АМЕРИКАНО-КУБИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕИЗГОИЗАЦИИ КУБЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АМЕРИКАНО-КУБИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕИЗГОИЗАЦИИ КУБЫ

Лексина Е.А. 1
1МБОУ СОШ №3 им. И.В. Панфилова г. Петровска
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе американо-кубинские отношения представляют собой сложную смесь идеологического антагонизма и необходимость перемен в связи с изменившимися условиями международной среды. Сложность взаимоотношений двух государств заключается в том, что стороны все еще привычно рассматривают друг друга сквозь призму Холодной войны и с присущей подозрительностью воспринимают любые изменения риторики в свой адрес. В то время, как несменяемая кубинская политическая верхушка представляется США олицетворением зла и вражеской оппозицией прогрессивному миру, на Кубе еще свежи воспоминания о многочисленных попытках жесткого вмешательства Вашингтона во внутренние дела Острова Свободы. 

И, тем не менее, небольшие подвижки в сторону преодоления анахронистического кризиса в двусторонних отношениях уже начались. В июле 2015 г. дипломатические отношения между США и Кубой были восстановлены, что стало первым шагом на пути «нормализации отношений» и дало основания ожидать начала процесса деизгоизации Кубы, важнейшим символом которого должно стать снятие экономической блокады с Кубы и возвращение ее из искусственно созданной изоляции в мировую систему на правах полноправного независимого государства.

Основная цель работы заключается в анализе современного состояния двусторонних отношений Кубы и США и на основе этого анализа попытке спрогнозировать вероятность процесса полномасштабной деизгоизации Кубы. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) определить место Кубы в системе приоритетов США;

2) выявить основной спектр проблем между Гаваной и Вашингтоном и определить степень их остроты;

3) предположить основные сценарии развития кубино-американских отношений в новых реалиях (при смене власти).

Куба в системе

внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов США

Современная основа состояния отношений США с Островом Свободы во многом определяется контекстом Холодной войны и Кубинской революции. Куба в 1959 г. после революции, прихода к власти Фиделя Кастро и провозглашения курса на построение социализма стала рассматриваться в США как вредоносный рассадник коммунистических идей и оплот Советского Союза под носом у США в Карибском регионе. Попытки изменить силой неприемлемый для США режим не увенчались успехом, а только лишь усилили неприязнь кубинцев к США.

В этих условиях прямое навязывание Кубе своих стандартов управления государством сменилось стремлением использовать имеющиеся экономические рычаги и политическое давление для того, чтобы вынудить кубинцев пойти на попятную и сменить неугодный Вашингтону режим. В 1961 г. были разорваны дипломатические отношения между Вашингтоном и Гаваной, а также со стороны США на Кубу были наложены многочисленные экономические санкции. Но самым серьезным шагом США стало экономическое эмбарго в ответ на экспроприацию всех иностранных (американских) владений на территории Кубы. Эмбарго больно ударило по экономике обоих государств, потерявших 40 % прибыли, однако этот шаг был продиктован политической необходимостью и стремлением США подчинить своему влиянию «государство-хулигана».

Иными словами, американский истеблишмент взял на вооружение тактику изоляции Кубы. Карибский кризис еще более подогрел и углубил противоречия двух государств и создал ситуацию, в которой уже Рубикон был перейден, и нельзя было вернуться за точку невозврата.

С тех пор Куба не раз фигурировала в списках государств-изгоев, которые готовились в случае необходимости Государственным департаментом США с 1979 г. Необходимо отметить, что концепция государств-изгоев полностью выпестована американской политической мыслью и представляет собой неоднозначное явление с точки зрения формулировки самого определения понятия, а также выделения аппарата критериев, которые могли бы в равной степени применяться ко всей группе «нарушителей» международного порядка. Тем не менее, очевидно, что составление списков государств-изгоев преследовало весьма значимую цель в рамках поддержания роли глобального лидерства США – сформировать негативный имидж страны-нарушителя и под нужным углом зрения преподнести его мировой общественности с целью оказания всемирного порицания «государства-хулигана».

В 1982 г. администрация Рональда Рейгана отнесла Кубу к государствам-спонсорам терроризма якобы из-за поддержки кубинским правительством левых военизированных группировок в Центральной Америке и Африке [4]. Однако впервые Куба была причислена к государствам-изгоям в 1990-х гг. и поставлена в один ряд с Ираном, Ливией, Ираком, КНДР и Суданом. При этом, согласно выделенным советником президента США по национальной безопасности Э. Лейком критериям, Куба не отвечала всему комплексу критериев: не являлась спонсором терроризма, не пыталась завладеть ОМУ и не стремилась навязать свое видение развития мира методом применения силы. По сути, Куба в списках Государственного департамента фигурировала только по причине существования авторитарного режима (нелояльного США), несоблюдения прав человека и добавившегося впоследствии критерия – «ненависти к США». Эта неравнозначность государств-изгоев и отсутствие общих признаков свидетельствует о том, что концепция изгоев отнюдь не продиктована стремлением США обеспечить стабильность, мир и безопасность во всех уголках земного шара, а носит сугубо политический характер и имеет отношение к политическому режиму того или иного государства [4].

Далее процесс изгоизации Острова Свободы планомерно продолжился при администрациях Дж. Буша-старшего и сменившего его Б. Клинтона. В их президентство был ужесточен санкционный режим (принят закон Хелмса-Бёртона, предусматривающий дополнительные ограничения для иностранных компаний, торгующих с Кубой) [1]. Требования Вашингтона в обмен на обещание отменить торговое эмбарго сводились к смене режима на Кубе: Вашингтон хотел, чтобы к власти пришло демократически избранное правительство (режим Кастро исключался вовсе). Однако нельзя не отметить, что некоторые послабления все же были сделаны со стороны США. В 1999 г. был разрешен экспорт на Кубу некоторых американских медикаментов и продуктов питания, однако с приходом в Белый дом Дж. Буша-младшего санкционное давление усилилось.

Насколько правомерно причисление к государствам-изгоям одного суверенного государства другим – отдельный предмет исследования. Здесь важно ответить на вопрос, оказалась ли эффективной политика изгоизации Кубы для политического истеблишмента США? На этот вопрос напрашивается отрицательный ответ. Куба выстояла и в ситуации экономической блокады со стороны США и Европы, которая негативно сказывалась все эти годы на экономическом развитии страны, и сумела при этом создать одну из лучших в мире систем здравоохранения и даже достигла поразительных результатов в области создания биомедицинских технологий. По данным ВОЗ, на сегодняшний момент Куба занимает лидирующее место в рейтинге стран по количеству врачей на душу населения – 64 врача на 10000 жителей [7].

Вакуум во внешнеэкономических связях Куба также сумела заполнить. В числе основных экономических партнеров Кубы находятся Венесуэла и другие страны Латинской Америки, Китай, который активно развивает политический и экономический диалог с Островом Свободы, а также Россия, традиционно включающая в сферу своих приоритетов развитие сотрудничества с Кубой. Основными статьями дохода Кубы являются экспорт сахара, табачной продукции и туризм, получивший импульс для интенсивного развития с частичным ослаблением барьеров для въезда туристов на Кубу при Рауле Кастро. Больше половины прибыли от туристической отрасли идет на развитие кубинской медицины и сферу образования.

Из этого можно заключить, что вопреки 50-летнему существованию в частичной изоляции со стороны США и европейских союзников по НАТО, Куба пережила периоды упадка и кризиса стойко и мужественно, во многом благодаря политической воле и авторитету лидера Кубинской революции и отца сегодняшней Кубы – Фиделя Кастро, память о котором еще долго будет сохраняться в сердцах кубинского народа.

В своей «кубинской игре» Вашингтон не сумел достичь поставленных целей и убедился в неэффективности примененных к Кубе мер. Режим Кастро не только не сломался под натиском США, но и укрепил свое влияние внутри кубинского общества. Политическая неудача США, а также изменившаяся под влиянием перестройки мировой системы повестка дня диктует мировым лидерам необходимость подчиняться новым трендам мировой политики и требует иного алгоритма выстраивания внешнеполитических связей между двумя акторами – путь прямого антагонизма и изоляции себя дискредитировал. Необходимо искать новую модель взаимоотношений США и Кубы.

Настоящее и будущее взаимоотношений Вашингтона и Гаваны

Процесс относительного потепления американо-кубинских отношений начался еще в 2008 г. с приходом к власти администрации президента Б. Обамы. Он провозгласил курс на установление прямого дипломатического контакта с Гаваной. В отношениях двух антагонистов наступила оттепель: Обама смягчил некоторые ограничения на денежные переводы и туризм, позволив кубинским эмигрантам без ограничений отправлять денежные переводы на Кубу и предоставляя возможность американским гражданам посещать остров в религиозных и образовательных целях. В течение первых лет своего президентства Обама продолжал придерживаться курса на умеренное ослабление санкционного гнета. Тем временем кубинский лидер Фидель Кастро ввиду ухудшения самочувствия делегировал полномочия своему младшему брату Раулю Кастро.

Новый кубинский лидер в целом олицетворял собой приверженность старому курсу в отношении США, однако был в большей степени нацелен на модернизацию Кубы и первым делом, придя к власти, провозгласил политику реформ. С 2009 г. Рауль Кастро начинает постепенную либерализацию централизованной и полностью контролируемой государством экономической и социальной систем кубинского общества. Реформы в последующие годы включили в себя децентрализацию агропромышленного сектора экономики, ослабление ограничений на ведение малого бизнеса, некоторую либерализацию рынков недвижимости, предоставление возможности кубинцам выезжать за пределы страны и расширение доступа к товарам потребления. В результате проведенных реформ к 2014 г. кубинский частный сектор составил 20 %. А число занятых индивидуальным предпринимательством людей выросло в три раза в период между 2009 и 2013 гг. [2]

В 2014 г. Обама и Кастро удивили мировую общественность, объявив о возобновлении дипломатического диалога и начале процесса нормализации отношений. Администрация Обамы продолжила смягчение миграционных и торговых барьеров, а также убрала Кубу из списка государств-спонсоров терроризма. Данное обстоятельство наполнило двусторонний диалог реальным содержанием и вывело отношения Вашингтона и Гаваны на новый уровень. В 2015 г. стороны открыли свои дипломатические представительства в столицах, а в 2016 г. Обама совершил первый с 1928 г официальный визит американского президента в Гавану, ознаменовав пролог в преодолении полувековой эпопеи противостояния [2].

Что послужило катализатором налаживания взаимодействия между Вашингтоном и Гаваной? Можно выделить несколько основных причин. Во-первых, политика американского истеблишмента в отношении Кубы доказала свою неэффективность, т.к. режим братьев Кастро успешно пережил 11 американских президентов, преодолел все инсинуации Белого Дома и сумел утвердить свое непоколебимое влияние и авторитет среди кубинского народа, а также приобрести верных политических и экономических партнеров. Для самих Штатов политика изоляции Кубы также исчерпала себя и сегодня в условиях глобализации больше мешает, нежели способствует достижению целей. В частности Вашингтону не удается в условиях сохранения эмбарго провести программу по расширению доступа кубинцев в Интернет в целях увеличения потока информации, что могло бы содействовать демократическим преобразованиям на Кубе [6]. Выходит, что 50-летняя блокада Кубы исчерпала себя. Томас Донохью, глава торговой палаты США подтвердил эту мысль, сказав: «Если вы делаете что-то более полувека и оно никак не может заработать, надо попробовать что-то еще» [9]. Например, поменять политику «большой дубинки» на политику «доброго соседа» в отношении Кубы.

Во-вторых, поэтапное усиление присутствия Китая и России в Латинской Америке требует от США пересмотра своего внешнеполитического курса в отношении региональных держав. Геополитически и стратегически Куба представляет собой один из важнейших рубежей, связывающих Североамериканский и Латиноамериканский регионы, поэтому Соединенные Штаты не могут позволить своим соперникам вновь доминировать на Кубе [3].

В-третьих, общественное мнение в обоих государствах постепенно меняется. Люди отходят от логики Холодной войны, новые поколения рассматривают двусторонний диалог с более объективных позиций и полагают, что нормализация американо-кубинских связей стала бы выгодным шагом для развития обеих стран. Например, согласно опросам, проведенным Pew Research Center в 2015 г., 63 % американцев одобрили решение Обамы возобновить дипломатические отношения с Кубой. Одновременно опрос кубинской стороны подтвердил, что 97 % кубинцев рассматривают нормализацию отношений с США в качестве позитивного процесса для развития острова [2].

В-четвертых, начало процесса разрядки стало возможным ввиду смены власти на Кубе. Рауль Кастро не воспринимался в США таким ярым символом революции и авторитаризма, как Фидель. В отличие от своего брата, он выразил готовность к установлению диалога с Вашингтоном. В этой связи можно вспомнить тот факт, что он выполнил условие Б. Обамы по освобождению политических заключенных [8]. Более того, Эдвард Сноуден, будучи в поисках политического убежища, всерьез рассматривал Гавану, однако правительство Острова отказалось принимать беглеца, вероятно, ввиду нежелания обострять отношения с Вашингтоном [5].

В-пятых, изгоизация Кубы негативно повлияла на положение США на американском континенте. Достаточно вспомнить, что страны региона учредили альтернативную ОАГ структуру – СЕЛАК – организацию, в которой нет США, но есть Куба. Контакты по линии ОАГ при этом ослабли [8].

Следовательно, дрейф США и Кубы навстречу друг другу вызван множеством причин, однако это отнюдь не умаляет символического значения первого этапа нормализации отношений. Насколько интенсивно будет продвигаться этот процесс при новом президенте США – Дональде Трампе, сменившего на посту «пионера кубинского разворота» Б. Обаму, и будет ли Трамп продолжателем инициатив своего предшественника? Ответить на эти вопросы сегодня сложно, учитывая импульсивный характер нового президента и недостаток его опыта в области международных отношений. Однако независимо от того, кто занимает ключевой пост в США, в вопросе интенсификации американо-кубинского сближения существует ряд объективных препятствий.

Для США важнейшим стимулом и мотивом для продолжения начатого пути в сторону деизгоизации Кубы является продолжение реформ, нацеленных на демократизацию режима, либерализацию экономики, свободу Интернета и доступа к нему всех граждан, смягчение барьеров для ведения бизнеса на Кубе и предоставление политических и религиозных свобод кубинскому народу.

Гавана выдвигает свои условия для продолжения диалога. Прежде всего, это отмена многолетнего экономического эмбарго со стороны США. Еще одним обязательным условием является возвращение Кубе военной базы Гуантанамо и закрытие одноименной тюрьмы (Б. Обама в 2015 г. официально пообещал закрыть тюрьму и вернуть заключенных на территорию США, однако это обещание до сегодняшнего дня остается невыполненным), а также отказ от планов по созданию внутрикубинской оппозиции и отмена миграционных преференций для эмигрантов с Кубы.

Сложность заключается в том, что даже если Куба пойдет на уступки США и продолжит демократические преобразования на острове, то вопрос снятия эмбарго может затянуться на многие годы, поскольку полностью отменить экономическую блокаду можно только с одобрения Конгресса. Президент США в состоянии отменять только отдельные положения санкционного режима. Однако сторонников такого шага среди конгрессменов пока меньшинство. Конгресс США в качестве условий для снятия эмбарго с Кубы установил определенную цену – урегулирование 6 исков примерно на 8 млрд долл. [10]. В свою очередь кубинское правительство в 2013 г. оценило ущерб от 50-летнего эмбарго США более чем в 1 трлн долл. [2].

Кроме того, нельзя не учитывать влияние кубинского лобби в США, которое негативно воспринимает любые попытки улучшения двусторонних отношений. Истоки данного антагонизма восходят еще к Кубинской революции 1959 г., когда часть недовольного населения (примерно 125 тыс. человек) Кубы эмигрировала в США, преимущественно во Флориду [6]. Сегодня кубинская диаспора насчитывает в своих рядах 2 млн человек, которые ведут борьбу за «свободную Кубу» против Кастро и являются одной из влиятельнейших лоббистских групп в американской политической элите.

Немало зависит от риторики главы Белого дома и его авторитета в стране. Избранный президент США Дональд Трамп не стесняется в выражениях относительно Кубы. Во время президентской кампании Трамп не раз заявлял, что отменит все «уступки», на которые пошел Обама в попытке нормализовать отношения с Кубой. Он также сказал: «Мы будем стоять с кубинским народом в их борьбе против коммунистической диктатуры. Мы на правильной стороне. Великий народ. Они великие люди. Однобокая сделка президента для Кубы и с Кубой несет выгоду только для режима Кастро» [11]. После смерти Фиделя Кастро Трамп назвал его «жестоким диктатором» и снова пригрозил Кубе в случае прекращения либерально-демократических реформ разрывом всех соглашений, заключенных Обамой. И что-то подсказывает, что Трамп не блефует. Хотя, вероятно, что в условиях ужесточения кубинского вектора политики США на администрацию президента окажут давление влиятельные бизнес-структуры, которым выгодно потепление американо-кубинских отношений и снятие барьеров для ведения бизнеса.

Что касается режима Кастро, то, как известно, Рауль уже объявил о своем уходе с поста главы государства в 2018 г., намеренно умолчав о том, кто будет преемником и какую политику он будет проводить. Однако было бы величайшей ошибкой, если бы братья Кастро не решили вопроса о преемнике еще несколько лет назад. Соответственно, есть некоторые основания предполагать, что основной курс на социализм с приходом нового лидера на Кубе не изменится, однако либерализация режима скорее всего будет продолжена, особенно учитывая, тот факт, что важный партнер Кубы Китай успешно совмещает социализм и рыночные механизмы регулирования экономики. На мой взгляд, Остров Свободы имеет все шансы на окончательное избавление от гнета изгоизации в перспективе, поскольку существует слишком много оснований для снятия экономической блокады с Кубы и обстоятельств, которые сулят взаимовыгодные прибыли обоим государствам.

Таким образом, будущее взаимоотношений США и Кубы следует рассматривать через призму возможности урегулирования всех обозначенных спорных вопросов, которые на протяжении длительного периода создавали нерушимую «стену» гигантских размеров между Вашингтоном и Гаваной. Сегодня в этой стене образовалась крупная брешь, которая может впоследствии разрушить полувековую преграду и способствовать формированию новых основ двустороннего диалога США и Кубы либо эту брешь быстро восстановят новым витком противостояния, т.е. восстановят статус-кво. Однако получат ли пользу от этого решения США? На мой взгляд, очень многое будет зависеть от рационального и практичного подходов кубинской и американской политических элит. По моему мнению, Холодная война между США и Кубой должна, наконец, благополучно завершиться, поскольку у стран существует основа для наращивания диалога, к тому же, Вашингтону грозит потеря влияния в Латиноамериканском регионе, где Куба занимает одно из важных мест в политической конфигурации.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-37-01208.

Список использованных источников и литературы

  1. Cuban Liberty and Democratic Solidarity (Libertad) Act of 1996. – URL: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Documents/libertad.pdf

  2. Felter C., Lee B. U.S. - Cuba Relations // Council on Foreign Relations. − 03.02.2017. − URL: http://www.cfr.org/cuba/us-cuba-relations/p11113

  3. Fox News Channel: Несмотря на оттепель на Кубе, США должны контролировать интересы России и Китая в регионе // Центр актуальной политики. − 23.12.2015. − URL: http://actualpolitics.ru/article/5287

  4. Obama taking Cuba off terror list signals end for dated idea of rogue states // The Guardian. − 15.04.2015. – URL: https://www.theguardian.com/world/2015/apr/15/president-obama-cuba-us-rogue-state-sponsor-terrorism

  5. Белый Э. Куба – США: осторожный дрейф навстречу друг другу // Российский совет по международным делам. − 20.02.2014. − URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3161#top-content

  6. Все, что вы хотели знать об эмбарго против Кубы // Вести. Экономика. − 19.12.2014. − URL: http://www.vestifinance.ru/articles/51087/print

  7. Данные Всемирной Организации Здравоохранения // Всемирная Организация Здравоохранения. − URL: http://www.who.int/countries/cub/ru/

  8. Кравченко Л.И. Санкции в отношении Кубы — уроки для России // Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии). − 21.03.2016. − URL: http://rusrand.ru/analytics/sanktsii-v-otnoshenii-kuby-uroki-dlja-rossii

  9. Макаренко Г., Ратников А. «Кубинская оттепель»: почему США восстанавливают отношения с Кубой. // РБК. − 20.07.2015. − URL: http://www.rbc.ru/politics/20/07/2015/55acf0579a794762fb5f3d16

  10. Межгосударственные отношения США и Куба // РИА Новости. − 20.03.2016. − URL: https://ria.ru/spravka/20160320/1392411837.html

  11. Отношения США и Кубы: от Кеннеди до Обамы // Голос Америки. − 26.11.2016. − URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/us-cuba-relation/3612540.html

Просмотров работы: 1651