ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ТУРЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ТУРЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Парланова А.Т. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С момента образования Турецкой Республики внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Политические и идейные основы турецкого государства были заложены М.К. Ататюрком. «Шесть стрел» М.К. Ататюрка (республиканизм, национализм, народность, лаицизм, этатизм, революционность), а также лозунг «Мир в стране – мир во всем мире» означают отказ от османских имперских амбиций. Однако с приходом к власти Партии справедливости и развития (ПСР) принципы кемализма были поставлены под сомнение.

Идеологом современной внешней политики Турции является Ахмет Давутоглу. Турецкий политик, будучи профессором Стамбульского университета, представил в книге «Стратегическая глубина» свое видение относительно будущего страны. По мнению автора, значение любого государства на мировой арене определяется геостратегическим положением и «исторической глубиной» [1]. Турция, как наследница Османской империи, должна восстановить свое господство в «ближнем зарубежье», а впоследствии превратиться в мировую державу.

С приходом на министерский пост А. Давутоглу выдвинул идею «ноль проблем с соседями» [2]. В отличие от лозунга «Мир в стране – мир во всем мире», этот принцип подразумевает активный поиск «нуля», т.е. для поддержания добрососедских отношений необходимо способствовать установлению в этих государствах лояльных Анкаре режимов. Предложенная А. Давутоглу доктрина стала стратегической «дорожной картой» для реализации нового внешнеполитического курса страны.

В 2012 г. перед ПСР были поставлены цели, которые необходимо достичь к 2023 г., т.е. к столетию основания Республики. Среди них особое внимание привлекают следующие: улучшение имиджа страны на мировой арене, углубление сотрудничества с тюркскими республиками и продвижение турецкой культуры [3]. В программе ПСР есть отдельный раздел, посвященный внешней политике, где также зафиксировано стремление поддерживать тесные контакты со странами Центральной Азии, с которыми Турцию «объединяет общая история и культура» [4]. В документе указано, что внешнеполитический курс страны будет проводиться с учетом ее исторического и географического положения. Среди приоритетных направлений внешней политики выделяется Ближний Восток, где Турция продолжит прилагать усилия «для достижения мира и прекращения кровопролития» [4]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день основополагающими принципами внешней политики Турции являются неоосманизм и пантюркизм.

Неоосманизм подразумевает стремление Турции восстановить былое оттоманское величие. Основными направлениями концепции являются Ближний Восток, Северная Африка, Кавказ, Крым и Балканы. Важно, что термин «неоосманизм» не используется в официальных документах и представляет собой неофициальную доктрину Турции по расширению своего влияния в странах, которые входили в состав Османской империи. Термин «неоосманизм» был введен в оборот в 1985 г. английским исследователем Дэвидом Бэрчардом [5], однако данная концепция стала предметом обсуждения лишь с 2003 г., когда Турция не пропустила через свою территорию американские войска, направлявшиеся в Ирак. Анкара продемонстрировала, что не собирается выполнять роль «младшего партнера» США и имеет свои геополитические интересы на Ближнем Востоке.

Пантюркизм – идея интеграции тюркских народов и государств, которая принимает как радикальную форму с призывами к созданию единого государства «Великий Туран», так и более умеренную с проектами «Тюркского содружества наций», «Ассоциации независимых тюркских государств» [6]. Свою актуальность концепция пантюркизма приобретает после распада СССР. Стремясь заполнить вакуум, образовавшийся в Центральной Азии и на Кавказе, Анкара объявляет себя «старшим братом» тюркских стран. Однако география пантюркистских устремлений не ограничивается постсоветским пространством: тюркские народы расселены на обширной территории от Средиземноморья до Дальнего Востока России и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Например, для того, чтобы продемонстрировать свою солидарность с «тюркским миром», Турция не раз критиковала политику китайских властей относительно уйгуров.

Несмотря на то что менее развитые тюркские государства и народы изначально охотно шли на контакт со сравнительно преуспевающей Турцией, отдача оказалась не такой, как рассчитывали в Анкаре [7]. Дело в том, что эти народы идентифицируют себя не как тюрки, а как узбеки, киргизы, туркмены и т.д. К тому же, чрезмерное усиление турецкого присутствия рассматривается тюркоязычными государствами как угроза национальной безопасности. Тем не менее, отказываться от своих интересов Анкара не собирается. В этой связи для Турции крайне важно, чтобы реализация внешнеполитического курса проходила без оказания прямого давления на соседние страны, поэтому для достижения намеченных амбициозных целей Анкара применяет исключительно «мягкую силу».

Культурно-образовательная экспансия Турции является одним из проявлений «мягкой силы». По всему миру открываются лицеи и университеты с углубленным изучением турецкого языка и истории, выделяются стипендии для обучения иностранных студентов в Турции. В 1991 г. в Казахстане был открыт международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Яссави (МКТУ) в г. Туркестан, а в 1995 г. в Кыргызстане, в г. Бишкек – Киргизо-турецкий университет Манас. Европейское направление не является исключением. В Гагаузии существует разветвленная сеть турецких школ, для студентов действуют стипендиальные программы.

Для углубления сотрудничества со странами региона создана сеть как государственных, так и негосударственных структур, среди которых наиболее известное – Агентство тюркского сотрудничества и развития (TIKA), которое входит в структуру МИД Турции. TIKA было основано в 1992 г. для развития всесторонних отношений с тюркскими странами и народами. На сегодняшний день Агентство имеет представительства в 50 странах мира [8].

C 1992 г. проводятся саммиты глав тюркоязычных государств. В 2009 г. на саммите в г. Нахичевани было принято решение о создании Совета по сотрудничеству тюркоязычных стран (ССТС). В него вошли Турция, Азербайджан, Казахстан и Кыргызстан, а в 2014 г. Туркменистан. ССТС – это межправительственная организация, целью которой является развитие сотрудничества в области экономики, культуры и образования между государствами-членами. Например, в области культуры и образования Советом учреждена премия «Гордость тюркского мира». В 2015 г. на саммите в Астане главы государств подчеркнули необходимость создания общего тюркского телевизионного канала (идею предложил Нурсултан Назарбаев в 2013 г.). В связи с тем, что в 2015 г. одной из центральных тем обсуждения стала проблема противодействия терроризму, сегодня открытие совместного канала представляется необходимым для обеспечения информационной безопасности государств-членов ССТС. Кроме того, в рамках организации было заключено ряд соглашений, например, Соглашение об образовании Тюркской академии ССТС, Соглашение по созданию Фонда поддержки тюркской культуры и тюркского наследия ССТС и т.д.

В 1993 г. была создана Организация по культуре и искусству тюркоязычных стран (TÜRKSOY). Цель организации – укрепление братства и дружбы между тюркскими народами, сохранение и развитие тюркского культурно-исторического наследия. Наряду с такими странами, как Турция, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан в TÜRKSOY входили субъекты Российской Федерации: Татарстан, Башкортостан, Алтай, Хакасия, Саха, Тува [9]. Однако в период обострения российско-турецких отношений все республики, кроме Татарстана, вышли из TÜRKSOY. Тем не менее, организация успела открыть в 2012 г. кафедру «ТЮРКСОЙ» в Башкирском государственном педагогическом университете.

С 2007 г. распространение культурного влияния Турции осуществляется через Институт Юнуса Эмре. В его задачи входит продвижение турецкого языка и культуры. В 2013 г. в России состоялось открытие центра им. Юнуса Эмре в Казанском федеральном университете.

Для реализации внешнеполитических целей Анкара также использует экономические рычаги. В 2014 г. Турция выделила более 3 млрд долл. финансовой помощи развивающимся странам, при этом большую часть средств получила Сирия – более 2 млрд, на втором месте Тунис – 200,7 млн, на третьем Кыргызстан – 84,8 млн [10]. Анкара не ограничивается оказанием безвозмездной помощи, первостепенной задачей на пути к превращению страны в регионального лидера является создания мощной экономики. В соответствии с документом «Политическое видение ПСР 2023» Турция к указанному году должна войти в десятку крупнейших экономик мира [11], поэтому Анкара стремится заключить соглашения, которые будут способствовать росту реальных доходов населения страны. Следовательно, в основе современной внешней политики Турции наряду с такими принципами, как неоосманизм и неопантюркизм, лежит прагматизм.

Для Турции «тюркские» и ближневосточные государства – это, прежде всего, новые рынки сбыта и источники сырья. Турция является второй в мире (после Китая) экономикой по темпам роста потребления электроэнергии и природного газа, однако за счет собственных источников покрывается не более 25 % совокупного спроса на энергоресурсы [12]. Кроме того, цель Турции – превратиться в региональный энергетический хаб, поэтому она активно участвует в разработке проектов транспортировки энергоресурсов из Каспийского региона через свою территорию в Западную Европу. Трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзурум и проект газопровода TANAP воспринимаются как стремление Р.Т. Эрдогана сосредоточить в своих руках рычаги влияния на ЕС и США. Переговоры с Россией о строительстве «Турецкого потока» также демонстрируют стремление Турции стать центральным звеном в энергетическом коридоре «Восток-Запад».

Помимо торгово-экономического и культурного взаимодействия, Анкара уделяет особое внимание военно-политическому сотрудничеству. В 2010 г. Турция и Азербайджан заключили Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи, в соответствии с которым в случае нападения третьей страны, стороны обязуются оказывать всестороннюю помощь [13]. В 2015 г. была зафиксирована активизация Турции на Кавказе: Турция, Азербайджан и Грузия провели совместные военные учения «Кавказский орел», в которых участвовало около 1 тыс. военнослужащих. В 2001 г. по инициативе Турции была создана Черноморская военно-морская группа оперативного взаимодействия «Блэксифор», членами которой являются Болгария, Грузия, Россия, Румыния, Турция и Украина. Членство в данной группе позволяет турецким военным кораблям заходить по особому уведомлению во все порты и военно-морские базы стран Причерноморского региона. Большое значение придается деятельности в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира»: Анкара взяла на себя роль посредника между США и странами Центральной Азии и Кавказа. Например, в феврале 2015 г. была достигнута договоренность с главой Генерального штаба Кыргызстана А.Т. Алымкожоевым о двойном увеличении турецких квот на обучение военных из Кыргызстана.

Важным направлением военной политики Турции является Греция, которая рассматривается как исторический враг. Спорными остаются вопросы о статусе греческих островов, кипрская проблема и взаимные притязания сторон на акваторию Эгейского моря и воздушное пространство над ним. В 2016 г. было зафиксировано несколько нарушений воздушного пространства Греции военными самолетами Турции. Однако в Анкаре объясняют подобные нарушения правовыми различиями, т.к. Турция до сих пор не признает 10-мильную зону территориальных вод Греции.

В странах арабского мира Анкара придерживается несколько иной тактики: прежде всего, выступает в роли лидера исламского мира и защитника интересов мусульман. Несмотря на то, что в соответствии с Конституцией Турция является светским государством, сегодня в стране активно пропагандируют идею панисламизма, в основе которой лежит представление о «единстве» мусульман всего мира.

На Ближнем Востоке Анкара предлагает «турецкую модель» развития, в которой, по мнению руководства страны, успешно сочетаются ислам и демократия. В Сирии в ходе «арабской весны» Турция оказала поддержку вооруженной оппозиции, т.к. Р.Т. Эрдоган ожидал, что революция обернется свержением Б. Асада. Тем не менее, сирийскому президенту удалось удержать власть в стране, более того, сирийское правительство получило поддержку со стороны России. Однако для Турции Сирия является сферой жизненно важных интересов, кроме того, сирийский конфликт повлиял на внутриполитическую ситуацию, обострив проблему курдского сепаратизма. В результате, Анкара начинает применять «жесткую силу». В ноябре 2015 г. турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик Су-24, в декабре Турция ввела войска в Ирак, а затем и в Сирию. Анкара подобным образом демонстрирует, что не откажется от своих геополитических амбиций, и в случае необходимости готова применять силу.

Таким образом, важнейшими факторами формирования внешнеполитической стратегии Турции являются особенности ее географического положения, идеология неоосманизма, пантюркизма и панисламизма. Однако если раньше для превращения страны в регионального лидера Турция пользовалась в основном инструментами «мягкого» воздействия, то сегодня увеличивается вероятность перехода к «жесткой силе».

Список использованных источников и литературы

  1. Davutoğlu A. Stratejik derinlik. Türkiye’nin uluslararası konumu. – İstanbul, 2010. – S. 17–31.

  2. Komşularla Sıfır Sorun Politikamız // T.C. Dışişleri Bakanlığı. – URL: http://www.mfa.gov.tr/komsularla-sifir-sorun-politikamiz.tr.mfa

  3. Hedefler // AK Parti. – URL: http://www.akparti.org.tr/site/hedefler/dis-politika/11023

  4. AK Parti Programi // AK Parti. – URL: http://www.akparti.org.tr/site/akparti/parti-programi#bolum_

  5. Аватков В.А. Неоосманизм. Базовая идеологема и геостратегия Турции // Свободная мысль. – 2014. – № 3. – С.74.

  6. Габер Е.В. Политика Турции на Кавказе и в Центральной Азии в постсоветский период // Центральная Азия и Кавказ. – 2011. – Т.14, № 3. – С. 162.

  7. Шкира Н.В. Пантюркизм, пантуранизм, «неоосманизм» и экономические интересы России и Турции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. – № 165. – С. 149.

  8. Hakkimizda // TIKA. – URL: http://www.tika.gov.tr/tr/sayfa/hakkimizda-14649

  9. Аватков В.А., Бадранов А.Ш. «Мягкая сила» Турции во внутренней политике России // Право и управление. XXI. – 2013. – № 2(27). – С. 7.

  10. Türkiye Kalkınma Yardımları Raporu 2014 // TIKA. – 2015. – URL: http://www.tika.gov.tr/tr/yayin/liste/trky_raporlari-24

  11. AK Parti 2023 Siyasi Vizyonu // AK Parti. – 30.09.2012. – URL: https://www.akparti.org.tr/site/akparti/2023-siyasi-vizyon

  12. Оздемир В., Гулиев И.А. Энергетическая дипломатия Турции // Вестник МГИМО. – 2016. – № 2 (47). – С. 102.

  13. Türkiye Cumhuriyeti ile Azerbaycan Cumhuriyeti Arasın-da Stratejik Ortaklık ve Karşılıklı Yardım Anlaşması // T.C. Resmi Gazete. – 28.05.2011. – URL: http://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/2011/05/20110528M1-30.htm

Просмотров работы: 964