В процессе реализации деятельности по объединению спроса и предложения на рынке труда, Центр занятости населения зачастую прибегает к технологии социального посредничества, которая является неотъемлемой частью службы занятости в качестве социально-экономического института. Подавляющая часть деятельности ЦЗН с соискателями, желающими получить работу, сводится к тому, что данное учреждение выступает в роли посредника между клиентами и работодателями.
Содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:
1. Образование молодежи — проблема комплексная, ее решение невозможно без взаимодействия и сотрудничества различных структур: органов государственной власти, служб занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Совмещение образовательного и трудового рынков должно стать одним из приоритетных направлений государственной политики. С целью предотвращения появления новых безработных, необходимо вести целенаправленную, систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна помогать личности в профессиональном самоопределении и учитывать не только потребности и возможности конкретного человека, но и текущую ситуацию на рынке труда [1].
2. Содействие профессиональной подготовке молодежи. В системе мер социальной защиты населения от безработицы одно из важнейших место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.
Профессиональное образование молодых безработных граждан решает следующие задачи:
- повышение конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда;
- сокращение уровня безработицы;
- изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;
- минимизация финансовых издержек государства [5, с 98].
3. Изменение порядка приема молодежи на работу. Многие компании не видят перспектив применения труда молодежи и не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Отсюда следует, что основной мерой по социальной поддержке молодежи может стать смягчение критериев приема на работу: трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика для студентов дневной формы обучения и др. [4].
4. Привлечение молодежи к оплачиваемым общественным работам. «Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки» [3, с. 154].
5. Создание специальных молодежных организаций для решения проблемы занятости. На текущий момент, социальные предприятия для молодых людей – абсолютно нормальное явление. Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики, те задачи, которые они перед собой ставят, дают основания выделить данные объединения в отдельную категорию.
Однако, процесс их создания нельзя назвать простым: необходимо преодолевать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью их правового статуса. Появление новых рабочих мест для молодежи, а также защита их прав дает им возможность сочетать работу с учебой, определиться с выбором профессии, приобрести необходимый опыт трудовой деятельности. Организуя подготовку и обучение молодых работников, предприятие как бы включается в реализацию социальной молодежной политики [2, с.73]. Поэтому очень важно создавать и развивать механизмы, позволяющие молодежи не только зарабатывать, но и учиться новой профессии, приобретать знания и опыт.
В заключение хотелось бы отметить, что государственные и федеральные социальные программы должны стимулировать создание рабочих мест во всех отраслях экономики, привлекая для этого не только бюджетные средства, но и средства частных предприятий, инвесторов.
Таким образом, в современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России — это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи.
Список литературы
1. Айдарова И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/06/7156 (дата обращения: 12.02.2017).
2. Ермолаева С.Г. Рынок труда: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 108 с.
3. Захаров М.И. Управление трудовыми ресурсами: / Под ред. М.И. Захаров. – М.: ПРИОР, 2009.-467 с
4. Кризис в сфере занятости молодежи: Время действовать. Международная конференция труда, 101-я сессия, Доклад V. Международное бюро труда. Женева. 2012. - 128 с.
5. Устинова К. А. Сфера образования и рынок труда: проблемы рассогласования // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 96-103