ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ СВЕРСТНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ СВЕРСТНИКОВ

Бикбашева Р.А. 1
1БУ ВО ХМАО-Югры "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Маленький человек приходит в этот мир, чтобы познать окружающую действительность, довериться ему и открыться. Дети с нарушениями зрения испытывают трудности, когда осознают свою не похожесть на других детей. Уже в дошкольном возрасте, родители задумываются о будущем своего ребенка, о его дальнейшем обучении и развитии. Многие выбирают путь интегрированного или инклюзивного образования. В связи с этим, возникают педагогические и коррекционные задачи, решение которых будет способствовать облегчению процесса интеграции и адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников.

Несомненно, есть много способов помогающие адаптироваться в окружающем мире. А.С. Скребицкий считал, что слепые могут и должны передвигаться самостоятельно и приучать детей к этому нужно с детства [4, с. 699]. Обычно ребенка с глубокими нарушениями зрения сопровождает поводырь, и это приводит к тому, что ребенок становится более зависимым и менее самостоятельным. Наша задача состоит не в том, чтобы отказаться от всех видов поддержки, а в том, чтобы помочь ребенку адаптироваться в обществе, быть более гибким и уверенным в своих силах. Задача педагога быть внимательным и знать меру в том, когда необходимо сопровождение, а когда нет.

Существуют технические средства, помогающие ребенку в ориентировке. Основным и незаменимым средством является белая трость. Технические средства для дошкольников с нарушениями зрения должны быть выполнены таким образом, чтобы не представлять угрозы безопасности ребенка, способствовать его развитию и коррекции зрительного дефекта. Помимо технических средств необходима интенсивная, комплексная работа всех специалистов, помогающих детям осваивать окружающий мир. Важная роль в коррекции недостатков ориентировки в пространстве принадлежит педагогам образовательных организаций, в которых осуществляется образование детей с нарушениями зрения, ответственность и квалифицированность которых, поможет ребенку лучше адаптироваться к миру.

Все в жизни ребенка должно происходить естественно, ведь только в спокойном состоянии дети раскрываются и идут на контакт. Как у здоровых детей, так и слабовидящих, незрячих, дошкольный возраст является периодом познания мира посредством игры. Эффективность развития пространственных представлений и практического ориентирования в дошкольный период развития достигается тем, что ориентировочная деятельность ребенка стимулируется его желанием принять участие в игре.

Игровой деятельности, по мнению Д.М. Малаева, в системе образования дошкольников отводится большое место. Эффективность обучения, в первую очередь достигается тем, что деятельность ребенка стимулируется его желанием принять участие в игре, то есть наличием потребности и мотива. Сильнейшим средством всестороннего развития и обучения слепых и слабовидящих детей, являются различные виды игры. Опираясь на утверждение Л.С. Выготского о единстве закономерностей нормального и аномального развития, мы можем утверждать, что у ребенка с нарушениями зрения, как и у детей дошкольного возраста в норме, в данный возрастной период ведущей деятельностью является игра. Слепой ребенок имеет потребность играть и совершенно так же, как нормально видящий, способен играть в любые игры, доступные зрячим, однако в связи с наличием у незрячего вторичных отклонений в виде трудностей дистантного восприятия пространства и объектов, наполняющих его, а также в практической ориентировке в пространстве, в котором осуществляется игровая деятельность, поэтому необходимой становится специальная пропедевтическая работа коррекционной направленности по обучению слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста игре [5, с. 26.]. Педагог должен организовать работу с детьми таким образом, чтобы их игровые действия были тесно связаны с формируемыми навыками практической ориентировки в пространстве. Чем лучше ребенок усвоит необходимые навыки ориентировки, тем шире будут его возможности в игре. Задачей педагогов является целенаправленное обучение ребенка с нарушением зрения игровым действиям, самостоятельной практической ориентировке в игровом пространстве, а также совместному игровому взаимодействию с детьми, которые не имеют нарушений со зрением.

Так как важным условием интеграции детей с нарушениями зрения в коллектив является принятие их другими детьми, сверстниками, а это возможно лишь в том случае, когда ребенок с нарушением зрения будет иметь навыки, способствующие успешному взаимодействию в игре, поэтому необходимо организовать благоприятную среду игрового взаимодействия незрячих и зрячих, научить поддерживать их игровые контакты. Неудачи в игровом взаимодействии могут возникать в результате различных причин, ведущее место в которых занимает отсутствие или недоразвитие ориентировки незрячего или слабовидящего в пространстве, объектах окружающего мира, игровых предметах, партнеров по игре, что приводит в свою очередь к раздражению у нормально видящих детей, конфликтам, отсутствию понимания друг друга и могут погасить тот эмоциональный всплеск, который переживает ребенок во время игры. Недостаточное, неконструктивное взаимодействие слепого или слабовидящего ребенка со зрячими в процессе игровой деятельности способно нанести психологическую травму ребенку, и способствовать «уходу в себя», появлению агрессии и других деструктивных форм поведения, избегания игрового взаимодействия, потери интереса к игровой деятельности, и, как следствие, к появлению вторичных и третичных отклонений и задержке развития. Ему нужна поддержка, помощь, похвала даже за самые маленькие успехи [5, с. 4].

Процесс интеграции ребенка с нарушениями зрения в коллектив нормативных детей не простой, существует много препятствий на пути к успешной адаптации ребенка с нарушениями зрения, однако правильно и своевременно выстроенная коррекционная работа с ребенком в сочетании с внимательным и чутким руководством его деятельностью, учет эмоционального состоянию ребенка, уровня скомпенсированности и своевременность дозированного включения его в игровое взаимодействие с нормально видящими сверстниками, обеспечение ситуации успеха в таких контактах, несомненно положительно отразятся на всех участниках совместных игр и образования. Действуя так, для ребенка становится возможным пройти этот непростой путь интеграции и адаптации в детском коллективе, а педагогам добиться желаемых результатов дошкольного образования.

Список литературы

  1. Венедиктова, М. В., Галкина, Л. Н. Методическое пособие по обучению и воспитанию детей с нарушением зрения дошкольного возраста. – Нижний Новгород : Перспектива, 2004.

  2. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения: методическое пособие. – М . : Издательство «Экзамен», 2006.

  3. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения методические рекомендации / Л. А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А. Дружинина. – Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.

  4. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – М. : ГороД, 1998.

Просмотров работы: 404