ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ДИСЦИПЛИН В ЭИОС БГАУ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ДИСЦИПЛИН В ЭИОС БГАУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье рассмотрена работа центра информатизации БашГАУ, в частности информационно-образовательной среды обучения студентов. Проведена технологическая экспертиза электронного курса преподаваемых дисциплин, планируемых к реализации в данной дистанционной образовательной среде.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в Университете функционирует электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) – совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся и создаваемая в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (рисунок 1).

Рисунок 1 Электронная информационно-образовательная среда БашГАУ

Электронная информационная образовательная среда университета обеспечивает:

  • доступ к информации об условиях реализации образовательных программ, в т.ч. об образовательных стандартах с описанием разработанных на их основе образовательных программ, учебных планов, расписания занятий;

  • доступ к учебно-методическим комплексам дисциплин, практик, к информационно-образовательным ресурсам Электронной библиотеки университета, ЭБС российских издательств и мировым информационным ресурсам;

  • проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением;

  • электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

  • фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения образовательной программы;

  • фиксацию результатов освоения образовательной программы;

  • формирование электронного портфолио обучающихся;

  • взаимодействие между участниками образовательного процесса посредством сети Интернет;

  • удаленный доступ к лицензионному программному обеспечению (локальный доступ).

Целями создания ЭИОС является повышение качества и эффективности обучения, развитие конкурентных преимуществ университета, продвижение на рынке образовательных и информационно-консалтинговых услуг научного и профессионального потенциала сотрудников, создание конкурентоспособных инновационных программ дополнительного образования.

С течением времени произошло разделение ЭИОС, как системы поддержки учебного процесса, на три основных блока:

  1. Собственно портал информационно-образовательной среды (включая систему виртуальных представительств кафедр), который предназначен для поддержки программ классического образования.

  2. Виртуальный кампус магистерских программ, который обеспечивает взаимодействие обучающихся и преподавателей на магистерских программах обучения (далее – Виртуальный кампус).

  3. Портал бизнес-образования, который предназначен для ведения дополнительных учебных курсов, таких как курсы повышения квалификации, переподготовки и т.д. (далее – БО).

Согласно ГОСТ Р 53620-2009 электронная информационно-образовательная среда – система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации процесса обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Выполнение требований ФГОС в нашем университете технологически обеспечивается информационными системами и сервисами, входящими в ее состав, такими как (рисунок 2):

  • официальный сайт университета, который обеспечивает доступ к информации об условиях реализации образовательных программ;

  • Электронная библиотека является агрегатором, обеспечивающим доступ к внутривузовским информационно-образовательным ресурсам Электронной библиотеки университета; ЭБС российских издательств и мировым информационным ресурсам;

  • система управления обучением как среда взаимодействия преподавателя с обучающимися по изучению дисциплины, результаты освоения которой формируют их персональные портфолио;

  • корпоративный почтовый сервис (https://mail.bsau.ru), как один из коммуникационных каналов с обучающимися, осуществляющий рассылку уведомлений об их учебной активности в системе управления обучением;

  • система вебинаров (https://bbb.bsau.ru);

  • 1С:Университет как система управления в части планирования и мониторинга реализации учебного процесса в ЭИОС.

Сервис корпоративной почты и система вебинаров встроены в систему управления обучениям, предоставляя участникам образовательных отношений инструменты оффлайн и онлайн взаимодействия.

Рисунок 2. Базовые информационные системы ЭИОС,обеспечивающие выполнение требований ФГОС

Автоматизацию управление доступом реализуется за счет тесной интеграции информационных систем, входящих в состав ЭИОС (1С:Университет и Moodle).

Любое изменение в планирование учебного процесса или контингенте обучающихся приведен к изменению соответствующего доступа.

Рисунок 3 Автоматизированное управление доступом к ЭИОС

Эффективность ЭИОС определяется тем, что позволяет профессорско-преподавательскому составу использовать в своей повседневной работе свой предыдущий опыт и опыт других преподавателей, постоянно повышать свою квалификацию, осуществлять обмен знаниями с коллегами. Для руководителей университета ЭИОС дает представление об уровне учебно-методических материалов преподавателей, их потенциале, позволяет формировать новые образовательные проекты, привлекая наиболее компетентных преподавателей. Для студентов и слушателей дает большие возможности для самоподготовки, оперативного получения консультаций от преподавателя и обмена информацией с однокурсниками.

Обязательной составляющей учебного процесса является постоянный мониторинг процесса обучения на основе тестирования. Всего в ЭИОС представлено более 130 банков тестовых заданий, которые используются в текущем и итоговом контроле (в положении об итоговой и текущей аттестации зафиксирована возможность проведения экзамена в виде теста). Хотелось бы отметить, что на основе ЭИОС проходят российские, региональные и внутривузовские олимпиады студентов.

При проектировании и дальнейшем развитии ЭИОС необходимо:

  1. Руководствоваться требованиями Министерства образования.

  2. Разрабатывать и совершенствовать нормативную базу и порядок финансирования современной информационно-образовательной деятельности.

  3. Совершенствовать материально-техническую базу, организационную инфраструктуру, средства технологической поддержки и телекоммуникаций.

  4. Разрабатывать информационные ресурсы, электронные библиотеки, обучающие компьютерные программы.

  5. Развивать электронное и дистанционное обучение.

  6. Повышать уровень подготовки кадров, оказывающих информационно-образовательные услуги.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Стандарт организации СТО 0493582-004-2010. Самостоятельная работа студентов. – Уфа: БГАУ.– 36 с.

  2. Официальный сайт БашГАУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ios.sseu.ru (дата обращения – 11.03.2017).

  3. Портал ЭИОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bsau.ru/start/ (дата обращения – 11.03.2017)

  4. Основы проектирования информационно-образовательной среды вуза. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fessl.ru/docs-downloads/04_16/CF/BELOZER_1.pdf (дата обращения – 11.03.2017).

Просмотров работы: 366