ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНЕЗИСА ТРАНСТИХООКЕАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНЕЗИСА ТРАНСТИХООКЕАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Шамардин В.В. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие «Транстихоокеанское партнерство» (Trans-Pacific Partnership, TPP) вошло в оборот сравнительно недавно и получило широкое распространение в связи с событиями февраля 2016 г., когда 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона подписали соглашение о создании новой международной торгово-экономической организации. В настоящее время тематика, связанная с данной организацией, которая представляет собой совершенно новое явление для международных отношений, становится особенно актуальной в силу того, что на наших глазах на примере Транстихоокеанского партнерства формируется экономический порядок будущего, и во многом, принципы и нормы, которые заложены в ее структуре, в случае реализации проекта бывшего президента США Барака Обамы в ближайшие десятилетия будут определять экономическое развитие мира, в том числе и Российской Федерации.

Для наиболее полного понимания феномена Транстихоокеанского партнерства необходимо рассмотреть его эволюционное развитие от стадии формулирования концепции интеграционной структуры до настоящего времени.

Первоосновой данной организации стало всестороннее соглашение о тесном экономическом сотрудничестве между Новой Зеландией и Сингапуром (англоязычное название – CEP), правительства которых в сентябре 1999 г. приняли решение о заключении всестороннего торгового соглашения. Данное соглашение вступило в силу 1 января 2001 г. и положительным образом сказалось на развитии экономических отношений между двумя странами – был зафиксирован двукратный рост торгового оборота, активизировалось инвестиционное сотрудничество. [1]

Региональные интеграционные процессы нашли свое дальнейшее отражение и развитие в создании Транстихоокеанского стратегического экономического партнерства (англоязычное название – TPSEP), в рамках которого, в свою очередь, отчасти были сформулированы концептуальные основы для формирования новых торговых организаций, а именно Транстихоокеанского партнерства. В течение трех лет велись переговоры между правительствами четырех стран Тихоокеанского региона: Новой Зеландии, Сингапура, Чили и Брунея, который присоединился к переговорному процессу на заключительной стадии.

В результате стороны пришли к компромиссу в виде соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве, в котором был тщательно прописан перечень норм, регулирующих общую политику в области защиты прав интеллектуальной собственности, ликвидацию таможенных пошлин, унификацию санитарных и фитосанитарных требований, общие правила происхождения товаров и т.д. Страны обязались предоставить друг другу режим наибольшего благоприятствования в сфере торговли товарами и услугами [2]. Для каждого участника был установлен свой срок вступления договора в силу: для Новой Зеландии и Сингапура – 1 мая 2006 г., для Чили – 8 ноября 2006 г., для Брунея – июль 2009 г. [3]

«Мы ожидаем присоединения других участников АТЭС, но членство в Транстихоокеанском СЭП открыто для всех стран, включая и те, которые входят в Европейский союз» [4], – заявил после окончания переговоров министр торговли и промышленности Сингапура Лим Хнг Кианг.

Страны-участницы организации смогли достигнуть столь значительного прогресса в интеграционных процессах вследствие того, что в них зафиксирован высокий уровень развития внешнеторговых связей [5]. Однако для дальнейшего развития и углубления регионального торгового и инвестиционного сотрудничества в рамках интеграционных объединений требовалось участие в них экономических лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как США, Япония, КНР и Южная Корея.

Инициатором создания новой организации стали США, которые активно стремились вовлечь в новое торговое соглашение другие тихоокеанские страны. Руководство США пошло на такой шаг в связи с тем, что кризис в Азии в конце 1990-х гг. подорвал американскую экономическую гегемонию в АТР, тихоокеанские страны стали выстраивать более тесный диалог с КНР, что нашло свое отражение в создании формата АСЕАН+3, в рамках которого сосредоточились интеграционные процессы.

В АТР к середине 2000-х гг. был достигнут высокий уровень либерализации экономик тихоокеанских стран за счет образования большого количества двусторонних зон свободной торговли, в которые США были слабо вовлечены из-за противодействия Конгресса. Поэтому на форуме АТЭС, который состоялся в ноябре 2006 г. в Ханое, США выдвинули идею формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). [6] Однако из-за сложностей в реализации проекта в связи со слишком широким кругом участников, возникла необходимость поиска альтернативы, так называемой стартовой площадки. Идеальной кандидатурой стало ТСЭП.

О намерении США вступить в ряды данной организации сообщила в феврале 2008 г. торговый представитель Сьюзен Шваб, а в сентябре 2008 г. Конгресс был проинформирован относительно планов вступления в ТСЭП. Страны ТСЭП приветствовали присоединение к партнерству нового мощного экономического игрока с огромным потребительским рынком. Участие США автоматически способствовало привлечению новых государств в ряды организации. После заявления Шваб такие страны, как Перу, Вьетнам и Австралия заявили о своем желании начать переговорный процесс относительно вступления в ТСЭП. Но в связи с победой Барака Обамы на выборах в США и приходом к власти администрации демократов, переговоры были приостановлены на неопределенный срок.

В рамках своей предвыборной кампании Барак Обама неоднократно негативно отзывался о ранее заключенных со странами АТР соглашениях по ЗСТ, эффект от которых представлялся весьма скромным. К тому же, в связи с мировым финансовым кризисом в экономике США наметились очевидные тенденции к протекционизму. Вплоть до ноября 2009 г., когда состоялась поездка Б. Обамы в Азию, ситуация с переговорами о создании ТТП оставалась неясной.

Позиция новой администрации касательно ТТП была озвучена в выступлении Б. Обамы 14 ноября в Токио, в котором он объявил о готовности Соединенных Штатов сотрудничать со странами ТТП «в целях создания регионального соглашения с широким членством и высокими стандартами, достойными торгового соглашения XXI века». По его словам, развитие многосторонних организаций поможет обеспечить безопасность и процветание АТР: «Я знаю, что Соединенные Штаты не участвовали в этих организациях в последние годы, поэтому позвольте мне прояснить: те дни прошли. Как тихоокеанская страна США рассчитывают включиться в дискуссии, в ходе которых формируется будущее этого региона, и принимать полноценное участие в соответствующих организациях, когда они создаются и развиваются» [7].

Переговоры о создании Трантихоокеанского партнерства стартовали только в марте 2010 г. при участии восьми стран. Изначально страны-участницы планировали завершить переговоры к ноябрю 2011 г., однако в действительности удалось договориться и подготовить текст соглашения о создании ТТП только 5 октября 2015 г.

В общей сложности с марта 2010 г. до августа 2013 г. было проведено 19 раундов официальных переговоров. Затем переговоры стали проходить только в формате встреч глав делегаций и министров. Первый раунд переговоров состоялся в Мельбурне 15-19 марта. В нем приняли участи делегаты от восьми стран: США, Брунея, Чили, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура и Перу (Вьетнам имел статус ассоциированного члена). В процессе переговоров было образовано 10 рабочих групп (по промышленным товарам, сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам, телекоммуникациям, финансовым услугам, таможне, правилам происхождения товаров, государственным закупкам, окружающей среде и мерам по развитию торговли). В официальном докладе американской делегации заявлялось, что «делегаты от США и их коллеги по ТТП договорились о детальных планах работы в каждой из рабочих групп, с тем, чтобы заложить основы для продуктивного второго раунда» [8].

Заключительным этапом переговорного процесса, который завершился в конце сентября 2015 г., стала встреча министров стран-участниц в Атланте, штате Джорджия, США, где стороны объявили о том, что работа над текстом соглашения завершена и теперь предстоит его подписание и последующая ратификация. Итоговый текст соглашения о Транстихоокеанском партнерстве занимает более 6 тыс. страниц, состоит из 30 глав и большого числа приложений, дополнений и исключений, охватывая беспрецедентное количество вопросов торговой и экономической повестки.

В совместном заявлении лидеров стран ТТП от 19 ноября 2015 г. прозвучали следующие слова: «Мы с нетерпением ожидаем дальнейшего его [соглашения] подписания… После чего мы сосредоточимся на его полном выполнении» [9].

4 февраля 2016 г. в новозеландском городе Окленд состоялась торжественная церемония подписания соглашения по ТТП, в которой приняли участия министры торговли 12 стран, и которое стало финальным пунктом в переговорном процессе, длившемся более пяти лет. В нем в разной степени учтены интересы всех стран-участниц. Для того, чтобы ТТП вступило в силу, необходима ратификация 12 государств. Если этого не произойдет в течение двух лет с момента подписания, то будет достаточно ратификации странами, производящими 85 % от совокупного ВВП стран-подписантов. Таким образом, реализация данного проекта невозможна без участия в нем США, учитывая размер американской экономики.

На текущий момент соглашение о Транстихоокеанском партнерстве ратифицировано парламентом лишь одной из стран-участниц – Японии. Ратификация соглашения другими странами зависит от действий США. В течение последнего года своего президентства Барак Обама не смог убедить Конгресс в необходимости ратификации соглашения. Поэтому новый президент Дональд Трамп, который в рамках своей предвыборной кампании называл Транстихоокеанское партнерство «потенциальной катастрофой» для американской экономики, и Конгресс США должны решить судьбу проекта. В первые дни своего президентства, а именно 23 января 2017 г. Дональд Трамп подписал указ о выходе США из интеграционного объединения, что фактически ставит крест на его реализации в нынешнем формате.

На текущий момент достаточно трудно определить будущее Транстихоокеанского партнерства. Дональд Трамп намерен придерживаться протекционистского курса в экономической сфере, цель которого заключается в восстановлении промышленного потенциала США. С этой целью он собирается также пересмотреть условия НАФТА, которые, по его мнению, являются несправедливыми и негативно влияют на экономическое развитие страны. Поэтому трудно представить, что будет достигнут какой-либо прогресс в создании нового масштабного регионального объединения в АТР до преодоления разногласий относительно НАФТА [10].

С другой стороны, сомнительно, что новый президент США сможет одним росчерком пера перечеркнуть многолетние усилия бывшей администрации Барака Обамы. Американские корпорации заинтересованы в подобной структуре, т.к. она сформирует новые возможности для усилении их внешнеторговых позиций, повысит их конкурентоспособность. Проблема лишь в том, сможет ли экономическая элита США прийти по этому вопросу к компромиссу с новой администрацией. В правительственных кругах Японии и Австралии прозвучали заявления относительно участия Китая в соглашении вместо США. Однако КНР отказалась в связи с тем, что условия, которые заложены в соглашение, противоречат ее экономическим интересам. Скорее всего, это была попытка оказать определенное давление на своих американских партнеров.

Таким образом, история формирования Транстихоокеанского партнерства представляет собой сложный комплекс, состоящий из цепочки мероприятий как экономического, так и политического плана, которые были направлены на поэтапное строительство новой международной организации, являющей собой результат сочетания целого ряда фундаментальных причин и закономерностей. Перспективы реализации проекта данного интеграционного объединения на текущий момент весьма туманны, но не вызывает сомнений тот факт, что в недалеком будущем нам следует ожидать дальнейшей либерализации мировой экономики на основе тех торговых и инвестиционных стандартов, которые были заложены в тексте Транстихоокеанского партнерства.

Список использованных источников и литературы

  1. Agreement between New Zealand and Singapore // NZ Ministry of Foreign Affairs & Trade. – URL: https://www.mfat.govt.nz/Trade-and-Economic-Relations/2-Trade-Relationships-and-Agreements/Singapore/index.php

  2. Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement 2005 // NZ Ministry of Foreign Affairs & Trade. – URL. - https://www.mfat.govt.nz/downloads/trade-agreement/transpacific/transpacific-sepa-nia.pdf

  3. Fergusson I., Vaughn B. The Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement. CRS Report for Congress, 2009.

  4. Singapore, Brunei, Chile, NZ Sign Trans-Pacific Trade Pact. – URL: http://www.bilaterals.org/?s-pore-brunei-chile-nz-sign-trans&lang=en

  5. Сидоров А.А. У истоков Транстихоокеанского партнерства // Вестник Московского университета. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. – 2011. – № 4 – С. 80.

  6. Костюнина Г.М. Транстихоокеанское стратегическое партнерство: расстановка сил и роль в формировании зоны свободной торговли в АТР // Вестник МГИМО-Университета. – 2012. – № 4. – C. 96.

  7. Remarks by President Barack Obama at Suntory Hall. Suntory Hall, Tokyo, Japan. 14.11.2009. – URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/remarks-presidentbarack-obama-suntory-hall

  8. Round 1: Melbourne. Office of the United States Trade Representative. – URL: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/trans-pacific-partnership/round-1-melbourne

  9. Trans-Pacific Partnership Leaders Joint Statement. – URL: http://www.sice.oas.org/TPD/TPP/Negotiations/Leaders_Statement_18.11.2015_e.pdf

  10. Australien will TPP retten - und bringt China ins Spiel // Spiegel. - 24.01.2017. – URL: http://www.spiegel.de/wirtschaft/soziales/tpp-australien-will-abkommen-nach-us-ausstieg-retten-a-1131365.html

Просмотров работы: 512