АВСТРАЛИЯ И США: ПАРТНЕРСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АВСТРАЛИЯ И США: ПАРТНЕРСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Яценко Г.В. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В 2011 г. президент США Б. Обама объявил о «повороте» внешнеполитического курса страны в сторону Тихоокеанского региона. В условиях растущей мощи Китая, США, подстрекаемые союзниками (прежде всего Японией), а также старыми врагами (в первую очередь Вьетнамом), усиливают свое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе с целью восстановления равновесия сил и возвращения доминирующего положения, что, по их мнению, обеспечило бы мир и процветание в Азии на протяжении многих поколений.

Ввиду того, что под защитой НАТО находятся преимущественно страны Атлантики, одной из приоритетных задач в «тихоокеанском» курсе американского правительства является создание новой системы коллективной безопасности в регионе АТР, в которой ключевая позиция отводится Соединенным Штатам. Впрочем, такие амбициозные планы осуществить без союзников не по силам даже такой мощной державе, как США. Учитывая тот факт, что европейские участники Североатлантического альянса не демонстрируют заинтересованности в разрешении военно-политических кризисов и других проблем в АТР, Вашингтону остается искать поддержку у региональных акторов, напрямую заинтересованных в сохранении стабильности на Тихом океане [1]. И в качестве надежной опоры США рассматривают Австралию.

В связи с обновленным политическим курсом Белого дома изучение американо-австралийских отношений относится к разряду актуальнейших тем. Исходя из этого, цель данной статьи состоит в анализе партнерских связей Вашингтона и Канберры на современном этапе. Заявленная цель конкретизируется в следующих задачах:

- рассмотреть ключевые сферы взаимодействия и точки соприкосновения национальных интересов двух стран;

- проанализировать сотрудничество стран в рамках блока АНЗЮС;

- спрогнозировать перспективы военного и экономического партнерства Канберры и Вашингтона;

- сделать вывод о влиянии союза США и Австралии на безопасность АТР.

Чтобы лучше понять особенности партнерских отношений США и Австралии на современном этапе, следует обратиться к истокам их контактов.

С законодательным закреплением Вестминстерского статута 1931 г. Австралия вышла на мировую арену в качестве нового независимого от Британской империи игрока. Перед ней возникла необходимость расширения контактов и установления дипломатических связей с ведущими странами мира. Преследуя эту цель, австралийское правительство начинает активно развивать сеть зарубежных дипломатических миссий. И уже в январе 1940 г. ЭрДжей Кэсси был отправлен в Вашингтон в качестве аккредитованного посла [2]. Эта миссия была первой австралийской дипмиссией за пределами стран Содружества. Спустя три года в Канберре открылось посольство США. В 2015 г. страны отметили 75-летие установления дипломатических отношений. Австралийский Союз является важнейшим союзником для США на протяжении многих лет, уступая первое место разве что Великобритании. Так в чем же заключается секрет такой крепкой дружбы? Рассмотрим подробнее основные направления американо-австралийского партнерства.

Разумеется, схожесть культурных традиций и общие демократические ценности способствовали развитию отношений, однако исторически сложилось, что основополагающим фактором для сближения двух государств послужил недостаток ресурсов и опытности у правительства Австралии в сфере обороны.

Первые контакты в этой сфере были установлены во время Второй мировой войны. После капитуляции британских войск на острове Сингапур 15 февраля 1942 г. австралийское правительство с ужасом осознало свою беззащитность перед японскими войсками. В связи с этим премьер-министром Австралии Джоном Кертином было объявлено о переходе Австралии под опеку США: «Я заявляю совершенно ясно о том, что Австралия ориентируется на Америку, без каких-либо угрызений совести по поводу наших традиционных или родственных связей с Соединенным Королевством» [3]. По окончании Второй мировой войны появилась необходимость закрепления установленного порядка на Тихом океане.

По этой причине 1 сентября 1951 г. между США, Австралией и Новой Зеландией был заключен договор о коллективной безопасности АНЗЮС, который предусматривал обмен консультациями и оказание вооруженной помощи в случае возникновения угрозы для безопасности одной из стран-участниц. Стратегическое соглашение стало для многих в Австралии ободряющим символом крепких отношений с единственным сильным защитником. По словам жителей Австралии, союз с Вашингтоном в рамках блока АНЗЮС имеет в целом положительную оценку: «…мы очень рады американцам, и готовы предоставить им любую необходимую военную базу...» [4]

Соединенные Штаты являются решающим фактором в австралийской оборонной политике на протяжении уже более 60 лет, за этот промежуток времени два государства смогли создать целую систему договоров и соглашений. Так, например, военное сотрудничество с США опирается на политику расширенного ядерного сдерживания, проводимую Вашингтоном в Европе и Азии (ядерный зонтик). Кроме того, как подчеркивается в Белой книге обороны АС от 2000 г., «…до тех пор, пока существует атомное оружие, мы полагаемся на ядерные силы США как средство предотвращения ядерного удара по Австралии» [5].

Еще в 2003 г. правительство Австралии продемонстрировало готовность участвовать в программе США по разработке системы противоракетной обороны, с целью создания мощного механизма для обеспечения безопасности Зеленого континента от баллистических ракет с ядерными, химическими и даже бактериологическими зарядами. Несмотря на решительные заявления о выстраивании самостоятельной стратегии национальной безопасности, Канберра признает авторитет Вашингтона [6].

В ноябре 2011 г. президент США Барак Обама и тогдашний премьер-министр Австралии Джулия Гиллард подписали соглашение о размещении американских подразделений морской пехоты на базе вблизи австралийского города Дарвин. Здесь же будут дислоцироваться американские боевые и вспомогательные самолеты, корабли и службы тылового обеспечения. Первая группа американских морпехов численностью 200 человек прибыла в Дарвин в 2012 г. К настоящему времени их количество составляет 1,1 тыс., в планах – увеличение численности до 2,5 тыс. [7] Подписанный в 2014 г. документ о расширении военного сотрудничества между двумя странами предусматривает участие кораблей ВМФ Австралии в реализации противоракетной обороны США и предоставляет широкие полномочия ВВС США на аэродромах Северной территории [8].

Звучат заявления о возможности создания американо-австралийской военно-морской базы на Кокосовых островах в Индийском океане. Кроме того, Канберра при помощи Вашингтона планирует сформировать подразделение, схожее по составу и решаемым задачам с Корпусом морской пехоты США. Оно будет проводить операции по захвату плацдармов на занятом противником берегу с использованием новых десантных кораблей, десантно-высадочных средств, боевых вертолетов и тяжелой бронетехники [5].

Сложно говорить о явных преимуществах столь тесного военно-политического союза, поскольку это отрицательно сказывается на суверенитете Австралии. Ведь сложно говорить о самодостаточных вооруженных силах, если Канберра традиционно осуществляет закупки основных своих систем вооружения в Соединенных Штатах. Одним из последних приобретений стали два стратегических транспортных самолета Боинг С-17 [9]. Также это сотрудничество может повлиять на международный авторитет Австралии и снизить доверие к ней соседей по региону. И это уже происходило, например, после разоблачений Э. Сноудена о том, что спецслужбы АС совместно с коллегами из США прослушивали телефонные разговоры в азиатских странах посредством дипломатических ведомств (под руководством США данные обрабатывают страны группы «Пять глаз»: США, Австралия, Канада, Великобритания и Новая Зеландия). Уже сегодня некоторые страны Юго-Восточной Азии выражают опасении, что Канберра превращается в «помощника шерифа» и открыто говорят о том, что Австралия – огромный плацдарм Пентагона.

Двусторонние отношения Вашингтона и Канберры никогда не ограничивались военными операциями альянса АНЗЮС или консультациями по вопросам безопасности. Не стоит забывать, что американские инвестиции составляют более 1/4 от совокупности всех зарубежных инвестиций в Австралии [10]. Помимо этого, согласно официальным данным австралийского руководства, на 2014-2015 гг. США заняли третью позицию в списке главных экономических партнеров после КНР и Японии [11].

Одним из достижений в американо-австралийских отношениях является Соглашение о свободной торговле между США и Австралией(AUSFTA), по которому с января 2005 г. 97 % несельскохозяйственного австралийского экспорта в Америку не облагалось торговыми пошлинами. Однако если обратиться к оценке данного соглашения с точки зрения эффективности, то австралийская газета The Sydney Morning Herald сообщает о его бесполезности для Канберры, а все обещанные выгоды называет «списком Эльдорадо» [12].

Другой не менее масштабный экономический проект «Транстихоокеанское партнерство», подписанный в октябре 2015 г., тоже имеет недостатки наравне с преимуществами. Согласно исследованию и оценкам Всемирного Банка к 2010 г. увеличение ВВП стран-участниц будет варьироваться от 1,1% до 10%. При этом в выгодном положении оказываются менее экономически развитые страны (Вьетнам, Малайзия), нежели США и Австралия [13].

Кроме вышеназванных договоров на протяжении 68 лет действует Американо-австралийская ассоциация, созданная для содействия развитию сотрудничества и взаимопонимания между Соединенными Штатами и Австралией. Она является важной платформой для обмена информацией между политическими и деловыми лидерами обеих стран. Ассоциация проводит благотворительные вечера для выражения благодарности лицам, которые внесли значительный вклад в развитие бизнеса, экономических, социальных и культурных связей между государствами, а собранные средства поступают в совместный образовательный фонд.

Анализируя все перечисленные положения, можно прийти к выводу, что в перспективе тенденция к развитию военно-стратегического партнерства будет сохраняться и даже усилится. Главным стимулом развития, как и прежде, будет угроза безопасности, исходящая извне. Если в период Холодной войны такой угрозой считался СССР, то в современных реалиях образ страны-агрессора создается вокруг Китая. Известно, что Пекин представляет опасность для гегемонии Вашингтона в мировой экономике, а в последнее время настойчиво заявляет об исторических правах на острова в Южно-Китайском море, демонстративно отвергая решения международного арбитража. Китайский фактор вносит беспорядок в доведенный до совершенства альянс США и Австралии. Канберре невыгодно находится в конфронтации с Пекином, ведь из-за этого австралийская экономика может понести серьезные убытки. Однако находясь в зависимости от вооруженных сил Соединенных Штатов в области обеспечения безопасности, руководство Австралии не готово пойти резкую смену политического курса, поэтому будет оставаться преданным союзником США.

Подводя итоги, следует сказать о влиянии австралийско-американского союза на безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С одной стороны, такое сотрудничество имеет многолетнюю историю и доказало свою жизнеспособность, с другой – наличие противоречий с Китайской Народной Республикой может привести к обострению обстановки в регионе и возобновлению блокового противостояния.

Список использованных источников и литературы

  1. Терехов В. США и АТР: «разворот-сдвиг» в американской внешней политике // Новое восточное обозрение. – 09.09.2016. – URL: http://ru.journal-neo.org/2014/02/15/ssha-i-atr-razvorot-sdvig-v-amerikanskoj-vneshnej-politike-chast-2/

  2. Media release «Commonwealth Heritage Listing for the Residence of the Australian Ambassador in Washington», 5 October 2016 // Official site of the Minister of Foreign Affairs of Australia. – 06.10.2016. – URL: http://foreignminister.gov.au/releases/Pages/2016/jb_mr_161005.aspx

  3. Clarke Frank G. The History of Australia. – London.: Greenwood Press, 2002. – P.141.

  4. Мерсер Ф. США и Австралия: 60 лет союза // Голос Америки. – 22.09.2016. –URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/obama-visit-to-australia-seen-as-part-of-us-shift-toward-asia-2011-11-15-133879553/248446.html

  5. Самсонов А. Австралийский плацдарм США // Военное обозрение. – 22.09.2016. – URL: http://topwar.ru/36331-avstraliyskiy-placdarm-ssha.html

  6. Brown J., Medcalf R. Fixing Australia’s incredible defense policy // LOWY Institute for International Policy. – 20.09.2016. – URL: http://www.lowyinstitute.org/publications/fixing-australias-incredible-defence-policy

  7. Тебин П. Коала между драконом и орлом // Российский совет по международным делам. – 21.09.2016. –URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2645#top

  8. Австралия и США расширяют военное сотрудничество // ИТАР-ТАСС. – 20.09.2016. – URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1374874 http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1374874

  9. Lum T., Vaughn B. Australia: Background and U.S. Relations // Federation of American Scientists. – 14.09.2016. – URL: https://www.fas.org/sgp/crs/row/RL33010.pdf

  10. U.S.-Australia Relations // Official site of the US Department of State. – 18.09.2016. – URL: http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/2698.htm

  11. Trade, investment and economic overview // Department of Foreign Affairs and Trade. – 20.09.2016. – URL: http://dfat.gov.au/geo/united-states-of-america/Pages/united-states-of-america-country-brief.aspx

  12. Tiffen R. Mind the gap: benefits from free trade have not quite gone the distance // The Sydney Morning Herald. – 19.09.2016. – URL: http://www.smh.com.au/federal-politics/political-opinion/mind-the-gap-benefits-from-free-trade-havent-quite-gone-the-distance-20100302-pg6p.html

  13. Global Economic Prospects. Spillovers amid weak growth. World Bank Group, January 2016 // World Bank. – 17.09.2016. – URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/23435

Просмотров работы: 760