ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ

Задорожная И.А. 1, Козлова Д.Д. 2
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
2Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема агрессивности является актуальной для современного общества. Напряженная, неустойчивая социальная обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Особую тревогу вызывает рост агрессивности детей и подростков. Рост агрессивных тенденций отражает одну из социальных проблем современной жизни.

Агрессивное поведение подростков с каждым годом проявляется все сильнее. При этом в первую очередь, от него страдает само подрастающее поколение. Безусловно, некоторый уровень агрессии в норме свойственен всем детям и является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности. Однако, наличие агрессии, как устойчивого образования может свидетельствовать о нарушениях в личностном развитии. Сейчас, как никогда, важно изучить причины, вызывающие агрессивность у подрастающего поколения, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение в отношениях между подростком и окружающими его людьми, оказать ему содействие в налаживании социально значимых контактов.

Многоплановое изучение проблемы агрессии в отечественной и зарубежной психологии началось уже давно.

Отечественные исследователи (Э.Ш. Бубнова, Э. Вагенас, Ю.В. Егошкин, О.Н. Истратова, Л.М. Семенюк, А.И. Харченко. И.Бойко) понимают агрессию, как целенаправленное разрушительное поведение, которое противоречит нормам существования людей в обществе, наносит вред, причиняет физический ущерб, вызывает у людей психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психологической напряженности, страха подавленности). При этом агрессивные действия могут выступать в качестве средства достижения цели, как способ психологической разрядки, в форме потребности в самореализации и самоудовлетворении.

С.Н. Еникопов связывает агрессивность с «Я» -концентрацией личности. Автор определяет агрессию как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на различного рода раздражители. Показателем агрессивности является количество агрессивных реакций, имеющих место в действительности или проявляющиеся в фантазиях.

В зарубежной психологической литературе феномен агрессии постоянно находится в поле зрения многих ученых и практиков (А. Бандура, А. Басс, Ф. Алан, Р. Бэрон, О.Ф. Кернберг, Г. Паренс, Ф. Перлз, С. Фешбах, З. Фрейд, Э. Фромм). Так, Л. Бендер говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него. Ф. Аллан характеризует агрессию как внутреннюю силу, дающую человеку силу противостоять внешним взаимодействиям. Х. Дельгадо говорит о том, что агрессивность - поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. А. Басс определяет агрессию как реакцию, в результате свойств которой другой организм получает болевые стимулы.

Существуют различные подходы к определению агрессии. В рамках психоаналитического подхода (З. Фрейд) агрессивное поведение рассматривается как врожденное, неизбежное, берущее начало из инстинкта смерти - Тонатоса.

Согласно К. Лоренцу, представителю этологического подхода, агрессия берет свое начало из инстинкта борьбы за выживание.

С позиций социобиологического подхода, агрессивные взаимодействия с конкурентами представляют собой один из путей повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами – недостатком пищи или брачных партнеров. Таким образом, представители данного подхода убеждены в том, что агрессивность является средством получения индивидом некоторой доли ресурсов, что обеспечит успех в естественном отборе.

Представители когнитивного подхода в основу агрессивного поведения ставят эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе данного типа поведения. Таким образом, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий (угрожающих или провокационных), оказывает определяющее влияние на чувства и поведение индивида.

Теоретический анализ литературы позволил установить, что существует несколько классификаций агрессии. Ведущей является квалификация Г. Амона, который выделяет следующие ее виды:

1) Конструктивная агрессия. Явное проявление агрессивных актов поведения, реализуемое в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному типу и возможности самореализации и коррекции поведения.

2) Деструктивная агрессия. Прямое направление агрессивности, связанное с нарушением морально этических норм.

Основной критерий построения классификации Д. Зильмана – позиция агрессора по отношению к жертве, характер их взаимоотношения. Автор выделил восемь типов агрессивного поведения.

1. Наступательная агрессия - нанесение вреда объекту, который не применял по отношению к нему насилия.

2. Защитная агрессия - нанесение вреда объекту в ответ на применение по отношению к нему насилия.

3. Ответная агрессия – нанесение вреда субъекту с целью отмщения за нанесенные ему повреждения.

4. Спровоцированная агрессия – подвергание атакующего нападению или другим действиям, которое повлекло за собой его ответные агрессивные действия.

5. Непровоцированная агрессия – агрессивные действия нападающего по отношению к жертве, которая агрессию не проявляла.

6. Агрессия, вызванная раздражением – агрессивные действия, направленные на снятие напряжения.

7. Побудительная агрессия - агрессивные действия с целью получение внешней стимуляции.

8. Санкционированная агрессия - агрессивные действия, служащие социальным нормам и не выходящие за социальные рамки.

В концепции А. Басса выделены следующие виды агрессии:

1. Вербальная агрессия- выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

2. Физическая агрессия – неадекватное проявление физических способностей человека во вред другому человеку, выражающихся в виде нападения, физических расправ, драк, насильственных действий, сопряженных с жесткостью, прямой, демонстрацией физической силы.

- Прямая агрессия – действия, непосредственно направленные против жертвы.

- Косвенная агрессия – враждебные действия, окольным путем направленные на другое лицо – сплетни, злобные шутки.

- Негативизм – аппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства, нарастающая от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Классификация С. Фешбаха включает инструментальную агрессию, как средство достижения какой либо цели; враждебную агрессию, выражающуюся в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии; реактивную агрессию, возникающую, как реакция субъекта на фрустрацию, и сопровождающуюся эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти.

Х. Хекхаузен подразделяет инструментальную агрессию на индивидуальную и социально – мотивированную, своекорыстную и бескорыстную, антисоциальную и просоциальную. Реактивная агрессия подразделяется автором на аффективную, импульсивную и экспрессивную агрессию.

Подростковая агрессия является деструктивным поведением личности, объединяющим в себе различные акты поведения: злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения. Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, учебным заведением, а также средствами массовой информации.

Важнейшим условием предупреждения становления агрессивных форм поведения в подростковом возрасте является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. Профилактика агрессивного поведения подростков, должна начинаться еще в детстве и проводится родителями. В два-три года все дети проявляют агрессию, но те, поведение которых не было откорректировано, начинают считать, что агрессивное поведение помогает достичь желаемого. Практикующие психологи отмечают, что профилактика агрессивного поведения подростков должна осуществляться по схеме: определение факторов, влияющих на развитие агрессивности у подростка, разработка мер по уменьшению агрессивности. Необходимо исключить игнорирование актов агрессивного поведения, так как это чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения подростка.

Таким образом, профилактика агрессивного поведения подростков – это совместный труд родителей, учителей и, конечно, самих подростков. Среди рекомендаций важное место занимает пункт активного и интересного досуга ребенка, а также занятия в спортивных секциях.

Список использованной литературы:

1. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина.-М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 455 с.

2. Подростковый возраст // Вопросы психологии. 2012. №1. -с. 51-53.

3. Усачева И.А. Гендерные различия поведения подростков в конфликтных ситуациях // Новое слово в науке: перспективы развития. Материалы II Международной научно-практической конференции (30 декабря 2014). Чебоксары: Изд-во «Интерактив плюс», 2014. С. 148-149.

Просмотров работы: 402