АМЕРИКАНО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АМЕРИКАНО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Гулиева А.А. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В арабском мире давним союзником и партнером США является Королевство Саудовская Аравия (КСА). На первый взгляд, этот союз вызывает удивление: США, выступающие за демократию, соблюдение прав человека и свободу слова, и Саудовская Аравия – абсолютная теократическая монархия, не подразумевающая наличие политических партий, общественных организаций и т.д. Однако на самом деле у этих влиятельных государств есть много общего. Чтобы это понять, необходимо рассмотреть ключевые события в двусторонних отношениях.

Активизация американо-саудовских отношений пришлась на конец 1930-х – начало 1940-х гг. Это было связано, в первую очередь, с открытием месторождений нефти на Аравийском полуострове и ситуацией в самих Соединенных Штатах. В 1938 г. Б. Свонсон, помощник президента США, отметил в своем выступлении, что нужно как можно скорее проникнуть на арабский рынок, поскольку там имеются огромные запасы нефти [1]. Прогноз американского геолога Маккоя, заявившего, что к 1941 г. нефть США иссякнет, заставил американское правительство предпринимать серьезные меры. При этом в тот период доля добычи нефти США в мире составляла 60 %, Саудовской Аравии – менее 1 % [2], поскольку у нее не было соответствующей техники. Такой весьма выгодной ситуацией стремились воспользоваться Германия, Великобритания и Япония, предложившие Саудовской Аравии разрабатывать месторождения нефти. США в свою очередь не могли уступить в столь важном для них экономическом вопросе, поэтому в феврале 1940 г. установили официальные дипломатические отношения с Королевством Саудовская Аравия.

Население Саудовской Аравии проявляло лояльность к американским нефтяным компаниям, а те, в свою очередь, старались заручиться поддержкой правительства. В то же время стоит отметить и позицию Ибн Сауда, короля Саудовской Аравии, который, давая интервью иностранным информационным агентствам в 1938 г. подчеркнул, что не питает доверия к западным странам. По мнению короля, США не имеют далеко идущих стратегических планов в отношении КСА, а настроены лишь на поддержание краткосрочных экономических отношений.

Однако на тот момент Саудовская Аравия имела серьезные финансовые проблемы – казна была практически пуста, бюджет составлял менее 10 млн долл. К тому же с началом войны значительно сократился поток паломников, совершавших хадж [3]. В связи с этим председатель правления Калифорнийско-Арабской нефтяной компании Моффет предложил США оказывать материальную помощь КСА в течение 5 лет на сумму 6 млрд долл., что позволило бы получить доступ к нефтяным ресурсам страны [4].

Таким образом, в описываемый период КСА заняло важное место во внешнеполитической стратегии США. Это было взаимовыгодным решением, поскольку Саудовская Аравия нуждалась в быстро развивающемся как в экономическом, так и в социально-политическом плане партнере.

Важную роль Саудовская Аравия сыграла в холодной войне США и СССР в 1980-е гг. Дело в том, что значительную статью доходов Советского Союза составлял экспорт нефти, чем решил воспользоваться Вашингтон. По его «сигналу», как отмечают эксперты, Саудовская Аравия буквально «затопила» нефтью мировой рынок. Для сравнения: до 1985 г. объемы добычи нефти составляли около 2 млн баррелей в день, в 1985 г. – 6 млн, а чуть позже – 9 млн [5]. Естественно, это вызвало глобальное падение цен, и экономике СССР был нанесен непоправимый ущерб.

Что же касается текущего положения дел во взаимоотношениях США и Саудовской Аравии, то они оставляют желать лучшего. Саудовская Аравия начинает терять лидерство в регионе. Важную роль играет изменение отношения мировых лидеров к Ирану, с которого постепенно снимаются международные санкции и который теснит КСА с лидерских позиций в Ближневосточном регионе. Показательно, что в мае 2015 г. Барак Обама пригласил лидеров Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива на встречу, чтобы обсудить насущные проблемы, однако король Саудовской Аравии не удостоил коллег своим присутствием.

Вашингтон всё чаще выражает недовольство позицией Эр-Рияда. Барак Обама в одном из интервью даже назвал саудовцев «безбилетными пассажирами», объяснив свое высказывание следующим образом: КСА пользуется усилиями США по достижению глобальной безопасности, но не особо стремится разделять ответственность. Бывший президент США также подчеркнул, что в сложившейся ситуации ставится под сомнение вопрос о сохранении союзнических отношений.

Важную роль в дестабилизации американо-саудовских отношений сыграл принятый 28 сентября 2016 г. Конгрессом США закон, разрешающий американцам подавать в суды иски против властей Саудовской Аравии по обвинению их в причастности к терроризму, в частности к печально известным событиям 11 сентября 2001 г. Саудовская Аравия в долгу не осталась – она пообещала вывести из американской экономики активы на сумму 750 млрд долл. К тому же саудиты собираются напомнить США про их давний долг на сумму 116,8 млрд долл. Но здесь стоит отметить, что последние поспешили с громкими заявлениями: во-первых, конкретных действий мы пока не наблюдаем, во-вторых, это окажет негативное воздействие не только на США, но и на саму Саудовскую Аравию. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время нам не удастся стать свидетелями выполнения обещаний КСА.

Есть еще одно важное обстоятельство. Как известно, важную роль в идеологической концепции Саудовской Аравии играет ваххабизм. На протяжении долгого времени США старались не замечать поддержку, которую оказывали саудиты радикальным исламистам практически во всех уголках мира. Но теперь, когда США теряют зависимость от саудовской нефти, отношение к тоталитаризму ближневосточного партнера резко ухудшилось. К тому же Вашингтон придает важное значение улучшению отношений с Ираном, в то время как Эр-Рияд своими действиями провоцирует Тегеран на эскалацию конфликта.

Если говорить о перспективах американо-саудовских отношений, то, на мой взгляд, наиболее реалистичным сюжетом является то, что США и КСА будут занимать такую же неопределенную позицию по отношению друг к другу. Во-первых, Саудовская Аравия не хочет терять в качестве партнера такого влиятельного игрока на мировой арене, как США. Но вместе с тем, их позиция не будет однозначна, ведь на кону вопрос о лидерстве на Ближнем Востоке. Что касается США, то Ближний Восток издавна является зоной их интересов, поэтому, на мой взгляд, не стоит рассчитывать на ослабление позиций американцев в данном регионе. США будут стремиться балансировать между региональными державами, чтобы получать как можно больше экономических и политических выгод от такого рода неопределенности.

Список использованных источников и литературы

1. Walt J. Saudi Arabia and the Americans, 1928-1951. – Chicago, 1960.

2. Anderson I. Aramco, the United States, and Saudi Arabia: A study of the dynamics of foreign oil policy, 1933-1950. – Princeton, 1981.

3. Васильев А.М. Саудовская Аравия и Вторая мировая война // Азия и Африка сегодня. – 2005. – № 8. – С. 49-63.

4. Дербенёв А.С. Саудовская Аравия в американской внешней политике в 1939-1941 гг. // Киберленика. – URL: http://cyberleninka.ru.-article/n/saudovskaya-araviya-v-amerikanskoy-vneshney-politike-v-1939-1941-godah

5. Василенков С. Экономическая война США против СССР в 1980-е – уроки прошлого // Око планеты. – 29.07.2014. – URL: https://oko-planet.su/history/historydiscussions/250616-ekonomicheskaya-voyna-ssha-protiv-sssr-v-1980-e-uroki-proshlogo.html

Просмотров работы: 446