого у него возникает новый социальный мотив - заниматься общественно значимой и оцененной деятельностью [21].

В процессе игры с правилами у ребенка появляется способность управлять собой, своим поведением и поступками [12].

Итогом данной стороны психического развития старшего дошкольника является мотивационная готовность, предполагающая наличие у детей желания не просто пойти в школу, а учиться, выполняя определенные обязанности. Школа должна привлекать ребенка не внешней стороной (атрибутами школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, т.е. у будущего первоклассника должна быть развита учебная мотивация [30].

К концу дошкольного возраста возникает внеситуативно - личностная форма общения, которая основана на потребности во взаимопонимании и сопереживании. Эта форма общения связана с высшими уровнями развития игры. Ребенок теперь обращает больше внимание на особенности межличностных отношении, и те взаимоотношения, которые существуют в семье, в детском саду и т.д. [25]. Характерна тяга детей к словесному общению с взрослым и сверстниками [8]. Все это говорит о возникновении социально-психологической готовности к школьному обучению, предполагающей формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем. Ребенок приходит в класс, где все должны быть заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, нужны умения для того, чтобы войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться [30].

В процессе общения дети учатся связно излагать свои мысли, использовать выразительные средства языка. Интенсивно развивается мышление, из наглядно-действенного оно переходит к наглядно - образному, однако часто наблюдаются элементарные проявления абстрактного, логического мышления. Ребенок уже мыслит о вещах, непосредственно не воспринимаемых, пытается делать общие умозаключения и выводы, оперирует отдельными несложными отвлеченными понятиями [7].

Благодаря продуктивным видам деятельности закладываются основы учебной деятельности, когда ребенок может уже обучаться с помощью взрослого. Этому способствует также игра и занятия, проводимые в детском саду. Работа с пластилином, карандашом, ручкой, ножницами способствует тому, что движения ребенка становятся более четкими, точными и аккуратными. К концу дошкольного возраста рука ребенка практически готова к обучению письму [25].

Практически вес познавательные процессы приобретают, произвольность. Запас знаний ребенка, его кругозор достаточен, для того чтобы начать обучение в школе. Это определяет наличие у старшего дошкольника интеллектуальной готовности, включающей в себя высокий уровень психического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления и т.д. дает возможность ребенку быстро научиться читать, считать, писать, решать задачи про себя, т.е. во внутреннем плане [18].

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей, и какое место ему предстоит, занять в ближайшем будущем, (он пойдет учиться в школу), т.е. ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений [20]. Таким образом, у старшего дошкольника формируется личностная готовность к обучению в школе, выражающаяся в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе [15].

Будущий первоклассник эмоционально переживает оценки своих поступков со стороны взрослых, под этим влиянием у него развивается способность к самооценке, критическое отношение к своим собственным действиям и их результатам.

Эмоции ребенка становятся более устойчивыми, формируются интеллектуальные, эстетические, моральные чувства [8].

Ребенок обладает умениями слушать и слышать, может понять и принять требования взрослого, подчинив им свои непосредственные

желания и потребности [17].

Данные новообразования являются основой эмоционально-волевой готовности, необходимой для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Ребёнку необходимо выполнять определённые правила школьного распорядка, вникать в содержание того, о чём говорит ему взрослый. Cравнительно хорошая эмоциональная устойчивость способствует развитию и успешному протеканию учебной деятельности [30].

Поскольку готовность ребенка к школе представляет собой сложное явление, то для её определения необходимо исследовать уровень развития каждого компонента. В связи с этим для диагностики психологической готовности требуется целый комплекс методов исследования.

Диагностика психологической и общей готовности к школьному обучению впервые начала применяться за рубежом. В зарубежных исследованиях она часто обозначается как диагностика школьной зрелости, в которую включают три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Американские исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими тестах, показывающих развитие ребёнка в области мышлении. Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно назвать "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йирасека и тест Г. Витцлака "Способность к обучению в школе".

Я. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе; а дети, плохо справляющиеся с тестом, также могут в школе успевать. Поэтому Я Йирасек подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле)[9].

К наиболее известным отечественным методам определения психологической готовности к школьному обучению относятся методы, выявляющие на сформированность психологических предпосылок к обучению, базирующиеся в основном на положениях Д.Б. Эльконина о задачах диагностики психического развития в переходные периоды.

Д.Б. Эльконин считал, что: для понимания психического развития в переходные периоды диагностическая схема должна включать в себя выявление, как новообразований закончившегося возрастного периода, так и появление, и уровень развития симптомов, характеризующих наступление следующего периода. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту должны диагностироваться с одной стороны, сформированность игровой деятельности - ее основных, структурных компонентов (перенос значения одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения правилу игры), уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих представлений, использование символических средств, с другой стороны -.потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что предметом такой диагностики становятся не отдельные психические процессы или функции (восприятие, внимание, память), а операциональные единицы деятельности. С его точки зрения, это создает значительно большую конкретность диагностики и дает возможность на её основе намечать необходимую коррекцию при обнаружении отставания тех или иных сторон психического развития.

Методика " Графический диктант " предназначена для работы в группе с детьми 6-7 лет. Позволяет выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.

Весьма эффективной для обследования детей на готовность к школьному обучению является методика М.Н.Костиковой. Автор предлагает ориентироваться не на результаты тестирования, а на процесс решения, анализируя при этом затруднения, испытываемые детьми, и те виды помощи, которые необходимы им для успешного выполнения задания. Под затруднениями подразумеваются любые остановки в выполнении заданий, любое неправильное их выполнение (например, малопродуктивный способ работы), превышение среднего временного показателя. Затруднения свидетельствуют о том, что ребенок не может выполнить экспериментальное задание в соответствии с нормативом.

В тех случаях, когда ребенок не может самостоятельно преодолеть затруднения, экспериментатор начинает создавать условия преодоления затруднений, под которыми подразумеваются различные виды помощи, оказываемые ребенку в процессе работы. В каждом конкретном случае помощь осуществляется в таком объеме и того качества, которые требуются для преодоления ребенком испытываемых им затруднений.

М.Н.Костикова использует пять видов помощи: стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая. За каждым из них стоят различные степень и качество вмешательства экспериментатора в работу ребенка. Результат обследования не просто показывает уровень психического развития ребенка, а дает ключ к индивидуальному подходу при его обучении [25].

А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромипа разработали методику "Домик", позволяющую выявить уровень сформированное приемов учебной деятельности, которая к началу обучения в школе становится ведущей.

Ребенку предлагается, как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы проверить, все ли верно и точно срисовано. Если ребенок заметит неточности, он может их исправить.

Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно копировать его, степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

Особый интерес представляет комплекс методов диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению, разработанный группой авторов А.А. Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н.Поливановой, Е.Ю, Сушковой.

В своей методической разработке психологи охватили интеллектуальное и речевое развитие ребенка, личностную готовность и зрительно-моральную координацию [6,31].

Мы перечислили далеко не все имеющиеся методы определения психологической готовности к школьному обучению, потому что с каждым годом педагоги и психологи продолжают поиски более совершенных диагностических методик, которые направлены на достижение следующих целей:

  1. понимание особенностей психического развития детей для определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

  2. выявление детей, не готовых к школьному обучению для проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;

  1. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их "зоной ближайшего развития", что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

  2. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению. Что возможно лишь только по отношению к детям шестилетнего возраста.

Литература

  1. Ануфриев Л.Ф. , Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучение детей. - М: Ось-89 , 2010.

  2. Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? - М-Просвещение, 2011.

З.Божович. Л - И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М: Педагогика, 2008.

4.Божович Л. И. Проблема развитая мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения Детей и подростков. - М. , 2014.

5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз , 2013. б.Гузеев В.В. Основы педагогической технологии. М., 2011.

7. Готовность к школе. /Под ред. И. В. Дубровиной. - М. , 2015.

8. ГуткинаН. И. Психологическая готовность к школе. - М. , 2014.

9. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М. , 2003.

10. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М. ,2011.

11. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка кшколе// Начальная школа, 2015. - № 12.

  1. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. - М. , 2011.

  2. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2012.

14 . Журова Л. Е., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе //Начальная школа, 2009 № 8.

  1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2012.

  2. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 2011.

  3. Ковалёва Л.В. Готовим детей к школе // Начальная школа, 2010. - №1.

  4. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2014.

  5. Мир детства: Младший школьник./Под ред. А.Г.Хрипковой. - М., 2011.

20. Мухина B.C. Возрастная психология. - М., 2012.

21. Немов Р.С.Психология. Кн.2.-М.:Владос, 2014.

22.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Привала, 2006.

  1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 2014.

  2. Особенности психического развития детей 5-7 летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 2012.

25.Практическая психология образования. /Под ред. И.В. Дубровиной. -

М.: ТЦ: "Сфера ", 2014.

26.Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации

//Начальная школа, 2015. - № 1.

27.Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.Мещеряковой. - М. : Педагогика-ПРЕСС, 2007.

  1. Потюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 2011.

  2. Психофизиологические аспекты обучения детей с шестилетнего возраста./ Под ред. Силвестру А.И., Дубровина Т.Н. - Кишинев-Штилнца, 2014.

  3. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога. - М., 2015.

31. Савицкая Д.В. Психологическая готовность детей к: школьному обуче­нию //Начальная школа, 2009 №3.

32. Современные образовательные программы для дошкольныхучреждений./Под редакцией. Т.И. Ерофеевой. - М.: Академия, 2010.

33. Цеханская Л.И. Диагностика степени овладения некоторымипредпосылками учебной деятельности//Диагностика умственного развитиядошкольников. - М., 2014.

 

15

 

Просмотров работы: 371