ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОРИТЕТ ГОСУДАРСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОРИТЕТ ГОСУДАРСТВА

Долгова Д.А. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Авторитет государства и его место в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Одним из главных является военная мощь, которая отражает могущество государства и во многом определяет его положение на международной арене. Однако существует множество других факторов. К ним относят размер территории, природные и человеческие ресурсы, экономическое развитие и т.д. Можно сказать, что вся деятельность государства, направленная на укрепление его авторитета на международной арене, опирается на различные сферы внутренней и внешней политики.

Сфера науки, культуры и спорта всегда является предметом особого внимания, когда речь идет об авторитете той или иной страны. Передовые государства уделяют большое внимание развитию данной сферы как на внутреннем, так и на международном уровнях, поскольку достижения в этих областях всегда были предметом гордости того или иного народа, вызывали симпатии со стороны мировой общественности. Такой способ улучшения имиджа страны и укрепления ее авторитета является инструментом «мягкой силы», т.е. когда военная мощь, экономическое влияние или принуждение не служат основными методами государства в достижении желаемых результатов и упрочения позиций на международной арене [1].

Отдельное внимание хотелось бы уделить спорту, как одному из главных инструментов «мягкой силы». На сегодняшний день спорт является одной из важных составляющих политического воздействия со значительным потенциалом и возможностями. В истории найдется немало примеров того, как страны использовали этот инструмент для реализации поставленных целей. Одной из них может быть укрепление авторитета государства на международной арене. Стоит сказать, что на авторитет страны спорт уже напрямую влияет через победы спортсменов, когда на соревнованиях в честь победителя звучит гимн и поднимается флаг государства, которое он представляет [2].

Каждая страна имеет свою систему организации спортивного движения, которая может демонстрировать мировому сообществу культурные ценности, традиции, экономический потенциал, развитие науки и т.д. Как считает известный исследователь спорта П. Виноградов, «спорт связан с функциональными основами общественного устройства и развития общества. Во многом может выступать в качестве градусника, т.е. показывать уровень его развития, а также здорово оно или нет». Новозеландский ученый Р. Томсон полагает, что спорт может выступать всестороннем показателем, т.к. он служит единственным аспектом сегодняшней жизни, который прочно вошел в обиход как в развитых, так и в развивающихся государствах. По его мнению, спорт охватывает политику, экономику, образование, искусство, СМИ и даже дипломатические отношения между странами. О значительной роли спорта в системе международных отношений свидетельствует также упоминание о нем в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе [3].

Стоит отметить, что активно спорт стал использоваться в качестве инструмента внешней политики со времен «холодной войны» и биполярной системы международных отношений. Противоборство двух социально-экономических и идеологических систем обязывало политические элиты США и СССР прибегать к различным методам ведения борьбы. Одним из таких методов стал спорт. В качестве наглядного примера можно привести слова президента США Р. Кеннеди, который прямо заявлял: «Престиж нации – это полет на Луну и золотые олимпийские медали». В СССР спорту уделялось не меньшее значение, по сути он являлся не только инструментом укрепления авторитета государства, но и всей социалистической системы в целом, спорт был призван демонстрировать преимущества социалистического образа жизни над капиталистическим. США, напротив, пытались через спорт продемонстрировать силу и укрепить авторитет своей системы, неся в мир ценности либеральной демократии и западного образа жизни.

Спортивный антагонизм СССР и США достиг самой высокой точки напряженности на Олимпиаде-1980 в Москве, когда американцы и еще целый ряд западных стран бойкотировали самое значимое спортивное событие четырехлетия, а затем в 1984 г., когда СССР и часть стран Варшавского договора не поехали на Олимпиаду в Лос-Анджелесе [4]. Однако в данном случае страны посредством спорта пытались скорее не укрепить свой авторитет, а разрушить авторитет противника. На мой взгляд, они лишь сломали судьбы спортсменов и явно продемонстрировали всему миру, что спорт является неотъемлемой частью большой политики.

На сегодняшний день существует множество споров о том, что нужно сокращать политические факторы в большом спорте. Однако большинство механизмов использования спорта в качестве инструмента внешней политики, придуманных и апробированных в годы «холодной войны», используются и поныне. Как уже говорилось выше, спорт и сегодня является частью большой политики, более того спортивный брендинг выступает популярным инструментом складывания внешнеполитического имиджа страны и упрочения ее международного авторитета. Еще в 2007 г. С. Анхольд разработал концепцию «конкурентной идентичности», в которой, по сути, говорится о том, что повысить авторитет государства и улучшить его имидж можно при правильно выверенной стратегии государства, а также при развитии таких сфер жизни, как культура, образование, туризм, промышленность, сюда же можно отнести и спорт. Анхольд предлагает несколько необходимых факторов национального или территориального брендинга для укрепления авторитета государства на международной арене, которые составляют так называемый «шестиугольник»: туризм, экспортные бренды, политика, бизнес и инвестиции, культура, люди. Многие исследователи сходятся на мнении, что спорт тесно связан с территориальным брендингом [5].

Действительно мы на практике можем проследить, как спорт способен реализовать многие факторы так называемого «шестиугольника». В первую очередь речь идет о предоставлении государству права проведения крупных международных спортивных соревнований, таких как Универсиада, Чемпионат мира и, разумеется, Олимпийские игры. Использование крупных международных спортивных мероприятий для укрепления государственного авторитета и решения внешнеполитических задач становится широко применяемой практикой. Ведь проводя такое мероприятие, государство привлекает зарубежные инвестиции, иностранных специалистов, внимание со стороны мировых СМИ и международных организаций, большой поток туристов, по крайней мере, на время проведения соревнований.

Международные спортивные мероприятия способствуют установлению контактов между государствами и поддержанию культурных, экономических и политических связей. Олимпийские игры занимают особое место, и, как считает Н. Бродская, их роль в формировании имиджа и авторитета страны трудно переоценить. Например, США практически всегда подают заявку в МОК на участие своего города в конкурсе принятия Олимпиады. Страны заинтересованы в получении права проведения на своей территории Олимпийских игр из соображений пропаганды среди огромной мировой аудитории своих национальных культурно-мировоззренческих ценностей и традиций, вряд ли можно найти для этого более подходящее по масштабам мировое событие. Получить возможность проведения соревнований подобного уровня – это уже большая победа в конкурсе между претендентами, что свидетельствует не столько об уровне развития спорта в стране, сколько о признании устойчивости и принятии ее политической системы, экономических успехах, наличии развитой инфраструктуры, сферы услуг и многом другом [6].

Одним из самых ярких примеров использования «мягкой силы» посредством спорта для укрепления своего авторитета на международной арене является Южная Корея. Это государство приняло у себя Олимпийские игры 1988 г. и Чемпионат мира по футболу 2002 г. Власти Сеула уверены в том, что эти события открыли миру Южную Корею, ее культуру и особенную корейскую философию. Более того, они оказали положительный эффект на тенденции миграции: ранее Южная Корея была страной эмиграции, последние же десятилетия стала страной иммиграции. Сеул видит спорт важнейшим инструментом своей внешней политики, об этом свидетельствует тот факт, что страна активно боролась и получила право провести Зимние Олимпийские игры 2018 г. в городе Пхенчхане. Учитывая, что Южная Корея является одним из лидеров в зимних видах спорта, возможность укрепить ее авторитет на международной арене возрастает [7].

Еще одним ярким примером того, как можно укрепить авторитет государства через спорт является Китай. В 2004 г., когда китайцы триумфально заняли второе место в общекомандном зачете на летней Олимпиаде в Афинах, обогнав Россию, мировое сообщество находилось в недоумении. Мало кто себе представлял, как страна третьего мира смогла достичь таких высот. Именно после афинского триумфа в мире активно стали интересоваться Китаем, его быстрым экономическим развитием, системой организации спорта, культурой и т.д. Еще больше укрепила авторитет КНР домашняя Олимпиада 2008 г. в Пекине, которую Китай выиграл.

КНР пришлось столкнуться с колоссальным давлением со стороны западных держав, с различными другими трудностями, однако Игры прошли крайне успешно. Китай не только улучшил свой имидж в глазах мировой общественности, но и продемонстрировал свою позицию в решении проблем международных отношений во время конфликта Южной Осетии и Грузии, который пришелся на открытие Олимпиады. Китайские власти, несомненно, считают Олимпиаду-2008 одной из главных ступеней в возвышении КНР в XXI столетии наряду со вступлением в ВТО в 2001 г. и мировым финансовым кризисом 2008 г., который успешно обернулся для Пекина [8].

Также стоит отметить, что даже единичные случаи ярких побед спортсменов из самых разных стран мира могут вносить огромный вклад в складывание положительного имиджа государства, но или же для начала просто вызывать интерес мировой общественности к стране, которую представляет триумфатор. Например, всемирно известный ямайский легкоатлет, многократный олимпийский чемпион и рекордсмен мира Усэйн Болт является самым популярным представителем своей страны в мире, обходя в рейтинге первых лиц государства [9]. Стоит признаться, что слабо образованное население всего мира знает о Ямайке лишь благодаря тому, что знают этого популярного бегуна, который представляет данную страну. В данном контексте также можно привести следующий аргумент, японское общество является большим фанатом фигурного катания. Как известно, Россия богата на талантливых чемпионов в данном виде спорта. В Японии даже создаются комиксы, мультфильмы и развешиваются плакаты по всей стране с лицами российских чемпионов. Различные социальные опросы показывают, что во многом именно российские фигуристы побуждают японцев интересоваться российской культурой и страной в целом [10].

Однако спорт не всегда может оказывать положительный эффект на имидж и авторитет государства. Как уже говорилось выше, в годы «холодной войны» сильнейшие державы использовали спорт в качестве инструмента политического противостояния. Но и сегодня в связи с непростой геополитической ситуацией и международной обстановкой спорт вновь стал политическим рингом борьбы между государствами. Главным средством сегодня в ослаблении авторитета друг друга посредством спорта служат допинговые скандалы. Многие специалисты уверены, что сегодня для победы на соревнованиях мало воспитывать сильнейших спортсменов, необходимо иметь большой вес в международных спортивных организациях, именно там во многом сейчас вершатся судьбы спортсменов далеко не всегда справедливым спортивным способом. США обладают наибольшим влиянием в таких организациях, как МОК или WADA. Неудивительно, что некоторым спортсменам, преимущественно как раз из США, официально разрешается принимать сильнейшие допинговые препараты якобы из-за болезни, а другие спортсмены подвергаются дисквалификации из-за употребления, например, мельдония, который использовался российскими спортсменами, и совсем недавно вошел в список запрещенных препаратов. До сих пор ведутся споры, можно ли относить этот препарат к допинговым.

Также стоит отметить, что именно российских и китайских спортсменов чаще всего заставляют сдавать допинг-пробы, в международной прессе бесконечно говорится без каких-либо доказательств о злоупотреблении этими государствами запрещенных препаратов. Поскольку для обеих стран спорт является предметом особой гордости, подобные действия могут подрывать авторитет и престиж власти как внутри самих стран, так и в глазах мировой общественности [11]. Соответственно можно сделать вывод, что авторитет государства и спорт взаимозависимы друг от друга. Не только спорт оказывает существенное значение на авторитет страны, но и влияние государства, в первую очередь в международных спортивных организациях сказывается на спортивных результатах.

В заключение хочется сказать, что авторитет государства – это многоаспектный феномен, к исследованию которого существуют многочисленные подходы. Однако с уверенностью можно сказать, что спорт является важнейшей составляющей не только внутренней, как принято считать, но и внешней политики государства. Особую роль в укреплении международного авторитета государства посредством спорта играют крупные международные соревнования, проводимые на территории данной страны. Такие соревнования дают возможность государству продемонстрировать успешность политической, экономической, социальной и культурной сфер, привлечь туристов и квалифицированных рабочих. Всё это, безусловно, повышает имидж государства, делает его привлекательнее и влиятельнее в глазах мировой общественности. На мой взгляд, спорт должен выступать наилучшим и, пожалуй, самым благородным способом укрепления авторитета страны на международной арене. Но не стоит забывать также, что последнее время спорт активно используется государствами как инструмент геополитической борьбы с целью очернить друг друга. Обретая окрас большой политики, спортивный девиз «Быстрее, выше, сильнее» уже не выглядит столь благородным и справедливым. К большому сожалению, в данном случае спорт становится очередной площадкой для достижения геополитических задач.

Список использованных источников и литературы

  1. Шатилов А.Б., Башмаков Д.А. Квазиполитика азарта: современный спорт в политической жизни // Материалы Международной конференции. – М.: РГГУ, 2002. – С. 100-110.

  2. «Мягкая сила» в политике // Библиофонд. – URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=563828

  3. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Спорт в палитре международных отношений. Гуманитарный, дипломатический и культурный аспекты. – СПб., 2011. – С. 93-96.

  4. Гаджиев К.С. Имидж государства в конфликте идеологий. – М.: Андалус, 2007. – C. 35.

  5. Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов. – М.: Добрая книга, 2010. – C. 54-57.

  6. Бродская Н.П. Спорт больших достижений как пространство для формирования национального имиджа страны // Национальные интересы и имидж России. – М.: ФиС, 2006. – С. 24-28.

  7. Гавра Д.П. Таранова Ю.В. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве. – СПб.: СПбГУ ВШЖиМК, 2013. – С. 27-31.

  8. Самые дорогие Игры в истории // Лига. net. Олимпийские рекорды. – URL: http://liga.net/infografica/98306_olimpiyskie-rekordy- samye-dorogie-igry-v-istorii.htm

  9. Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 27.

  10. Российская фигуристка в образе Сейлор Мун покорила японцев // Top news. – URL: http://www.topnews.ru/news_id_91246.html

  11. Россия стала чемпионом по количеству проводимых спортивных соревнований // Владимир Путин. Личный сайт. – 12.12.2015. – URL: http://www.putin2012.ru/events/253

Просмотров работы: 4052