ЭКОЛОГИЧЕCКАЯ ПОЛИТИКА СКАНДИНАВСКИХ СТРАН В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКОЛОГИЧЕCКАЯ ПОЛИТИКА СКАНДИНАВСКИХ СТРАН В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

Кижаева А.В. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время интерес к освоению Арктического региона заметно вырос по сравнению с предыдущими десятилетиями. На этом фоне взаимодействие между арктическими и приарктическими странами динамично развивается, и важным фактором усиления такой кооперации является вовлечение всё новых игроков в лице международных организаций, как государственных, так и нет, представителей коренных народов Севера, а также Китая, Индии и других азиатских и европейских государств, не имеющих выхода к северным водам.

В условиях экономических, геополитических, экологических изменений особенно важным становится долгосрочное, стратегическое планирование развития Арктического региона. Одним из средств такого планирования является издание государствами (в основном арктическими) документов, определяющих направление их действий, в которых они обращаются к таким вопросам, как изменение климата, развитие транспортной сферы и новых морских путей, энергетическая безопасность и т.д.

Для скандинавских стран данный регион представляет первостепенную важность ввиду того, что именно там сосредоточены их основные интересы. Как известно, Норвегия, Финляндия и Швеция ответственно подходят к проблеме сохранения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. Арктический регион не составляет исключения.

Королевство Норвегия – «официальное» арктическое государство – рассматривает развитие северных регионов как главную стратегическую задачу своей внутренней и внешней политики. В 2006 г. Норвегия стала первой страной, принявшей стратегию развития северных регионов, в 2009 г. она была дополнена. В 2014 г. Министерством иностранных дел Норвегии был представлен доклад «Арктическая политика Норвегии» [1]. Согласно этим документам, приоритетными задачами, стоящими перед норвежским государством в Арктике, являются: обеспечение мира и стабильности данного региона, создание системы международного сотрудничества со странами как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних структур, в частности, по линии Арктического совета, проведение научных исследований для устойчивого развития данного региона, признание принципов международного морского права [2].

Особое внимание Норвегия уделяет экологическим проблемам, таким как изменение климата, приводящее к таянию ледников и, следовательно, к повышению уровня Мирового океана, деградация окружающей среды и загрязнение арктических вод нефтесодержащими продуктами. Королевство поддерживает политику, направленную на регулирование предельных экологических норм, препятствующих загрязнению морской среды Арктики. Страна выступает за применение различных экономических и законодательных инструментов, стимулирующих переход к экологически дружественному морскому транспорту и морскому хозяйству в целом, за разработку совместных и согласованных между странами предельно допустимых норм загрязнения.

Норвегия, имеющая непосредственный выход к арктическому побережью, заинтересована в решении данных проблем, ведь примерно 80 % всех морских перевозок в Арктике проходят непосредственно через норвежские воды, что, в свою очередь, оказывает влияние на природную среду [3].

В соответствии со своей арктической политикой, Норвегия активно сотрудничает с другими странами по вопросам безопасности и предотвращения различных аварий, проведения поисково-спасательных мероприятий в Арктике, а также по вопросам ликвидации последствий нефтяных разливов. Внутренняя экологическая политика Норвегии направлена на тщательную охрану архипелага Шпицберген, где примерно 2/3 территории уже находятся под защитой, а на остальной продолжается строительство национальных парков и особо охраняемых зон, на сохранение природного разнообразия Арктического региона [4].

Однако, несмотря на всю экологическую составляющую своей политики, Норвегия также заинтересована в добыче природных ископаемых арктического дна и в их транспортировке. Стоит отметить, что среди стран Западной Европы Норвегия обладает самыми большими запасами природного газа и нефти. Эта отрасль имеет огромное значение для национальной экономики. Вклад нефтегазовой промышленности в ВВП составляет более 20%, а в экспортную выручку – более 45%. Во многом сегодняшнее и будущее экономическое процветание Норвегии базируется именно на энергоресурсах [5].

В конце 2006 г. в эксплуатацию было введено газовое месторождение Snøhvit («Белоснежка») на севере Баренцева моря, а в 2016 г. норвежская нефтяная компания Statoil и итальянская компания ENI ввели в эксплуатацию самую северную в мире морскую нефтяную платформу «Голиаф» также в Баренцевом море [6]. Экологи и природоохранные организации в Норвегии всевозможными способами выступают против добычи нефти в Арктике, аргументируя это тем, что хрупкой экосистеме наносится непоправимый ущерб и повышается возможность аварийных нефтяных разливов, которые уже имели место в различных частях Арктического региона. Так, в 2009 г. недалеко от норвежского Лангесунна произошел инцидент, в результате которого из танкера, севшего на мель, около 200 т нефти попало в море [7].

В то же время, несмотря на всё возрастающий интерес к природным ископаемым Арктики, Норвегия старается соблюдать экологические стандарты и постоянно ужесточает меры ответственности в данной сфере.

Финляндия и Швеция, в свою очередь, относятся к числу приарктических стран, они не имеют прямого выхода к северным водам, и, следовательно, их статус отличается от того положения, которое занимают страны «арктической пятерки», в том числе Норвегия. Они выстраивают свою арктическую политику, уделяя особое внимание именно научным исследованиям, экологической защите и необходимости международной кооперации, а не добыче природных ресурсов Арктики.

Свою стратегию в Арктическом регионе Финляндия опубликовала в 2010 г. В качестве главных направлений были выбраны: охрана окружающей среды, развитие хозяйственной деятельности и ноу-хау, совершенствование инфраструктуры и транспорта, участие представителей народов Севера в формировании арктической политики [8]. Исходя из этого, защита природной среды Арктического региона – одна из важнейших задач скандинавского государства. Еще в 1989 г. Финляндия выступила с инициативой развития кооперации в области охраны окружающей среды в Арктическом регионе.

На встрече министров иностранных дел в 1991 г. в финском городе Рованиеми 8 северных государств (США, Канада, Россия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия и Дания) подписали декларацию и одобрили Стратегию защиты окружающей среды в Арктике (AEPS), которая охватывает следующие направления: защита арктических экосистем (включая человека); обеспечение защиты, улучшение и восстановление качества окружающей среды, устойчивого использования природных ресурсов, в том числе местным и коренным населением Арктики; признание традиционных и культурных нужд, ценностей и интересов коренных народов в отношении окружающей среды в Арктике; определение, ограничение и, как конечная цель, запрещение загрязнения Арктики [9].

Всё это демонстрирует стремление Финляндии участвовать в формировании политики относительно Арктического региона, а также стремление сохранить хрупкую экологию Севера. Страна выступает за контролируемую эксплуатацию природных ресурсов Арктики, за хозяйственное освоение на основе принципов устойчивого развития, за тщательное соблюдение всех экологических стандартов судоходства, т.к. на ней непосредственно отражаются негативные последствия изменения климата и деятельности человека в Арктике. В связи с этим финские ученые проводят регулярные исследования, организовывают экспедиции, разрабатывают региональные климатические модели, которые способны стать основой для принятия решений по использованию природных ресурсов в этом регионе [10].

Швеция опубликовала свою арктическую стратегию в 2011 г. Хотя страна, как и Финляндия, не имеет прямого выхода к Северному Ледовитому океану, она активно принимает участие в арктических делах. Главными задачами, согласно «Стратегии Швеции в Арктике», являются: сохранение Арктики как региона с низкой политической напряженностью, укрепление международного взаимодействия, защита окружающей среды и биологического разнообразия, учет климатических изменений, таяния вечной мерзлоты, выбросов парниковых газов и их глобальных последствий, экономическое развитие региона. Правительство поддерживает различные меры, основанные на экосистемном подходе к управлению в Арктическом регионе, к развитию транспортной инфраструктуры и судоходства [11].

Скандинавские страны, принимая во внимание усиление активности всех арктических держав и не только, стремятся расширить международное сотрудничество, в основном на многосторонней основе. Норвегия, Финляндия и Швеция уже активно взаимодействуют между собой в военной сфере, а также со странами ЕС и блоком НАТО. Решение же комплексной проблемы предотвращения дальнейшего обострения экологической ситуации, ее оздоровления и нормализации невозможно без участия арктических государств и международных структур. Становление такого сотрудничества относится еще к середине прошлого столетия.

В настоящее время кооперация ведется по линии Арктического совета (АС), учрежденного в 1996 г. 8 арктическими странами и являющегося ключевым институтом международного экологического сотрудничества в регионе. Основные цели и задачи АС: проведение экологического мониторинга, получение достоверной и достаточной информации о состоянии арктической среды; разработка предложений и рекомендаций по предотвращению и контролю над загрязнениями для приарктических государств и стран-наблюдателей. Созданы специальные рабочие группы по разным экологическим аспектам: устранение загрязнения в Арктике (ACAP), защита арктической морской среды (PAME), сохранение арктической флоры и фауны (CAFF) и др.

Важный вклад в развитие международного экологического сотрудничества, и, прежде всего, в реализацию конкретных проектов вносит Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), созданный в 1993 г. В него на правах постоянных членов вошли Дания, Исландия, Норвегия, Россия, Финляндия, Швеция, Европейская Комиссия, а статус наблюдателя получили еще 9 стран, в том числе США и Канада. В рамках Совета реализуется ряд важных экологических проектов, разработана перспективная климатическая стратегия региона, направленная на смягчение климатических изменений и адаптацию [12].

В 1991 г. был учрежден Северный форум – неправительственная организация, объединяющая административно-территориальные образования 10 стран с «северной спецификой», в том числе 6 собственно северных (Россия, США, Канада, Норвегия, Швеция и Финляндия) и 4 азиатских (Япония, Южная Корея, КНР, Монголия). В повестке дня организации постоянно присутствуют программы природоохранного сотрудничества.

Стоит отметить, что именно скандинавские страны были и остаются основными генераторами идей и предложений о тесном международном сотрудничестве в области сохранения и защиты хрупкой экосистемы Арктики. Кроме того, в качестве членов Евросоюза они стремятся добиться и разворота его политики в северном направлении, результатом чего стала принятая ЕС в 1997 г. концепция «Северное измерение» (обновлена в 2007 г.). В ее рамках формулируется и формируется общая политика ЕС в Северной Европе [13].

Таким образом, можно отметить, что, благодаря всё возрастающей значимости Арктического региона, в частности, из-за экономических и стратегических выгод, которые открываются перед государствами в связи с меняющимися климатическими условиями, скандинавские страны при формировании своих государственных стратегий продолжают делать акцент на экологической составляющей, наряду с научными и техническими интересами. Однако Арктика – это территория диалога, поэтому международное сотрудничество, реализующееся на таких площадках как Арктический совет, СБЕР и многих других с привлечением организаций, представляющих интересы коренных жителей Севера, научно-исследовательских центров и природоохранных организаций, просто необходимо, иначе проблемы, которые стоят перед Арктическим регионом и приобретают статус глобальных, так и останутся нерешенными.

Список использованных источников и литературы

  1. Государственная политика в Арктике // Арктик-Фонд. – URL: http://library.narfu.ru/sites/arctic/rus/info/gosud_politika_v_arktike/Pages/gosud_politika_v_arktike.aspx

  2. Коптелов В. Россия и Норвегия в Арктике // РСМД. – 24.05.2012. – URL: http://russiancouncil.ru/inner/%3Fid_4%3D416#top-content

  3. Helgesen V. Norway’s Arctic Policy // Government.no. – 15.06.2015. – URL: https://www.regjeringen.no/en/aktuelt/arctic_policy/id2422677/

  4. Norway’s Arctic Policy: Creating value, managing resourses, confronting climate change and fostering knowledge. Developments in the Arctic concern us all // Arctic Portal. – URL: http://library.arcticportal.org/1892/1/nordkloden_en.pdf

  5. Рыжова А.В. Норвегия осваивает ресурсы Арктики // РИСИ. – 17.03.2016. – URL: https://riss.ru/analitycs/28154/

  6. В Баренцевом море начали добывать нефть // Arctic-info. –14.03.2016. – URL: http://www.arctic-info.ru/news/14-03-2016/v-barencevom-more-nacali-dobivat_-neft_/

  7. Walton G., Chambers Ch. Norway cleans up after oil spill // Independent. – 09.08.2009. – URL: http://www.independent.co.uk/news/world/europe/norway-cleans-up-after-oil-spill-1769714.html

  8. Антюшина Н.М. Арктический вызов для национальной и международной политики. – М.: Ин-т Европы РАН, 2012. – С. 66.

  9. Чумаков Д.С. Основные векторы международного сотрудничества в Арктике // Вестник Московского университета. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. – 2011. – № 2. – С. 51.

  10. Баранникова А. Скандинавский блок: «мини-НАТО» или «антиНАТО»? // Служу Отечеству. – URL: http://sluzhuotechestvu.info/index.php/gazeta-sluzhu-otechestvu/2012/yanvar-2012/item/117-скандинавский-блок-мини-нато-или-антинато

  11. New Swedish environmental policy for the Arctic // Government Offices of Sweden. – 23.01.2016. – URL: http://www.government.se/4901d4/globalassets/regeringen/dokument/miljo--och-energidepartementet/pdf/160125-environmental-policy-for-the-arctic.pdf

  12. Коваль В.П., Лыжин Д.Н. Международное экологическое сотрудничество в Арктике // Арктика и Север. Вып.22. – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2016. – С. 160.

  13. Чумаков Д.С. Основные векторы международного сотрудничества в Арктике // Вестник Московского университета. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. – 2011. – № 2. – С. 52.

Просмотров работы: 1197