ИДЕЯ И ОБОСНОВАНИЕ УРОВЕННОГО ГОРОДА «SKYPOLIS» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИДЕЯ И ОБОСНОВАНИЕ УРОВЕННОГО ГОРОДА «SKYPOLIS»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образ города будущего давно занимает умы философов, инженеров и архитекторов. В начале XX века развитие науки и техники, появление новых строительных материалов поменяли взгляд людей на архитектуру. Архитектура перестала быть символом устойчивости, здание могло быть возведено за короткий промежуток времени: новый индустриальный метод строительства предполагал, что здание не вырастает постепенно из земли, неспешно устремляясь вверх, а появляется внезапно, собранное из нескольких частей. Здание должно стать мобильным, пластичным, приспосабливаться к меняющемуся миру и новым требованиям. Отсюда идея переносных «домов-ячеек», придуманных поэтом Велимиром Хлебниковым, разрабатываемые Моисеем Гинзбургом или Николаем Ладовским, сборно-разборные постройки из стандартных элементов. [4].

Следующим шагом в проектировании города будущего стала идея освобождения поверхности земли от городской структуры. Идеи, выдвигаемые футуристами, были самые разнообразные, например город-кольцо, который вращался над Землей в плоскости экватора как спутник. Одним из самых известных футуристов, рисовавших города на столбах, был Иона Фридман – создатель и руководитель знаменитой Группы мобильной архитектуры (GIAM), посвятивший себя разработке новых «подвижных» городских структур. В 1958 году теоретические исследования вылились в полноценное проектное предложение «Город в пространстве».

Город представлял собой возвышающуюся на 20 метров над землёй гигантскую решётку, состоящую из вертикальных опор и нескольких ярусов платформ. Некоторые ячейки решётки оставались открытыми, чтобы пропускать солнечный свет на нижние уровни структуры, большинство же заполнялось многофункциональными пространственными модулями. На платформах располагались транспортные магистрали, а лифты и все инженерные коммуникации размещались в вертикальных коробах. Использование ярусов города предполагалось строго регламентировать по высоте отрыва от земли: верхние уровни предназначались для жилья и досуга, нижние — для предприятий технического обслуживания. Город должен был нависать над землёй, сохраняя естественный ландшафт.

Примером того, как насущные проблемы XXI века подталкивают инженеров к реализации самых фантастичных проектов, является проект гигантской пирамиды посреди Токийского залива, вмещающей в себя население среднего города (рис. 1). Здесь изменяется суть передвижения по городу (люди перемещаются транспортом внутри стержней пирамиды) и размещения зданий в пространстве, но здания оставлены прежними небоскребами, просто поставленными в узлах решётки пирамиды.

Рис. 1. Пирамида в Токийском заливе. Япония.

Отдельно можно выделить еще один немаловажную задачу города будущего – эффективное и быстрое перемещение людей. Уже сегодня на примере политики крупнейших городов мира очевидно, что личный автомобиль в городе не решение транспортной проблемы, он занимает много места на парковках и создает пробки. Поэтому власти вытесняют автомобили из центров городов и заменяют их общественными автобусами и скоростными трамваями, метро. Но и они оставляют проблемы, такие как медленные скорости движения (особенно для жителей отдаленных районов и пригородов), дороговизна прокладки путей скоростных трамваев и линий метро, что сдерживает нормальный рост городов.

Решением проблемы стареющих зданий, освобождения ландшафта и транспортного сообщения внутри города автор видит в создании и развитии новой, более совершенной городской ткани. Ею может стать проект уровенного города «SkyPolis». Данное проектное решение предполагает постепенное перемещение всей городской инфраструктуры в надземные сооружения, называемые «вторым уровнем».

Комплекс проектируется исходя из идеи метаболической архитектуры, непостоянных зданий, способных реагировать на изменения, происходящие вокруг, и своевременно отвечать новым требованиям своих жильцов. Кроме того, подобные здания состоят из независимых элементов каркаса, которые при необходимости можно заменить без последствий для срока службы здания. Предполагается, что подобные комплексы при своевременном обновлении стареющих конструкций могут эксплуатироваться неограниченное количество времени. Благодаря точечным опорам такая структура минимально вторгается в ландшафт, а встроенная в структуру транспортная система позволяет мгновенно перемещаться в структуре и благодаря этому позволяет структуре значительно развиваться без угрозы транспортной перегрузки.

В рамках студенческого проекта был выполнен экспериментальный квартал-начало такой структуры. Площадь отведенного участка в утвержденных границах проектирования составляет 21 га, 4,1 из которых занимают непосредственно опоры уровневого комплекса. Планировка комплекса выполнена с условием минимального вмешательства в существующую градостроительную ситуацию, предусмотрено сохранение памятников архитектуры XIX, начала XX вв., а также разбивка лесопарка на освобождаемых от устаревших зданий территории.

Проектируемая территория расположена в центральной части города вблизи важных транспортных пересадочных узлов (станция метро, остановки общественного транспорта) и магистральных дорог городского значения, что делает новую структуру не обособленной, но частью уже существующего города.

Объемно-планировочное решение комплекса представляет собой модульную структуру, опирающуюся на башни-опоры, выставленные по шестиугольной сетке с шагом 130 м (предполагается возможность увеличения шага опор до 200 м исходя из пешей доступности).Опоры выполняют несущую и коммуникативную роль, в них располагается эвакуационная лестница и шесть лифтов, доставляющих людей на главный уровень модуля. В опоре также располагается шахта инженерных коммуникаций (рис. 2,3).

Рис. 2. Концептуальный проект города «SkyPolis». Разрез модуля.

Рис. 3. Концептуальный проект города «SkyPolis». План первого этажа опоры и модуля.

Модули – 14-этажные структуры, выполненные по типу многоэтажной фермы (рис. 4, 5). Все внутренние конструкции (перекрытия, стены и остекление) модулей – свободно монтируемые с использованием сборных типовых изделий и узлов. Средний уровень модуля – транспортный. Модуль имеет сквозной озелененный атриум с круглогодичным отоплением. В вершинах опор располагаются общественные пространства.

Количество жителей градостроительного комплекса – 4500 человек, плотность населения – 430 чел/га (что соответствует максимальной плотности населения по местным нормам НГПСО).

Рис. 4. Концептуальный проект уровневого города «SkyPolis». Вид с земли

Рис. 5. Концептуальный проект уровневого города «SkyPolis». Вид с высоты птичьего полета.

Расположение городской структуры над землей позволяет эффективнее решать проблемы нехватки жилья за счет высокой плотности застройки и неограниченной возможности развития структуры, сохранения природного ландшафта, исторической застройки.

Технологии, позволяющие возводить подобные структуры, доступны уже сегодня, поэтому создание уровневых городов остается вопросом времени.

Список литературы

  1. «XX век: в поисках вечного города»//«Вокруг света», 05/1972.

  2. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. «Градостроительство XX века в странах капиталистического мира. Том второй» - М.: Стройиздат, 1979 - с.415

  3. Города будущего / Мишель Рагон ; Перевод с французского В. Г. Калиша и Ж. С. Розенбаума ; Под редакцией канд. арх. Д. Б. Хазанова ; Предисловие канд. арх. И. М. Смоляра. — М.: «Мир», 1969. — 296 с.

  4. Хан-Магомедов С. Проблемы крупносборного и мобильного жилища //Архитектура советского авангарда. Книга вторая. Социальные проблемы.М., 2001. С. 426-429.

Просмотров работы: 232