ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Исакова М.М. 1
1ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стремительное развитие общества влечёт за собой изменения в области науки, техники, культурной жизни. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. На первый план выходят определённые требования к такой личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей высокоразвитой внутренней культурой и духовностью, высокообразованной, профессионально грамотной.

Значительным потенциалом развития личности обладает художественно-творческая деятельность, приобщение к которой способствует формированию важных качеств человека, о недостатке которых сегодня с беспокойством говорят многие ученые. Речь идет об эмоциональности, художественно-образной выразительности, эстетической восприимчивости, художественном мышлении, эмпатии, воображении и т.д. Многообразие названных способностей может быть развито через «встраивание» ребёнка» в систему художественной культуры. Трудность формирования этих качеств заключается в специфике художественного творчества как формы постижения действительности и тех психологических механизмов, которые обеспечивают личностное развитие человека.

Процесс приобщения детей к художественному творчеству нашел свое психологическое обоснование в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева и др. Психолого-педагогические проблемы развития личности подростка раскрыты в отечественной (Л.И. Божович, Е.А. Леванова, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Р.С. Немов, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Г. Олпорт и др.). Опыт становления авторских систем художественно-творческого развития детей и подростков обобщен в исследованиях художников-педагогов: Г.В. Лабунской, С.Д. Левина, В.С. Щербакова и других.

А.М. Новиковым художественное творчество объясняется как специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, И.А. Лыковой - понимается как специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одаренности ребёнка посредством искусства.

Творчество – высшая форма активности и самодеятельности человека. Активность, направляемая чужой волей, не является творческой активностью. Лишь соединяясь с самостоятельностью, она становится основой формирования творческого подхода к жизни. Самостоятельный выбор варианта поведения – это уже творчество.

Под творческими способностями А.Н. Лук понимает особенности ребенка, которые помогают ему освоить неординарные виды деятельности, найти возможности нестандартного решения знакомой проблемы, умение отключаться от известных стереотипов деятельности. Автор разделяет творческие способности на три группы: способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности); способности, связанные с темпераментом (эмоциональность); умственные способности.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин и другие) позволяет определить творчество как деятельность, посредством которой создаются новые ценности.

Проблема творчества активно отражена в зарубежных исследованиях. Значительная часть зарубежных авторов рассматривает сущность творчества как многогранный процесс (Х. Битчер, Ф. Валлас, Е. Вернон, Дж. Гилфорд, Р. Каттель, А. Кроунли, С. Роджерс, Е. Синнот и др.). Как показал анализ их концепций, многие авторы обращаются в своих исследованиях к структуре интеллектуальной модели творчества личности, разработанной Дж. Гилфордом. В ней дано соотношение структурных компонентов личности: мотивации и темперамента, мышления и деятельности, рассматриваются общие факторы интеллектуальности и мотивационные факторы творческой деятельности – поведение, интересы и их соотношение. Представляет определённый интерес расшифрование основных процессов творческого мышления – синтезирования и анализирования.

Таким образом, анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы показал, что большинство авторов в определении педагогического творчества исходят из основной его цели – результата, направленного на развитие растущей личности.

Список литературы

1. Волынкина Н.В. Психолого-педагогические условия развития творческой личности в контексте современной социополикультурной среды / Философия образования. – 2011. – № 2 (35). – С. 86–93.

2. Гладилина И. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности / Воспитание школьников. – 2011. – № 9. – С. 14–17.

3. Дондокова Ц.Л. Условия развития творческих способностей учащихся / Педагогическая мастерская. – 2012. – № 2. – С. 12–19.

4. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 15–26; – № 4. – С. 15–21.

5. Емельянова Н.Л. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения / Сборник научно-методических материалов по развитию технического творчества учащихся. – М., 2015. – Вып. 4. – С. 28–33.

6. Лук А.Н. Мышление и творчество. - Москва: Издательство политической литературы, 1976 - с.144

7. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток: некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 208 с.

Просмотров работы: 554