ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.

Кашлева И.Н. 1, Бурцева Е.Т. 1
1ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе реализуются мероприятия по совершенствованию комплексной программы развития профессионального образования. Основная задача этой программы подготовить выпускника высококвалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда. Эта проблема актуализируется в связи с внедрением международных стандартов, что требует от работников освоения дополнительных видов деятельности. В связи с тем, что современному производству нужны специалисты, готовые к самостоятельному включению в производственные процессы, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные задачи, возникла необходимость приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда. А это во многом зависит не только от полученных при обучении знаний, умений, навыков, но и от дополнительных качеств выпускника, для обозначения которых в настоящее время и употребляются понятия «компетенция» и «компетентность», более соответствующие требованиям, предъявляемым в реальных условиях работодателями.

В профессиональных образовательных организациях переход на компетентностно-ориентированное обучение требует обновления содержательно-технологического обеспечения образовательного процесса.

Таким образом, формирование востребованных современным рынком труда компетентных специалистов является актуальной задачей профессиональных образовательных организаций, что подтверждается внедрением и реализацией федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), основанных на идеологии формирования содержания образования «от результата», а их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников.

Теория формирования компетенций обоснована в работах А.Л. Андреева, В.И. Байденко, Г.В. Вайлера, Ж.Г. Гараниной, Л.Н. Голубевой, Ю.В. Койнова, М.И. Лукьяновой, Н.В. Матяш, В.Е. Медведева, А.К. Марковой, И.Ф. Плетеневой, Е.В. Шишенко, И.Я. Зимней и др.

Вопросу формирования профессиональных компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций посвящен ряд работ В.П. Кузовлева, О.В. Долженко, Н.А. Белканова, Н.Г. Подаевой, А.А. Дунюшина, И.М. Кондакова, А.А. Новоселова, Л.Н. Румянцевой, Л.А. Ярославовой, О.А. Саввиной, Ю.Г. Татура и др. Идеи, содержащиеся в этих трудах положения, имеют бесспорную ценность для решения задач подготовки специалиста. Но, если теоретические основы формирования компетенций разработаны достаточно полно, то образовательный процесс, направленный на формирование профессиональных компетенций, нуждается в содержательно-технологическом обосновании.

Теоретический анализ проблемы формирования профессиональных компетенций, реализации требований федерального государственного образовательного стандарта и работодателей, изучение состояния образовательного процесса и практики реализации мероприятий по совершенствованию комплексной региональной программы развития профессионального образования в профессиональных образовательных организациях в формате компетентностного подхода позволили выявить ряд противоречий между:

– необходимостью формирования профессиональных компетенций, отраженных в ФГОС в системе среднего профессионального образования, требованиями работодателей и ограниченными возможностями традиционной модели обучения студентов будущей профессии;

– необходимостью содержательно-технологического обеспечения процесса формирования профессиональных компетенций и недостаточностью его научно-теоретического обоснования.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости теоретического обоснования и содержательно-технологического обеспечения организации образовательного процесса, направленного на формирование профессиональных компетенций обучающихся.

Учитывая актуальность и недостаточную теоретическую разработанность проблемы содержательно-технологического обеспечения организации образовательного процесса, направленного на формирование профессиональных компетенций в системе среднего профессионального образования, а также сущность, выявленных противоречий, нами была избрана тема исследования: «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на основе применения учебных производственно-технических ситуаций.

Самоназвание ситуаций указывает на то, что их содержание определяется в основном технико-технологической стороной профессионального труда, что они связаны с техникой, технологией, производством. Производственно-техническая ситуация фиксирует проблемное отношение человека к техническим объектам, и вместе с тем побуждает его к приращению своих знаний, опыту производственной деятельности в новых условиях. Речь идет не о ситуациях вообще, а лишь о тех, которые вовлекают работника в познавательные взаимодействия с объектами труда и производства.

Производственно-технические ситуации неразрывно связаны с поисковой деятельностью. Психологи установили - мышление начинается с проблемной» ситуации. Именно в тех случаях, когда нет готового решения, начинает разворачиваться поисковая деятельность, в процессе которой наличная производственно-техническая ситуация как бы «расчищается», обнажается ее ядро – проблема, основные противоречия, составляющие суть этой проблемы, цель ее решения.

Производственно-технические ситуации возникают при наличии трех условий. Во-первых, когда в производственной (чаще просто в профессиональной) деятельности появляется (или привносится по инициативе работника) фактор новизны. Во-вторых, если у работника при обнаружении факторов новизны возникают трудности из-за ограниченности его знаний и умений. В-третьих, в том случае, если у работника родилась потребность понять и осмыслить эти факторы и тем самым преодолеть возникшие затруднения.

Можно указать на следующие основные особенности производственно-технической ситуации:

1. Производственно-технической ситуации присущи черты целостного явления. В информационном отношении она отражает область производственной деятельности, в которой с некоторой степенью определенности представлены технический объект, познающий его субъект как представитель конкретной профессии, а также факторы новизны, обусловливающие проблемное отношение к данному объекту. В операционном отношении она фиксирует наличие способов действия, устанавливающих взаимоотношения между целью деятельности и условиями ее осуществления.

2. Производственно-техническая ситуация - это ситуация осознанного затруднения, пути преодоления которого в начальный момент рабочему неизвестны, и их предстоит еще найти.

3. Производственно-техническая ситуация не может возникнуть и быть разрешенной без потребности познать новое и без реализации этой потребности. Производственно-техническая ситуация есть динамическая система взаимодействия рабочего или специалиста с техническим объектом, направленная на преодоление познавательного затруднения.

4. Характерной чертой производственно-технической ситуации является наличие в ней общей цели, которой подчинены более частные цели (задачи) поисковой деятельности. Например, распознавание функций и строения технического объекта для достижения такой практической цели, как освоение объекта.

5. Производственно-техническая ситуация как целостное явление имеет свою пространственно-временную характеристику. Пространственные границы ситуации определены «местом действия» основного сюжета, события, «точкой приложения» центрального противоречия. Временная же граница ситуации указывает, когда она начинается и когда завершается. Производственно-техническая ситуация возникает в момент появления у работника познавательного затруднения по поводу того или иного технического объекта и существует до-момента преодоления данного затруднения. Временная характеристика может служить показателем трудности ситуации (трудность определяется многими обстоятельствами, но главным образом - способностью работника ориентироваться в производственной среде).

6. Важной чертой производственно-технической ситуации является то, что она связана проблемами, которые необходимо рассматривать в различных аспектах, комплексно, с учетом различных факторов (социальных, технико-технологических, экономических, экологических и др.) и соответственно с привлечением различных видов знания (технических, естественно научных, общественно-научных)

Итак, производственно-техническая ситуация представляет собой такое целостное образование, которое включает познавательное затруднение, возникающее в результате практического или мысленного взаимодействия человека с техническим объектом, потребность в преодолении и сам процесс преодоления данного затруднения путем нахождения новых знаний об объекте или неизвестных способов решения проблем.

Производственная деятельность современного рабочего или специалиста изобилует проблемными ситуациями. Производственно-технические ситуации возникают при выявлении противоречивых сторон техники и технологии, при раскрытии научных и конструктивных основ различных объектов производства. При необходимости оперативно оценивать сложившуюся обстановку и т. д. Особенно часто они появляются в производственной деятельности молодых специалистов, которые еще не адаптировались в трудовом коллективе и у которых еще не завершился процесс профессионального становления. Такие ситуации могут возникать при организации труда, осмыслении технического задания, определении технических режимов, в процессе предварительной подготовки рабочего места, при подборе инструментов, оснастки, материалов, а также на этапе контроля трудовых операций, при диагностировании технологических отклонений, при овладении новой техникой, решении проектировочных задач. Проблемные ситуации могут выходить за рамки конкретного профессионального труда и затрагивать, например, такие аспекты производственного процесса предприятия, как экономический, экологический, эстетический и др.

Производственно-технические ситуации можно объединить в две большие группы: объективно-поисковые и иннициативно-поисковые.

Первую составляют те ситуации, которые возникают в профессиональной деятельности при изменении условий и содержания труда (модернизация или замена старого оборудования, расширение или совмещение трудовых функций, переход на выпуск новой продукции и др.). В этих случаях познавательно-преобразовательная активность работника как бы следует за изменяющейся производственной средой и является своеобразным откликом на новое содержание труда.

Выявить эту группу ситуаций можно, во-первых, по типичным затруднениям, которые возникают в профессиональной деятельности работника, и, во-вторых, по проблемам, которые актуализируют его общественные, естественные и технические знания и отражают их взаимосвязь.

Вторую группу составляют ситуации, создаваемые по инициативе самого работника в процессе творческого (познавательно-преобразовательного) отношения к техническим объектам.

В процессе профессиональной подготовки обучающихся указанные группы производственно-технических ситуаций должны дополнять друг друга. Объективно-поисковые ситуации целесообразно включать непосредственно в процесс обучения, в частности в изучение предметов общеобразовательного цикла и при изучении профессиональных модулей. Решение инициативно-поисковых ситуаций необходимо сделать основным методом занятий при прохождении учебной и производственной практик.

Воспроизведение в учебном процессе производственно-технических ситуаций должно отвечать определенному целевому назначению, а сами ситуации - выполнять конкретные педагогические функции.

Подготовка выпускников с развитым уровнем профессиональных компетенций, способных к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями работодателей возможна при разработке и внедрении в образовательный процесс активных форм и методов обучения, широкого использования учебных производственно- технических ситуаций..

Список литературы и других использованных источников

  1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освое­нию компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. № 11. - С. 5-13.

  2. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессио­нально важных качеств. - СПб: Питер, 2007.

  3. Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. - М.: Аркти, 2009.

  4. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции: монография. - М.: Логос, 2009.

  5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М.: МСПИ, 2005. - 235 с.

  6. http://www.irp-books.ruАстонина С.Ю.3, Шестак Н.В., Письменский А.Г. Реализация кометентностного подхода в высшем профессиональном образовании, монография: Современная гуманитарная академия, 2013.

  7. http://www.irp-books.ruПсихолого-педагогические аспекты функционирования системы образования в современной России, монография Невинномысск: НГГТИ, 3 экз. 2014.

Просмотров работы: 292