К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Распутина Ю.А. 1, Коротовских Т.В. 1
1СурГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Термин «ориентация», «ориентировка» в переводе с латинского (orientis - восток) означает определение своего местонахождения по отношению к странам света (первоначально к востоку). Ориентироваться – значит опознать страны света, местность, определить свое местонахождение.

Ориентация в пространстве как психологический феномен в его разнообразных формах имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека. Эта ее универсальность связана с тем, что она является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности.

Термин «пространственная ориентировка», «пространственная ориентация», «ориентировка в пространстве различными авторами он понимается и определяется по-разному. Ф.Н. Шемякин указывает, что под ориентацией в пространстве подразумевается уяснение и определение человеком своего положения по отношению к некоторым избранным им материальным телам. Положение тел по отношению друг к другу представляет собой их размещенность в пространстве [2].

А.Г. Литвак считает, что ориентация представляет собой процесс определения человеком своего местоположения в пространстве при помощи какой-либо системы отсчета. Для определения своего местоположения в пространстве необходимо локализовать себя в определенной его точке, например в определенном пункте местности, а также локализовать окружающие предметы [3].

Г.Л. Комендантов указывает, что под пространственной ориентировкой понимают способность человека и животных оценивать свое положение относительно земли, других небесных тел, различных предметов, находящихся на поверхности земли и т.д. [1].

С точки зрения Е.Б. Островской под ориентацией понимается определение человеком своего места относительно предметов, находящихся в данном пространстве при помощи какой либо системы отсчета. Ориентируясь в пространстве, люди обычно принимают за точку отсчета свое тело и для локализации окружающих предметов по отношению к нему в соответствии с тремя измерениями определяют шесть направлений: спереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу [6].

Анализ приведенных определений показывает, что суть ориентации в пространстве человека заключается в реализации ряда взаимосвязанных факторов. Наиболее важными из них являются: определение формы и величины предметов; определение своего местонахождения по отношению к другим предметам или сторонам горизонта; определение положения и перемещения предметов по отношению друг к другу; использование каких-либо ориентиров и систем отсчета; получение информации об окружающей действительности с помощью различных органов чувств.

В ориентации большое значение имеет использование человеком какой-либо системы отсчета для определения своего места в пространстве. Обычно выделяют несколько систем отсчета. Основными являются три из них. Для удобства анализа разделим их условно на первую, вторую и третью системы отсчета.

Первая система отсчета – это ориентация по «схеме тела», т.е. относительно своего тела как в физическом, так и в геометрическом, что обусловлено использование не только жестко фиксируемого положения, но и произвольно изменяемого в пространстве (в видимом или воображаемом). Эта система отсчета является наиболее естественной, закрепленной всем опытом человека.

Вторая система отсчета предполагает ориентацию относительно предметов (объектов), других людей, при изменении позиций наблюдения, т.е. за точку отсчета принимается не сам человек, а любой другой объект.

Третья система отсчета предполагает использование теоретического заданной, произвольно выбранной точки отсчета (по В.А. Кручинину).

«Схема тела» лежит в основе практической ориентации. По отношению к стоящему человеку распределяется в пространстве все окружающие его объекты. Подобная ориентация человека в реальном пространстве сложилась исторически, как обеспечивающая человеку возможность целесообразно приспосабливаться к условиям жизнедеятельности (В.А. Кручинин).

Все предметы в пространстве человек воспринимает с учетом вертикального положения собственного тела. Эта естественная позиция человека служит основой для создания разнообразных и адекватных пространственных образов, а также для ориентировки не только в реальном, но и в воображаемом пространстве.

Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местонахождения относительно какой-либо точки отсчета.

Сложившаяся на основе условно-рефлекторной деятельности мозга единая система отсчета отражает трехмерность пространства и представляет собой систему направлений от какой-либо точки отсчета (верх – низ, право – лево и т.п.). Различение направлений формируется на основе выработки двигательных дифференцировок, связанных с показаниями органов чувств. Система отсчета образуется в результате чувственного и практического различения пространственных отношений. Процесс пространственного различения осуществляется благодаря совокупной условно-рефлекторной деятельности всех анализаторов [2].

В процессе ориентации осуществляются следующие процессы: восприятие пространства; сличение воспринимаемого с имеющимися представлениями; определение взаиморасположения человека и окружающих его объектов.

Восприятие пространства предполагает отражение в сознании формы, величины, объема объектов (предметов), расстояния между ними, их взаимного расположения и удаленности.

Проблема восприятия пространства – одна из самых сложных научных проблем. В связи с этим особый интерес представляют следующие положения, вытекающие из работ Б.Г. Ананьева и его сотрудников:

-накопление чувственных знаний о предметах окружающего мира являются первой предпосылкой для образования и развития восприятия пространства;

-восприятие пространства возникает и развивается в результате не созерцательного, а действенного отношения человека к окружающему миру, начиная с овладения ребенком предметными действиями;

-восприятие пространства имеет условно-рефлекторную природу;

-ориентация в пространстве и структура восприятия пространства выражают общие свойства развития и особенности конкретной ступени фило- и онтогенеза;

-функциональная ассиметрия и симметрия органов чувств и человеческого тела составляют одно из обязательных условий восприятия пространства;

- в восприятии пространства участвуют все анализаторы.

Основой психофизиологического механизма восприятия пространства является системная деятельность многих анализаторов с их пространственно-различительной функцией. Огромное значение в ориентации имеют пространственные представления. Они находятся в прямой зависимости от восприятия пространственных свойств объектов (предметов). Однако пространственные представления являются более сложными образованиями, в формировании которых принимают участие разнообразные факторы: проприоцептивные статические и двигательные ощущения; различные виды зрительных, осязательных, слуховых восприятий; мышление, память, чувство, воля, воображение, опыт и знание [1]. Пространственные представления являются основой ориентации в пространстве. Восприятие пространства предполагает отражение в сознании формы, величины, объема объектов (предметов), расстояния между ними, их взаимного расположения и удаленности.

Восприятие пространства у ребенка можно наблюдать в возрасте 4-5 недель, когда он начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1-1,5м. Перемещение взгляда за движущимися предметами наблюдается у детей 2-4 месяцев. На начальном этапе движения глаз являются точкообразными, затем наступает вторая фаза скользящих непрерывных движений за движущимися в пространстве предметами, что наблюдается у разных детей в возрасте от 3 до 5 месяцев.

По мере развития механизма фиксации взгляда формируются дифференцированные движения головы, корпуса тела, изменяется само положения ребенка в пространстве. Д.Б. Эльконин считает, что в этом возрасте движения предметов вызывают у ребенка движения глаз. Вначале пространство воспринимается ребенком как нерасчлененная непрерывность. Движение выделяет предмет из окружающего пространства. Сначала ребенок воспринимает предмет, движущийся в горизонтальном направлении, затем в результате длительных упражнений он приучается следить за движением предмета в вертикальном направлении и по кругу. Постепенно движение объекта и самого ребенка начинает совместно развивать сенсорные механизмы, лежащие в основе восприятия пространства. В процессе накопления сенсомоторного опыта возрастает способность различения объектов в пространстве, дифференцировки расстояний. На первом году жизни ребенок начинает осваивать глубину пространства.

Длительное сохранение вертикального положения тела при самостоятельном передвижении (ходьбе) значительно расширяет практическое освоение пространства. С ходьбой возникают новые ощущения преодоления пространства – ощущение равновесия, ускорение или замедление движения, которые сочетаются со зрительными ощущениями [5].

Накопление практического опыта освоения пространства позволяет постепенно овладеть и словом, обобщающим этот опыт. Однако ведущая роль в познании пространственных отношений в раннем и младшем дошкольном возрасте играет еще непосредственный жизненный опыт. Он накапливается у ребенка в разнообразных видах деятельности.

Ориентация в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево. Освоение каждой следующей системы отсчеты базируется на прочном знании предшествующей.

Дошкольный возраст является периодом освоения словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.

Из трех парных групп основных направлений, соответствующих основным осям человеческого тела (фронтальной, вертикальной и саггитальной), раньше всех выделяется верхнее, что обусловлено, преимущественно вертикальным положением тела ребенка.

Вычленение нижнего направления, как противоположной стороны вертикальной оси, так и диффиринцировка парных групп направлений, характерных на горизонтальной плоскости (вперед-назад, направо-налево), происходит позднее. Точность ориентации на горизонтальной плоскости в соответствии с характерными для нее группами направлений является более сложной задачей для дошкольника, чем дифференцировка различных плоскостей (вертикальной и горизонтальной) трехмерного пространства.

А.А. Столяр выделяет этапы овладения умением применять или использовать освоенную ребенком систему отсчета при ориентации в окружающем пространстве:

-первый этап начинается с «практического примеривания», выражающегося в реальном соотнесении окружающих объектов с исходной точкой отсчета;

-на втором этапе появляется зрительная оценка расположения объектов, находящихся на некотором расстоянии от исходно точки; исключительно велика при этом роль двигательного анализатора, участие которого в пространственном различении постепенно изменяется [3].

С приобретением опыта пространственная ориентация у детей происходит интеллектуализация внешне выраженных двигательных реакций. Процесс постепенного их свертывания и переход в план умственных действий есть проявление общей тенденции развития умственного действия из материализованного, практического.

С развитием пространственной ориентации изменяется, совершенствуется и характер отражения воспринимаемого пространства. Вначале объектами, расположенными впереди, сзади, справа или слева от себя, ребенок считает те, что непосредственно примыкают к соответствующим сторонам его тела или максимально приближены к ним. Следовательно, площадь, на которой ориентируется ребенок, вначале ограничена. Ориентация осуществляется в контактной близости, т.е. в буквальном смысле слова от себя и на себя.

В 3 года у детей появляется возможность зрительной оценки расположения объектов относительно исходной точки отсчета. В 5 лет площадь выделяемых ребенком участков: переднего, заднего, правого, левого – постепенно увеличивается. Возрастает степень их удаленности по той или иной линии (фронтальной или саггитальной). Удаленные объекты определяются ребенком как расположенные впереди или сзади, справа или слева от него.

Постепенно местность начинает осознаваться ребенком как целое в ее непрерывном единстве. Значительное место в процессе развития пространственной ориентации занимает развитие восприятия детьми пространственных отношений между предметами. Развитие восприятия и отражения пространственных отношений между предметами у детей происходит несколько этапов:

На первом этапе пространственные отношения не выделены ребенком. Окружающие предметы он воспринимает как отдельные, не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними. Многие дети 3-5 лет определяют различные пространственные группы предметов как адекватные на основе признака обобщенности входящих в них предметов.

Второй этап характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений. Однако точность оценки этих отношений относительна. Например, дальность расположения объекта от принятой точки отсчета затрудняет ребенка, пространственные отношения сравнительно близко расположенных друг к другу предметов воспринимаются как «непрерывность».

Третий этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространственного расположения предметов. На смену определения пространственных отношений приемом контактной близости происходит дистантная, зрительная оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке [7].

В конце дошкольного возраста у детей сформирована определенная система пространственной ориентации как база для дальнейшего ее развития и совершенствования в процессе всего школьного обучения.

С целью более полной характеристики осо­бенностей ориентировки в пространстве детей 7 - 8 лет обратим­ся к исследованиям, проведенным на контингенте нормально ви­дящих детей.

Особенно положительно влияет на развитие пространственной ориентировки возрастающая роль слова. В связи, с чем А.А. Люблинская знания ребенка о пространстве делит на три группы: определение удаленности предмета и его местонахождения; ориентация в направлениях пространства; отражение пространственных отношений между предметами.

В целом можно отметить, что пространственная ориентация детей раннего и дошкольного возраста, как в норме, так и в патологии развивается на основе общих закономерностей и выражает общие свойства развития человека в онтогенезе, но ориентирование детей с нарушением зрения имеет свои особенности, обусловленные стадиями компенсации. Наличие ошибок в пространственной ориентации у детей свидетельствуют о слабом развитии пространственно-различительных функций сенсорных систем. А также о недоста­точно прочных связях между первой и второй сигнальными сис­темами. Для эффективного обучения пространственной ориентировке важ­но знать характер противоречий между требованиями к детям и их реальным возможностям на каждом этапе обучения.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 2011. – 304 с.

2. Баряева Л.Б. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде [Текст] / Л.Б. Баряева. – СПб.: КАРО, 2011. – 207 с.

3. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Сфера. – 356 с.

4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.

5. Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста [Текст] / А.А. Люблинская. – М.: Эксмо, 2012. – 168 с.

6. Моргачева И.Н. Ребёнок в пространстве [Текст] / И.Н. Моргачева – СПб.: Детство-Пресс., 2009 г. – 103 с.

7. Семаго H.Я. Технология оценки сформированности базовых составляющих психического развития [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: Изд-во АПРКиПРО РФ, 2010. – 148 с.

 

12

 

Просмотров работы: 719