ПРЕИМУЩЕСТВА ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРЕИМУЩЕСТВА ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема повышения качества образования становится одной из наиболее актуальных проблем не только для системы образования, но и для производственной сферы и для государства в целом. Повышать качество образования необходимо на всех этапах подготовки специалистов, на всех уровнях обучения и при участии в процессе подготовки всех заинтересованных сторон.

Научно-технические достижения, широко применяемые в производственной сфере, требуют подготовки не просто специалистов, владеющих знаниями, умениями и навыками в определенной профессии, а высокопрофессиональных специалистов, хорошо разбирающихся и умеющих использовать достижении науки и техники, а также самим создавать инновации. Наличие кадров столь высокого уровня позволит успешно осваивать новые технологий, требуемые для создания качественной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, развития интеллектуального потенциала нации, снижения социальной напряженности в обществе.

Решение задачи подготовки специалистов, отвечающих требованиям современной экономики, не представляется возможным без разработки и внедрения в учебный процесс новых образовательных моделей, совершенствования дидактических основ, педагогических средств и технологий подготовки специалистов. От системы образования ожидают профессиональной готовности и способности преподавателей к данной инновационной деятельности. Отечественная образовательная практика, несмотря на появление во многих учебных организациях новой учебной техники и оборудования, активную разработку новых форм, технологий, методических средств обучения и других педагогических инноваций, сохраняет инертность и профессиональную негибкость. К причинами такого положения можно отнести то, что преподавателями профессиональных дисциплин, обычно являются выпускники ВУЗов по соответствующей специальности, которые не имеют педагогического образования; профессиональные дисциплины преподаются на основе опыта педагога в ВУЗе, а не в производственной сфере; материально-техническое и технологическое оснащение учебных организаций не соответствует уровню оснащенности современного производства; преподаватели не знают ежеминутные проблемы и потребности производства. Оторванность от производства не позволяет образовательному процессу отвечать требованиям, предъявляемым современным обществом к подготовке профессиональных кадров. Уже недостаточно теоретических и практических знаний, получаемых обучающимися в образовательных учреждениях, требуется сочетание обучения с частичной занятостью на производстве, взаимодействие образовательной организации с различными институтами рынка труда, то есть с работодателями, службами труда и занятости населения, общественными организациями. Концептуально важно то, что система подготовки специалиста должна строиться на едином методологическом основании и быть преемственно взаимосвязана с соответствующей профессиональной подготовкой. По существу речь идет о дуальной системе образования, как об одном из актуальных и социально-перспективных направлений в развитии отечественного профессионального образования.

Уже довольно длительный период времени в нашей стране обсуждаются вопросы необходимости и возможности применения дуальной системы обучения, использование которой входит в концепцию практико-ориентированной направленности обучения и является одним из вариантов решения проблемы повышения качества образования.

Так как дуальная система обучения направлена на обеспечение тесного взаимодействия профессиональной школы и обучающего предприятия (организации). Оба учреждения являются по отношению друг к другу независимыми партнерами. Дуальная система сама по себе не является инновационным про­дуктом последнего времени. Она уже давно используется в системе подготовки кадров многими евро­пейскими государствами. В мировой практике профессионального образования получила широкую известность и признание дуальная система профессионального обучения, зародившаяся в Германии. Почти полувековой опыт применения в этой стране данной модели подготовки рабочих кадров, а также опыт ее адаптации к условиям целого ряда других стран позволяют выявить теоретико-методологические и организационно-практические основания, обеспечивающие возможность их учета и адаптации применительно к другим сегментам и уровням профессионального образования [1].

Система дуального обучения имеет неоспоримые преимущества:

  • устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой;

  • создается новая психология будущего специалиста;

  • формируется мотивация на получение знаний и приобретение навыков, т.к. качество знаний обучающихся непосредственно отражается на выполнении служебных обязанностей;

  • работая в тесном контакте с заказчиком, образовательные организации получают своевременную и полную информацию о требованиях, предъявляемых работодателем к будущим специалистам и могут корректировать программу обучения;

  • предприятия получают возможность подготовить специалиста в соответствии со спецификой своей деятельности, сводя на минимум при этом свои издержки на поиск и подбор специалистов, их переподготовку и адаптацию;

  • за время обучения на предприятии у работодателя появляется возможность подобрать персонал из числа лучших учащихся;

- в результате применения дуальной системы обучения увеличивается численность трудоустроенных выпускников, так как они в большей степени соответствуют требованиям работодателя, а обучение максимально приближено к запросам производства.

В 2014 году Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) был проведен конкурс среди 23 субъектов РФ. В отобранных регионах (в число которых вошли 10 регионов: Пермский край, Республика Татарстан, Красноярский край, Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская и Московская области) был запущен проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». В некоторых из выбранных регионов, например в Калужской области, реализация системы дуального образования осуществлялась еще до проявления федеральной инициативы. Примером реализации рассматриваемой системы является подготовка специалистов Калужским колледжем информационных технологий и управления совместно с немецкой компанией Volkswagen с 2010 года. Первые два года ученики изучают общеобразовательные дисциплины, в следующие два года теоретическая подготовка комбинируется с практикой на автозаводе. Свердловская область получила статус ментора в проекте «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Считается, что здесь уже создана программа подготовки кадров по дуальной модели, и этому региону отводилась роль обучения других субъектов РФ. В Пермском краев первые были привлечены к участию в системе дуального образования сразу несколько компаний и образовательных учреждений (в 2012 году по инициативе Пермской торгово-промышленной палаты стартовал проект «Рабочие кадры под ключ»). Обеспечивалось социальное партнерство работодателя, торгово-промышленной палаты и образовательного учреждения. Работодатель составляет запрос с указанием количества требуемых работников и их специальностями, а палата обрабатывает заказ и помогает найти учебные заведения, которые могут его выполнить.

Оценка результатов внедрения дуальной модели образования в российских регионах проводилась Федеральным институтом профессионального образования Германии (BIBB) при поддержке федерального министерства образования и научных исследований Германии, Агентства стратегических инициатив, Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФИРО) и Российско-Германской внешнеторговой палаты, отметившим положительную динамику развития немецкой практико-ориентированной системы подготовки кадров в РФ, указав при этом на отсутствие долгосрочных прогнозов и возможность возникновения потенциальной проблемы с трудоустройством узкопрофильных специалистов. В результате проведенного SWOT-анализа среди сильных сторон проекта были выделены карьерные перспективы студентов, включая трудоустройство, их высокая квалификация, короткий период адаптации нового персонала на производстве. Эксперты BIBB также отметили наличие в регионах нормативно-правовой базы, практико-ориентированных программ обучения, участие работодателей в образовательном процессе, независимую оценку уровня квалификации выпускников и возможности для их дальнейшего трудоустройства. Регионы, принявшие участие в исследовании, показали положительные результаты на уровне образовательного процесса, программ, технологий обучения, взаимодействия предприятий с образовательными организациями.

По мнению BIBB и Министерства образования и научных исследований Германии, от тиражирования отдельных практик России пора переходить к системным решениям, которые бы принимались в том числе на федеральном уровне, помогая работать регионам. В этих целях АСИ предложено внести изменения в статью 264 НК РФ, которые позволят предприятиям уменьшить налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль на издержки по подготовке рабочих кадров по дуальной модели обучения. Соответствующий законопроект был одобрен правительством в ноябре 2016 года и направлен на рассмотрение в Госдуму РФ. Немецкая сторона предложила внести терминологию практико-ориентированного образования в федеральное законодательство, развивать государственно-частное партнерство между производственными предприятиями, образовательными учреждениями СПО и воинскими частями для формирования системы непрерывного образования. 6 декабря 2016 года по итогам заседания бюро экспертного совета АСИ было принято решение о положительном завершении проекта «Подготовка рабочих кадров на основании дуального образования». Практико-ориентированное (дуальное) образование включено в региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, апробация которого с 2016 года осуществляется в 20 пилотных регионах России.

И в заключение следует подчеркнуть, что несмотря на сложности по реализации, неготовность отдельных образовательных организаций и многих предприятий, реализация дуальной системы обучения способствует переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичного производства; формированию общих и профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда; развитию эффективной системы социального партнерства в сфере профессионального образования, что, в свою очередь, становится мощным фактором его модернизации.

Список использованных источников:

  1. Романов, С.П. Развитие дуальной системы инженерно-педагогического образования в высшем учебном заведении: автореферат / С.П. Романов. – Нижний Новгород: Волжский гос. инж.-пед. ун-т, 2008. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2008/ Romanov_S_P_2008.pdf

  2. Немецкие эксперты оценили эффективность внедрения дуальной модели образования в регионах России / 03.02.2017, Новости АСИ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://asi.ru/news/63644/

Просмотров работы: 930