Человек – существо социальное, но, рождаясь в социуме, он должен пройти длительный процесс включения в него, чтобы стать полноценным и полноправным членом общества. Для этого обществом созданы воспитательные институты для подрастающего поколения – детские сады, школы, высшие учебные заведения, армия. Сущность социализации молодежи состоит в интеграции в общество путем усвоения общепринятых норм и правил, а также установления собственных межличностных связей и отношений посредством активной деятельности. Главная задача человека в этом процессе – стать частью социума, оставаясь при этом целостной личностью.
С начала 90-х годов ХХ века ситуация социализации молодых людей существенно изменилась. Эти перемены были вызваны переориентацией развития общества, экономическими кризисами, развенчанием старых ценностей и невозможностью формирования адекватных новых. Особенности социализации молодежи в переходный период, который и по сей день переживает наше общество, заключаются в отсутствии единой линии.
Направления социализации нового поколения отличаются от тех, которые были актуальны в нашей стране долгие десятилетия, а также между собой – это отражается в различиях уровня и образа жизни, образования, доступа к информации. Именно в этой неоднозначности заключаются и основные проблемы социализации молодежи.
Особое внимание социологов на современном этапе привлекает политическая социализация молодежи. В условиях безразличия гражданской позиции подавляющего большинства населения очень важно формировать в молодых людях политическую грамотность и способность к собственной субъективной оценке происходящего.
Этапы социализации молодежи:
1. Адаптация – длится с рождения до подросткового возраста, когда человек усваивает общественные законы, нормы и ценности.
2. Индивидуализация – приходится на подростковый период. Это выбор человеком норм поведения и ценностей, приемлемых именно для него. На этом этапе выбор характеризуется изменчивостью и неустойчивостью, поэтому его называют «переходной социализацией».
3. Интеграция – характеризуется желанием найти свое место в обществе, происходит успешно, если человек соответствует требованиям социума.
4. Трудовая социализация молодежи – охватывает весь период молодости и зрелости, когда человек является трудоспособным и может своим трудом приносить пользу обществу.
5. Послетрудовая стадия – заключается в обобщении накопленного трудового и общественного опыта и передаче его последующим поколениям.
Факторы, влияющие на социализацию молодежи:
- мегафакторы – экология планеты, влияние космоса – те факторы, которые в той или иной степени влияют на всех жителей Земли;
- макрофакторы – совокупность факторов, влияющих на социализацию людей, проживающих в конкретной стране;
- мезофакторы – промежуточные факторы, влияние которых определяется принадлежностью людей к субкультурам, регионам проживания.
Одним из важнейших мезофакторов является влияние СМИ и интернета на социализацию молодежи. Именно интернет в целом и социальные сети в частности являются основными источниками информации для современных молодых людей. Через них на молодежь легко воздействовать и управлять. Конечно, мы уже не представляем нашу жизнь без Интернета. Но для решения проблемы социализации, нужно огораживать молодежь от сомнительной информации и оберегать от общественных угроз.
Некоторые молодые люди пассивны в своих действиях. Необходимо развивать у них чувство нового, инициативу, творчество. Это поможет им достигнуть успеха в обществе.
Список использованной литературы
1. Емчура Е. Современная молодежь и каналы ее социализации // Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. №3 – 135 с.
2. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. – М.: Социум, 1999. – 56 с.
3. Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3. – 140 с.