КРИЗИС СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И НАТО. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КРИЗИС СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И НАТО.

Гамова В.С. 1
1Волгоградский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Не является новостью, что в настоящее время мировая безопасность испытывает глубокий кризис. Вместе с тем, Европа является эпицентром противоречий. События, разворачивающиеся в данном регионе, вызывают страх и беспокойство.

Сегодняшний кризис во взаимоотношениях России и Европы четко показывает разное понимание Москвы и Запада о европейской безопасности. Москва считает, что такая организация как НАТО в лице США дестабилизирует европейскую безопасность. В то время как Европа уверена, что НАТО и ЕС способствуют сохранению стабильности на континенте. Это различие усиливалось из-за того, что за последние годы Россия и Запад сделали разные выводы о причинах и последствиях основных событий после «холодной войны», таких как цветные революции на Украине и в Грузии, газовые кризисы 2006 и 2009 года и вооруженный конфликт в Южной Осетии 2008 года. 1 Украинский кризис, в свою очередь, стал дополнительным подтверждением давних проблем и споров. Как заявлял С. В. Лавров: « Кризис всей системы европейской безопасности возник не в результате украинских событий, а наоборот, украинские события стали отражением глубинных противоречий, которые накапливались в Евроатлантике».2 К 2013 году многие эксперты стали утверждать, что система европейской безопасности сломлена, в связи с фактором «неинтегрированности» России в евро-атлантическую систему. Это связано с тем, что сама система сложилась в основном вокруг НАТО и ЕС, куда Россия не могла проникнуть, что вызвало недовольство в ее политических кругах.

В 2014 году украинский кризис явился первым испытанием стабильности европейской системы, а в 2015 году мировое сообщество столкнулось с международным терроризмом. Уже в 2014 гожу Россия и Запад оказались в «тупике» своих отношений. Как известно, в апреле 2014 года НАТО объявила о приостановлении работы Совета Россия - НАТО. Это действие объяснялось незаконным вмешательством России в Украину. В прямом и переносном смысле «острием копья» стала инициатива НАТО о создании Объединенной оперативной группы повышенной готовности (ООГПГ), предложенная на саммите Альянса в Великобритании в сентябре 2014 года и не оставшаяся без внимания экспертов в области международной безопасности.3

Со времен Карибского кризиса 1962 г. проблемы европейской и глобальной безопасности не были настолько связаны с кризисом за пределами Европы, как это происходит в настоящее время в связи с ситуацией в Сирии. Все чаще в публичных обсуждениях взаимодействия Москвы и ее западных партнеров относительно Сирии появляются взаимные обвинения.4 Между тем, Россия и Запад на протяжении последних пяти лет неоднократно демонстрировали попытки добиться урегулирования сирийского конфликта. Так, начало российских операций в Сирии и террористические атаки во Франции в ноябре 2015 могут считаться новым этапом между Россией и Западом.5 После этих событий изменились приоритеты на шкале международной безопасности, на первое место вышла борьба с терроризмом. Теперь присутствие России в системе европейской безопасности даже при отсутствии желания Европы и США крайне необходимо. Вместе с этим между сторонами существует ряд проблем, препятствующих их сближению. К ним можно отнести недостаточное доверие, навязывание своей точки зрения в решении проблем другой стороне, а также наличие «третьей» в разрешении сирийского конфликта.

На мой взгляд, нельзя говорить о налаживании отношений в данный период времени, в связи с наличием общего врага. Безусловно не стоит отрицать, что террористические атаки смогут повернуть международную обстановку в сторону объединения усилий против Исламского государства. Более того, 2016 год был полон событий, которые могу поменять развитие отношений между Россией и Западом. К ним можно отнести Brexit, а также победу Д. Трампа на президентских выборах в США. К тому же, 2017 год ожидается быть также событийным. Во многих странах Европы пройдут президентских выборы, от результатов которых возможно изменятся приоритеты внешней политики в Европе.

В связи с этим, на мой взгляд, двум сторонам необходимо выработать определенную концепцию в области международной безопасности. Во-первых, необходимо разработать механизм совместной оценки опасностей и угроз. Это приведет к решению ряда вопросов, что станет вкладом в развитие партнерских отношений. Во – вторых, следует реорганизовать институты, обеспечивающие безопасность: к ним следует отнести Совет Россия – НАТО. Это позволит наладить каналы диалога, что в дальнейшем приведет к эффективной борьбе с глобальными угрозами. Поэтому возобновление работы Совета в 2016 году можно считать шагом на пути к конструктивному диалогу между сторонами. Но нельзя не отметить, что обе стороны остаются при своем мнении в отношении действий друг друга. Так, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, выступая по итогам заседания Совета Россия — НАТО в декабре 2016 года заявил о сохранении противоречий в позиции сторон по вопросам Украины и Сирии.6 К тому же, состоявшаяся в февраля 2017 года Мюнхенская конференция по вопросам политики безопасности не показала слаженности действий между сторонами, что в очередной раз доказывает существование кризиса европейской безопасности. Одним из итогов стало вновь подтверждение мнения о том, что Россия рассматривается как угроза для НАТО и ряда ее членов.7 К сожалению, в настоящее время стороны заняты наращиванием военного потенциала собственной безопасности либо «региональными играми», но в целом европейская безопасность может быть обеспечена только их совместными усилиями.

На мой взгляд, в ближайшее время Россия и Запад не вернуться к прежним отношениям. В первую очередь потому, что у двух сторон разная точка зрения в отношении европейской безопасности, и они критикуют геополитику друг друга. Не без внимания остается тот факт, что Запад не видит Россию как державу, с которой можно считаться. А также известно, что в Европе бытует разброс взглядов по характеру будущих отношений с Россией. Но хочется надеяться на то, что Европа сможет выработать общую позицию, а Россия и Запад буду выстраивать отношения заново.

Список использованных источников и литературы

1.Баранов Н.А. Лекция Европейская безопасность. URL : http://nicbar.ru/m_bez_lekzia8.htm

2. Интервью министра иностранных дел С. В. Лаврова газете Российская газета 26.09.2014 // Официальный сайт Российской газеты. URL: http://rg.ru

3. Монаган Э. Украинский кризис и отношения России и НАТО // Вестник НАТО URL: http://www.nato.int/docu/review/2014/Russia-Ukraine-Nato-crisis/Ukraine-crisis-NATO-Russia-relations/RU/index.htm

4. Nichols M. U.S. slams Russian 'barbarism' in Syria, Moscow says peace almost impossible // URL : http://www.reuters.com/article/us-mideast-crisis-syria-un-us-idUSKCN11V0NN.

5Пархалина Т. Отношения Россия-Запад на фоне Сирийского кризиса // Аналитический бюллетень «Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы» Центра по изучению проблем европейской безопасности Выпуск 43-2015. URL: http://inion.ru/

6. Информационно-аналитический портал // http://xn--80azep.xn--p1ai/ru/nato_russia_council.html

7. Официальный сайт Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, 2016. [Электронный ресурс] https://www.securityconference.de/en/activities/munich-security-conference/msc-2016/

1Баранов Н.А. Лекция Европейская безопасность. URL : http://nicbar.ru/m_bez_lekzia8.htm

2 Интервью министра иностранных дел С. В. Лаврова газете Российская газета 26.09.2014 // Официальный сайт Российской газеты. URL: http://rg.ru

3 Монаган Э. Украинский кризис и отношения России и НАТО // Вестник НАТО URL: http://www.nato.int/docu/review/2014/Russia-Ukraine-Nato-crisis/Ukraine-crisis-NATO-Russia-relations/RU/index.htm

4 Nichols M. U.S. slams Russian 'barbarism' in Syria, Moscow says peace almost impossible // URL : http://www.reuters.com/article/us-mideast-crisis-syria-un-us-idUSKCN11V0NN

5 Пархалина Т. Отношения Россия-Запад на фоне Сирийского кризиса // Аналитический бюллетень «Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы» Центра по изучению проблем европейской безопасности Выпуск 43-2015. URL: http://inion.ru/

6 Информационно-аналитический портал // http://xn--80azep.xn--p1ai/ru/nato_russia_council.html

7 Официальный сайт Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, 2016. [Электронный ресурс] https://www.securityconference.de/en/activities/munich-security-conference/msc-2016/

Просмотров работы: 402