ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ – МЕНЕДЖЕРОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ – МЕНЕДЖЕРОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Царев Р.В. 1
1Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "НЕВИННОМЫССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире эффективное развитие экономики не возможно без использования маркетинговых технологий. Это ставит задачи профессиональной подготовки бакалавров менеджмента как будущих маркетологов, которые изучают и анализируют спрос на производимый товар, рынки сбыта товара, вырабатывают рекомендации о целесообразности выпуска и возможностях продажи товаров или услуг, обоснование их цены и пути продвижения к потребителю.

Как показывает практика, фактически во всех учебных заведениях страны внедрена система двухуровневой системы высшего образования, а также наряду с этим внедрены ФГОС. Безусловно, в условиях трансформации всей системы образования основной целью государства становится подготовка готовых к профессиональной деятельности специалиста [3, с.155]. Однако по сей день остаются дискуссионные вопросы о реализации отдельных компонентов по подготовке профессионалов к практической деятельности. В частности эта проблема касается образовательной программы и практики подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент».

Действительно, исследуя проблему подготовки будущих менеджеров, необходимо акцентировать внимание на том, кто такой «менеджер» и можно ли менеджменту научиться. В концепции «Опыт подготовки управленцев» В.А. Ильина подчеркивается, что каждый студент, который обучается профессии менеджера, знает, что категория «менеджмент» используется в нескольких аспектах. Прежде всего, как вид деятельности, и лишь потом как систему управления. В конкретных случаях менеджмент используется как наука и искусство. По мнению В.С. Волкова категория «менеджмент» имеет множество коннотаций. Ученый указывает на необходимость исследования данную категорию в контексте науки. Анализ множества подходов к пониманию менеджмента как науки, позволяет сделать вывод о том, что как и любая наука менеджмент имеет свои законы, методы и аксиомы, позволяющие облегчить деятельность управленца практике. Симонов В.С. указывает, что не всегда нужно быть менеджером, чтобы быть хорошим управленцем. Как показывает практика, не всегда дипломированные менеджеры становятся успешными людьми.

В современных условиях требуются новые методики подготовки менеджеров. Впервые о данной проблеме было упомянуто вконцепции американского ученого Дж. С. Одиорне, который в 1966 г. предложил новую систему подготовки управленцев в США [2, с. 55]. Эта система предполагает трехуровневую переподготовку (практика на предприятии, система тестирования выпускников вузов, информационные программы подготовки менеджеров). В современных российских вузах эти информационные нововведения стали вводиться лишь в третьем тысячелетии. Переход на болонскую систему образования ознаменовал новый этап в подготовке специалистов-менеджеров. Эта теория была подтверждена исследованиями экономиста Л. Лафина, он предложил систему практических навыков, которыми должен обладать управленец. Наряду с этим ученый подчеркнул, что теоретических знаний очень мало молодому менеджеру, что, по сути является отрицательным качеством старой методики подготовки.

Несомненно, исследователи подчеркивают практическую пользу инновационных технологий, которые широкомасштабно внедряются в современные образовательные стандарты. Следует более детально исследовать их. Как показывает рынок спроса рабочей силы, современная система преподавания таких дисциплин как: инновационный менеджмент, менеджмент организации, основы менеджмента, требуют нестандартных форм преподавания, которые сформируют компетенции на основании ФГОС (табл. 1). Данные компетенции повысят востребованность молодых специалистов на рынке труда, вооружат выпускников вузов практическими навыками.

Таблица 1

Влияние инновационных технологий на формирование компетенций у студентов-бакалавров.

Формируемые компетенции при подготовке бакалавров-менеджеров «личностно-ориентированные УК»

Старый образовательный стандарт (однолинейный без западных нововведений был разработан в 1990г.)

Новый стандарт «Проектный» был внедрен в 2008 г

Инновационный менеджмент

готовность участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций

способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели

Новизна: способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций

Менеджмент в некоммерческих организациях

знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способность проводить анализ конкурентной среды отрасли

способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

Новизна: способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений

Основы менеджмента

умение анализировать и оценивать исторические события и процессы

способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия [4,с.23].

Использование традиционной схемы лекция-семинар, применяя монологи и беседы, а также кейс-стади и иных традиционных методов обучения не позволяют сформировать такие компетенции как: «внедрение технологических и продуктовых инноваций», «готовность найти управленческие решения в условиях кризиса организации», «способность планировать и осуществлять мероприятия». В современных условиях эти практики требуют модернизации. Однако сложно сформировать у молодых людей, воспитанных Интернетом, телевидением, современной рекламой, блокбастерами со спецэффектами эти навыки. Как показывает практика, студентам-бакалаврам очень трудно акцентировать внимание на практической значимости основных дисциплин. Поэтому, именно программу стоит перестраивать не только под компетенции, но и под требования работодателя. С учетом данных обстоятельств экспертным советом Института социологии РАН в 2014 г. был проведен мониторинг о продуктивности введенных технологий [5, с.15].

Так, эксперты отмечают необходимость внедрения таких мероприятий как: «Пено алюминий – инновационный материал будущего», которое может быть сведено к обсуждению студентами кейса. В данной ситуации студент-менеджер должен решить кейс и подготовить выставку, на которой студент должен выявить инноватику презентации товара. Такие выставки при помощи экспозиционных стендов, опытных образцов изделий позволяют выработать практическое применение будущей профессии. Такого рода мероприятия позволят привлечь инвесторов. На подобных практических мероприятиях студент могут понять плюсы и минусы привлечения своих навыков у работодателей. В качестве следующей инновации следует выделить мини спектакли «История менеджмента на практике», которые заменят своего рода доклады и рефераты. Помимо этого, подготовка мини спектакля в определенной степени формирует такую компетенцию как: способность планировать и осуществлять мероприятия. Умение распределить полномочия, работа в малых группах позволяет студентам запоминать основные компоненты практической деятельности. Так, успешная организация должна проводить спектакль среди своих работников, чтобы сделать их более раскрепощенными и готовыми к быстрому решению проблем в общении с клиентами.

Безусловно, подобные практики позволят раскрепостить и раскрыть творческий потенциал и творческое мышление. В традиционной системе обучения для раскрепощения студента ему достаточно было прочитать доклад за кафедрой. Публичное выступление за кафедрой вырабатывает лишь кратковременные качества, это равнозначно тому, если бы он рассказывал стих на утреннике. В современных российских реалиях стали внедрить японский способ подготовки студентов-практикантов [4,с.24].

Самый крупный проект, внедренный в российский образовательный процесс, связан со съемками фильма о менеджменте студентами I-III курсов бакалавриата факультета Менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ. На съемках этого фильма студенты выполняли определенные функции управленца, планировали дополнительные встречи, минимизировали конфликты в своей деятельности. После съемок фильма его транслировали среди студентов. Помимо подобных масштабных мероприятий, необходимо проводить «интеллектуальные игры», предусматривающие действия в командах. Это позволяет выработать навыки работы в группах позволяют выработать умения работы в коллективе так и лидерские качества. Как правило, такие игры являются информативными. Проведение подобных занятий, может иметь как положительный, так и отрицательный результат. Однако эти результаты подчеркивают необходимость внедрения инновационных технологий в практику и носят принципиальный характер. От решения этих проблем зависит качество подготовки будущих бакалавров менеджмента.

1. Во-первых, необходимо учитывать сопротивляемость студентов. Студенты с небольшим энтузиазмом выполняют эти задания, поскольку это трудоемкие действия и студенты не отличаются особым трудолюбием. Безусловно, каждое мероприятие требует творческого подхода и выработки творческих способностей. Не все студенты обладают этими навыками.

2. Во-вторых,– это оценка студентов. В высших учебных университетах введена балльная система оценки. Исходя из этого, необходимо заинтересовать студентов в выполнении заданий высоким количеством баллов.

3. В-третьих, необходимо расширить практический кругозор студентов. Как показывает практика, студенты, получив зачет, не полностью овладевают навыками.

4. В-четвертых, внедрение информационных пилотных программ, разработанных в зарубежных вузах «Мета менеджмент» можетпозволить перенести студента в информационное поле организации, где он будет применять свои навыки.

Таким образом, использование инновационных методов обучения будущих менеджеров-бакалавров может быть осложнено в дальнейшем превращения студентов-менеджеров в «неотесанных ремесленников».

Внедрение современных технологий позволит выработать особые компетенции. Однако возникает проблема подготовить фундамент для перехода на новую систему подготовки студентов-менеджментов путем гармонизации и модернизации старых технологий. Внедрение нестандартных методов в действительности позволит обеспечить и подготовить конкурентоспособную личность.

Литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 2003. – С. 432.

2. Маршев В.И. История управленческой мысли : учеб. для вузов: рек. УМО по клас. унив. образованию. – М.: Инфра-М, 2012. – 730 с.

3. Иванов И.Н. Менеджмент корпорации. – М. Инфра. М, 2004.–367 с.

4. Новикова С.Е. Формирование готовности к маркетинговой деятельности бакалавров менеджмента в вузе //Человеческий капитал. - №5(41) - 2012. - С.21-32.

5. Волков В.С. Технологии подготовки студентов-бакалавров в современном вузе //Практика общественного развития. - №7. - 2015. - С.12-24.

Просмотров работы: 284