ПОРТФОЛИО ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОРТФОЛИО ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Головко А.О. 1, Сорокина Е.Н. 1
1ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализ педагогических идей ученых, проведенный Сорокиной Е.Н. [1], позволяет сделать вывод о том, что профессиональный интерес - сложное личностное образование, которое необходимо формировать в процессе вузовской подготовки будущих специалистов.

Содержательными и актуальными являются научные психолого-педагогические труды С.А. Ананьина, В.О. Бернацкого, Б.И. Адаскина, В.Е. Алексеева, Л.Г. Антиповой, Г.И. Щукиной по проблеме формирования профессиональных интересов.

Нельзя не согласиться с утверждением В.О. Бернацкого, что в основе любого конкретного интереса находятся потребности и отношения к действительности, связанные обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или овладению той или другой деятельностью.

По мнению Б.И. Адаскина, профессиональный интерес вызывается направленностью ума, воли, чувств молодых людей на овладение своей профессией [2].

В.Е. Алексеев и Л.Г. Антипова понимают под профессиональным интересом «направленность личности на успешное овладение избранной профессии в силу осознания ее общественной и личной значимости».

По мнению Г.И. Щукиной, предметом интереса для человека служит только то, что имеет для него значимость, необходимость, ценность или привлекательность. Анализ причин снижения интереса в исследовании Г.И. Щукиной заслуживает внимания и является ценным в разработке проблемы формирования профессиональных интересов.

В современной педагогической науке появились исследования, посвященные формированию профессиональных интересов (Б.Р. Айт-мамбетова, Л.Х. Мажитова, Л.Н. Ерохина, Н.И. Малыгина, B.C. Золотарева, М.И. Искакова).

Так, Л.Х. Мажитова отмечает стимулирующий характер профессионального интереса, который проявляется в избирательной, эмоциональной, познавательной и волевой активности личности. Нельзя не согласиться с автором, что наличие профессионального интереса является необходимой предпосылкой возникновения деятельности, конкретной связи между субъектом и предметным миром [3].

В работах Л.Н. Ерохиной и Н.И. Малыгиной разработана модель взаимодействия технического вуза и профессионального колледжа, школы-лицея с целью формирования устойчивых профессиональных интересов на основе системно-деятельного подхода.

А.В. Золотарева профессиональный интерес рассматривает как совокупность связей студента с объектами и субъектами его будущей деятельности и как положительное эмоциональное отношение к ним и к самой педагогической деятельности.

По мнению М.И. Искаковой, профессиональный интерес является психическим свойством личности, связанным с эмоционально-познавательной деятельностью, направленной на активное усвоение знаний, умений и навыков, необходимых учителю в будущей работе.

В контексте нашего исследования наиболее важными представляются следующие утверждения:

1) во-первых, интерес является связующим звеном между объективными законами и действиями людей, так как специфические личностные интересы человека зависят от совокупности индивидуальных особенностей индивида (роли деятельности, образования, воспитания и т.д.);

2) во-вторых, интерес заключает в себе не только потребности, но и также средства их удовлетворения;

3) в-третьих, профессиональный интерес рассматривается в субъективном направлении как особая направленность сознания, имеющая объективную обусловленность. Учеными выделяются три основных момента этой проблемы: а) формирование интереса как объективного явления; б) отражение интереса в сознании людей; в) реализация интересов в практической деятельности людей [3].

Таким образом, профессиональному интересу в целом присущи черты и признаки, характерные всем видам интереса. Особенность профессионального интереса заключается в содержании, связанном с трудовой деятельностью обучающихся. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что профессиональный интерес - сложное личностное образование, которое необходимо формировать в процессе вузовской подготовки будущих специалистов.

Учитывая позитивное, раскрытое различными психологическими школами в понимании интереса вообще, мы представляем профессиональный интерес как динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной познавательной эмоциональной и волевой активности, направленной на предполагаемую или приобретенную профессию.

Профессиональная подготовка студентов опирается на осознание личностных мотивов с учетом конечной цели обучения – подготовку специалиста, отвечающего установленным квалификационным требованиям. Мотивы являются неотъемлемым компонентом деятельности, что подтверждено исследованиями психологов.

Одной из сложных задач, решаемых педагогами в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, является формирование у них профессиональных интересов [4].

Интерес является важнейшим побудителем любой деятельности, влияющим на эффективность ее протекания. Еще П.П. Блонский писал, что необходимо учитывать интересы при выборе профессии и что «при распределении подростков по специальности необходимо учитывать имеющийся у них интерес, и не только учитывать, но и развивать, раскрывая общественную значимость данной специальности, ее технические перспективы и т.п.».

О роли интереса в процессе познания для формирования личности учащегося писал И.Я. Лернер: «Без воспитания интереса не только к знаниям как результату учения, но и к самому процессу познавательной деятельности, осмыслению знаний, цели образования не могут быть достигнуты в отношении всех учеников».

В научной литературе говорится вообще о профессиональных интересах, без детализации. Каждый исследователь по-своему раскрывает сущность профессиональных интересов. До настоящего времени не исследованы виды профессиональных интересов [5].

Например, Л.А. Йоваша говорит о том, что интерес к профессии проявляется «в стремлении больше узнать о ней, вникнуть в ее содержание и характер, в желании попробовать себя в деле».

А.Д. Сазонов и И.А. Сазонов рассматривают профессиональный интерес как «интерес к предпочитаемому виду трудовой деятельности».

На основе выявления общего и различного в познавательных и профессиональных интересах можно выделить следующие виды профессиональных интересов:

1) интерес к содержанию профессиональных знаний;

2) интерес к применению приобретенных профессиональных знаний на практике;

3) интерес к получению знаний в результате практической деятельности.

Мы считаем, что одним из средств формирования профессиональных интересом при подготовке бакалавров по направлению 051000.62 Профессиональное обучение (профиль 051000.62-09 Производство продовольственных продуктов) может служить введение в изучение дисциплины «Технология кулинарной продукции за рубежом» несколько творческих заданий, объединенных в портфолио.

Целями освоения учебной дисциплины «Технология кулинарной продукции за рубежом» являются формирование у студентов знаний, умений и навыков в области технологии кулинарной продукции за рубежом. Особое место уделяется отличительным особенностям блюд зарубежных кухонь, общей характеристике национальных блюд, кухонь различных стран, особенностям и технологии приготовления различных блюд и закусок, обзор кухонь народов мира, анализируются факторы, определяющие характерные особенности кухонь различных стран, их взаимовлияние. Кроме того, освещаются интересные факты, связанные с характерными особенностями национальных кухонь.

Выполнение заданий осуществляется в течение всего семестра, по итогам проводится защита портфолио.

Список литературы:

1. Сорокина Е.Н. Психолого-педагогические аспекты профессиональной ориентации в условиях профессионального образования: монография / Е.Н. Сорокина. – Невинномысск: НГГТИ, 2010. – 93с.

2. Бороздина Л.В. Притязания личности и самооценка // Вестник МГУ, серия 14, №3, 1986.

3. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания.- Изв. АПН РСФСР, вып.18. - М., 1948.

4. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979.

5. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М., 1984. С. 103-107.

Просмотров работы: 295