ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Прусова Я.А. 1
1ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема профессионального самоопределения возникает в жизни человека на всех этапах профессионализации: выборе, становлении и закреплении в избранной сфере профессиональной деятельности. В настоящее время проблема профессионального самоопределения является предметом изучения педагогов, психологов, философов, социологов и других специалистов.

Профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека. Сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

Теоретико-методологическую основутехнологии составили теоретические положения личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов к процессам самоопределения и профессионального выбора; представления о закономерностях развития старшеклассника в контексте процесса его профессионального самоопределения, основы профориентационной работы (Е.А.Климов, Б.А. Федоришин, Н.Ф. Гейжан, И.В. Кузнецова, Е.М. Павлютенков, С.Н.Чистякова и др.); методические разработки психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников (П.С. Лернер, Е.С. Пряжников, Г.В. Резапкина, Н.Ф. Родичев, А.П. Чернявская, С.Н.Чистякова, и др.).

Выбор будущей профессии является результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Помощь в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации психолого-педагогической деятельности, включающей занятия о себе и о мире профессионального труда с последующем соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

Педагогическая поддержка имеет общее проблемное поле с другими категориями гуманистической педагогики. Это показано в исследованиях Е. А. Александровой, М. Р. Битяновой, О. С. Газмана, В. В. Игнатовой, Е. А. Козыревой, И. П. Липского, А. В. Мудрика, М. И. Рожкова, Н. А. Сенченко, Г. Н. Серикова, Н. М. Филипповой и других учёных. Г.В. Резапкина отмечает, что эффективность профориентационной работы определяется наличием современных технологий: тематические сайты, телепередачи, компьютерные игры, электронные книги, молодежные журналы и т.д. [1] Важнейшими аспектами психолого-педагогической поддержки являются использование современных технологий профессионального самоопределения, формирование позитивных отношений учитель-ученик, гарантирующих старшекласснику поддержку и помощь, определение форм, методов и содержания психолого-педагогической деятельности по профессиональной ориентации современных старшеклассников.

На базе МКОУ «Нарышкинская СОШ» было проведено исследование с целью выявления особенностей профессионального самоопределения современных старшеклассников. Диагностическая программа включила: методику изучения отношения к учебным предметам Г.Н.Казанцевой, тест Д. Голланда по определению типа личности, дифференциально-диагностический oпросник Е.А. Климова, методику для выявления коммуникативных и организаторских склонностей (В.В. Синявский и В.А. Федорошин).

Анализ диагностической программы показал, что по методике Д. Голланда преобладает социальный тип личности – 44,4% учащихся, которые обладают социальными умениями и нуждаются в контактах. К предприимчивому типу относится 55,5 % учащихся, для них свойственно избирание цели, проявление энергии, импульсивности; им не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости; хорошо решают задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивны; таким людям предпочтительна следующий вид деятельности: артистизм, журналист. 11,1% учащихся относится к конвенциональному типу, их определяют как людей, предпочитающих четко структурированную деятельность, не проявляющих критичность, оригинальность, консервативных, зависимых, ригидных (не любят смену деятельности); у них слаборазвиты организаторские способности, преобладают математические способности; для таких личностей предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетами.

По методике ДДО Е.А. Климова среди учащихся преобладает соответствие типу профессий «Человек-Человек» – 22,2% учащихся, которые предпочитают выбирать все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; к ним относятся педагоги, врачи, психологи и т.п. По типу «Человек-Техника» было выявлено 44,4% учащихся, которым присущи все технические профессии, такие как, например, автомеханик, мастер по ремонту и обслуживанию машин и т.п. По типу «Человек - Знаковая система» – 33,3% учащихся, которым характерны профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (инженер, графолог). По типу «Человек - Художественный образ» – 11,1% учащихся, для которых рекомендованы профессии, связанные с творчеством (актеры, художники).

Проведя методику изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников, я получила следующие результаты: коммуникативные склонности у большенства учащихся высокие, они составляют 66,6%, а организаторские склонности низкие у 77,7% старшеклассников.

Проведя методику изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой, были получены следующие результаты:

Учащимся нравятся следующие предметы: русский язык, физическая культура, история, немецкий язык, ОБЖ, алгебра, геометрия.

Учащимся десятого класса не нравятся следующие предметы: химия, геометрия, биология, физика, информатика.

Старшеклассники любят предмет потому, что: данный предмет интересен, нравится, как преподает учитель, предмет нужен для будущей работы, предмет легко усваивается, предмет заставляет думать, требует наблюдательности, сообразительности, предмет занимательный, товарищи интересуются этим предметом, интересны отдельные факты, родители считают этот предмет важным, хорошие отношения с учителем, учитель интересно объясняет, получаю удовольствие при его изучении. старшеклассники не любят предмет потому, что: данный предмет не интересен, не нравится, как преподает учитель, предмет не нужно знать всем, предмет не нужен для будущей работы, предмет трудно усваивается, предмет не считается выгодным, предмет не требует терпения, интересны только отдельные факты, плохие отношения с учителем, предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире.

На вопрос: «Почему ты вообще учишься?» ученики ответили следующее: «хочу стать грамотным, хочу быть полезным гражданином, хочу быть умным и эрудированным, хочу научиться самостоятельно работать, все учатся и я тоже, родители заставляют, нравится получать хорошие оценки, для расширения умственного кругозора, классный руководитель заставляет, хочу учиться».

В рамках исследования был предложен профориентационный проект «Острова профессий», в основе которого лежат следующие позиции:

- образовательный процесс в учебном учреждении должен способствовать формированию у старшеклассников представления о своей личности, определению ими не только своих главных жизненных ценностей и целей, но и профессиональных интересов;

- выявление показателей профессионального самоопределения старшеклассников становится основой для организации индивидуальных планов их подготовки;

- профессиональное самоопределение, являясь целью профилизации школьников, реализуется в совместной деятельности родителей, законных представителей, учителей, под руководством педагога-психолога;

- формированию эмоционально-положительного отношения к выбору профессии будет способствовать развитие профессиональных интересов;

- сопровождение профессионального самоопределения должно ориентировать старшеклассников на содержательную сторону профессии, а не её формальную привлекательность.

Представим профориентационный проект «Острова профессий».

Актуальность проекта: пристальное внимание в образовательном учреждении необходимо уделять проведению профориентационной работы среди школьников, которая должна делать акцент на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.

В XXI веке существует около 7000 профессий. Среди выпускников школ из года в год пользуются популярностью только несколько десятков из них. Часто выпускник выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для престижа и популярности в современном мире.

Важность подготовки к выбору профессии в том, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности. Тогда ее следует рассматривать со всей системой учебно-воспитательного процесса – в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности.

Таким образом, профориентация является важным компонентом не только в развитии каждого человека, но и в функционировании общества в целом. Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из основных сторон работы педагогов в течение последних лет.

Цель проекта: формирование у старшеклассника готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального, жизненного и личностного развития, готовности рассматривать себя в конкретной профессиональной деятельности.

Содержание проекта. Проект предполагает следующие этапы:

1. Вводный этап. На данном этапе проводится диагностика по следующим методикам: методика изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой, тест Д. Голланда по определению типа личности, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, методика В.В. Синявский и В.А. Федорошинc целью выявления коммуникативных и организаторских склонностей.

  1. Основной этап. На данном этапе проводится цикл профориентационных занятий, цель которых - формирование и развитие у старшеклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Каждое занятие включает вводную, основную и заключительную части.

Литература

  1. Резапкина Г.В. Профориентация. Новый век // Материалы городской научно-практической конференции «Профессиональная ориентация в современном социально-экономической и информационно-технологическом пространстве» / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 44-49.

Просмотров работы: 387