ВЛИЯНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Власова Т.А. 1, Давыдова А.А. 1
1БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время значительным, а иногда и приоритетным, определяющим фактором развития личности ребенка (подростка или юноши) становятся стихийные влияния в микросреде. Подростки и старшеклассники могут уйти в неформальные объединения молодежи, которые исповедуют ценности молодежной субкультуры, возникшей как оппозиция по отношению к классической культуре, носителями которой, в основном, являются школа, семья, средства массовых коммуникаций, а также учреждения культуры, где воспитание осуществляется как целенаправленный процесс [3].

Механизм психологического характера, связанный с уходом детей и подростков в неформальные объединения, очень хорошо изучен. В его основе лежит потребность в общении со сверстниками. Человек в подростковом возрасте подразумевает себя как личность, задумывается над своим "Я": "Каков я? Отношусь ли я к таким, как все? Или я не такой как все? И как следствие, у подростка возникает потребность в том, чтобы можно было найти себя в социуме или подражать уже сформировавшемуся идеалу, реализовывая бурно проявляющееся чувство "взрослости"[4].

Желание подростка быть в неформальной группе может быть объяснено потребностью:

- в информации, связанной с проблемами, ответ на которые нельзя получить ни в школе, ни в семье;

- в общении и эмоциональном контакте (в большинстве своем это дети, у которых нет такого контакта общения ни в школе, ни дома. Причем, это дети не только из неблагополучных семей, но и из внешне благополучных, где есть все материальные условия для жизни и развития, но нет душевного тепла и уюта);

- в рамках реализации индивидуальных притязаний, к примеру, на лидерство или конформное подчинение, на занятие и самореализацию в определенных видах деятельности;

- в устранении чувства тревожности, в котором подросток пребывает и которое может быть усугублено по мере взросления. Тревога выступает как "ощущение неконкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности". У тревоги нет определенного источника, как, например, у страха. Тревога охватывает подростка "со всех сторон". Такое же состояние подросток может испытывать и дома;

- в принятии подростка таким, какой он есть, а также возможностью "быть как все": в одежде, в манерах поведения, в сленге, в своеобразных ценностях субкультуры (или псевдокультуры), в определенной музыке, живописи, книгах, видеофильмах и т.д.

Неформальная группа проявляется как важный фактор социализации, который признается официальной педагогикой и общественностью примерно с 1960-х - 1970-х гг. Результаты проведенного массового опроса молодежи позволяют констатировать, что около 90% девушек и юношей проходят через стихийные сообщества сверстников. Данный фактор социализации может проявляться в свободе выбора своей группы, а также в ощущении принадлежности к ней, групповой идентификации ("мы" в отличие от "они"), в чувстве защищенности (даже в одиночестве подросток сохраняет психологическую общность с группой) [1].

Большинство подростковых и юношеских групп могут быть охарактеризованы стабильностью состава, сплоченностью, наличием собственной символики и атрибутики. Сама же эта сплоченность относится к достижению территориальной и корпоративной автономности и среди сверстников, и среди взрослых. Чаще всего главная роль в данной группе закреплена за лидером, а остальные соблюдают жесткую субординацию.

Говоря о неформальных молодежных объединениях, постоянно произносятся слова "молодежь" и "подросток"... Почему? С нашей точки зрения все дело в возрасте, так как с самыми большими переживаниями, взлетами и падениями связан подростковый возраст. Он многим отличается от других возрастных периодов и является самым кризисным. Его возрастные границы все специалисты очерчивают по-разному. Специфическая особенность этого периода состоит в том, что, с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, имеющий во многом уже взрослые желания, мысли и собственные взгляды, направленность на новые действия. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что подросток вынужден приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать "гормональную бурю". Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и отношение подростка к себе, как взрослому, ощущение себя практически взрослым человеком. Это главное новообразование подросткового возраста, позволяющее подростку претендовать на равноправие в отношениях со взрослыми. Отсюда частые конфликты, отстаивание своей позиции. Это может проявляться и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства взрослых, в том числе, и родителей. Кроме того, у подростка проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Конечно, человеку в этом возрасте еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего во внешнем облике, в манерах поведения. Подросток старается быть самостоятельным и активно демонстрирует эту самостоятельность, что выражается в попытке уйти из-под опеки взрослых, от их контроля за учебной деятельностью, формами и способами проведения досуга. В этот период увлечения подростка имеют для него очень глубокий смысл. К тому же, в этом возрасте все нестабильно. Взгляды подростка на те или иные вещи могут меняться. Ведущим видом деятельности является общение со сверстниками, так как подростку необходимо обмениваться опытом и информацией об актуальных для него вопросах именно со сверстниками, потому как родители и школа отходят на второй план и теряют авторитет. В сфере подростков существует определенный "кодекс", который предписывает свою манеру поведения в отношениях со сверстниками. И он не всегда совпадает с нормами, которые навязывают родители и педагоги, а иногда и противоречат им. Для подростка важно иметь группу, ценности и взгляды которой схожи с его собственными, чьи нормы поведения и оценки близки подростку. Так подросток попадает под влияние различных неформальных объединений и молодежных субкультур.

Для того, чтобы можно было сохранить утраченные воспитательные связи, нужны немалые усилия со стороны педагогов. Считается, что сами педагоги современной школы должны разбираться хотя бы в сути молодежной субкультуры, а также в сущности неформальных объединений и на этой основе должны:

- принять подростка, который принадлежит к какой-либо группе, таким, какой он есть;

- по возможности, заинтересовать подростка и вовлечь его в разнообразную положительную деятельность ученического коллектива, используя его устремления и навыки, полученные в неформальной группе;

- общаться с подростком в логике "диалога культур", работая постепенно над формированием либо позитивного, либо негативного отношения к тем ценностям, которых он придерживается;

- активно поддерживать социально-значимые инициативы, приобщая к ним обучающихся класса, школы [2].

Таким образом, педагоги выстраивая педагогически целесообразное взаимодействие с подростком должны в качестве приоритетной рассматривать задачу, связанную с превращением стихийных воздействий среды в среду воспитывающую, которая способствовала бы личностному развитию, а также воспитанию подрастающего человека.

Список литературы

1. Власова, О.В. Молодежная субкультура как социологическая проблема: понятие, типологии, функции [Текст] / О.В. Власова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2. - С. 90-97.

2. Власова, Т.А. Особенности взаимодействия современной школы и представителей молодежных субкультур в условиях формального (школьного) образования [Текст] / Т.А. Власова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: Научный журнал. - Челябинск, 2014. – № 9.1. – С. 27-38.

3. Методика воспитательной работы /А.М. Руденко [и др.]; под ред. А.М. Руденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 283, [1] с. - (Высшее образование).

4. Молодежные субкультуры в современном мегаполисе. Методическое пособие /сост. Зарубина Е.В., Иванова А.А. - М.: УЦ "Перспектива", 2012. - 72 с.

Просмотров работы: 1112