РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ШАХМАТАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ШАХМАТАМИ

Афанасьева К.П. 1, Некрасова О.А. 1
1БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенному анализу психолого-педагогической литературы проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как она является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Познавательная деятельность определяется как триада интеллекта, мышления, эмоционально-волевой сферы личности, т.е. единство всех компонентов психической деятельности, протекающих в социально детерминированной среде. Только при создании адекватных социальных условий, использования методов, средств возможно полноценное развитие личности, что неоднократно подчеркивалось как отечественными (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец, П.Ф. Лесгафт и др.), так и зарубежными авторами (Э. Эриксон, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) [1].

Особенности познавательной деятельности школьников с задержкой психического развития рассматривались в исследованиях Т.П. Артемьевой, Л.Н. Блиновой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер и других специалистов [5, с.46].

Так, опираясь на утверждение Г.В. Фадиной, можно сказать, что главным признаком задержки психического развития у школьников является незрелость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в неумении сосредоточиться на выполнении учебных заданий [5, с.46].

По мнению Л.Н. Блиновой, ограничения познавательных возможностей не позволяет учащимся с задержкой психического развития успешно справляться с поставленными перед ними задачами и требованиями, что оказывает влияние на их учебную мотивацию. Учебная мотивация школьников с задержкой психического развития резко снижена, у них с трудом формируются учебные интересы, слабо развита произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу). Такие особенности не позволяют школьникам на достаточном уровне осуществлять учебную деятельность: они быстро устают, истощаются. В связи со сниженными интеллектуальными процессами (умением сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать) учащиеся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадают в ряды неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего, школьники плохо овладевают навыками чтения и письма [5, с.46].

Педагог, учитывая недостаточное развитие познавательной сферы школьников с задержкой психического развития, должен решать основную задачу – формирование учебных мотивов, которые в свою очередь окажут положительное влияние на формирование познавательной деятельности [5, с.48].

Наиболее доступным и адаптированным к детям данной категории средством формирования учебных мотивов и развития познавательной деятельности можно считать игру.

Учеными доказано, что игра ребенка является социальной по своему происхождению и развивается под влиянием окружающих взрослых как форма усвоения общественного опыта. Игра имеет важное значение для развития познавательной деятельности и личности ребенка. Одной из таких игр является игра в шахматы [4, с. 59].

В Федеральном государственном стандарте образования рекомендуется вводить занятия шахматами и шашками в учебную программу и в систему дополнительного образования, что позволит более эффективно сформировать познавательную деятельность детей с ОВЗ.

Шахматы являются эффективным средством формирования познавательной деятельности у детей с ЗПР по нескольким причинам [2, с.15]:

Во-первых, шахматы, по форме являясь игрой, по содержанию представляют собой модель интеллектуальной деятельности, поскольку ни один школьный предмет не имеет столь органичного единства высоких умственных нагрузок с высокой эмоциональной насыщенностью и заинтересованностью в конечном результате деятельности.

Во-вторых, шахматы - не только логическая игра, в которой надо оценивать позицию и считать варианты, но и своеобразное интуитивное мышление (на подсознательном уровне) со всевозможными оценками, ассоциациями, эмоциональными компонентами и так далее. И это понятно, так как человеческое мышление, а тем более умственная борьба, никогда не бывает изолированным от других проявлений психики, прежде всего от эмоций и чувств. Игра в шахматы представляет собой вид деятельности, в которой на равных используется как дивергентное, так и конвергентное мышление.

И, в-третьих, являясь моделью интеллектуальной деятельности, задания на шахматном материале могут служить надежным тестовым материалом для обнаружения и коррекции различных нарушений в интеллектуальной и эмоционально волевой сферах личности.

Игра в шахматы решает сразу несколько задач [4, с.56]:

1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Задача преподавателя научить ребенка, как самостоятельной игре, так и игре с другими детьми. Это будет иметь большое значение для ребенка с ОВЗ, для его адаптации в коллективе сверстников. Нельзя учить детей правильным взаимоотношением, как обучают навыкам письма и счета, эти взаимоотношения формируются в игровой деятельности [3, с.45; 4, с.26].

Направляя игру, педагог учит ребенка элементарным нравственным нормам поведения, помогает войти в коллектив. Первой задачей является приучить ребенка не мешать другим. Шахматы требуют соблюдения дисциплины. Надо стремиться к тому, чтобы взаимопонимание, взаимопомощь стали привычными формами поведения ребенка. Именно в игре дети получают первый опыт общения друг с другом, у них развиваются общественные формы поведения.

Важно развивать также у детей и творческое отношение к игре. Творческая игра имеет в своей основе условное преобразование окружающего. Основная задача руководства игрой состоит в том, чтобы содействовать устойчивости замысла, развитию его по определенному плану. Необходимо следить за тем, чтобы игра не представляла простого механического действия. Для этого в ходе партии задаются наводящие вопросы. Для чего сделан тот или иной ход, как может противник ответить на него и т.д [1, с.14].

Необходимость творческого начала в ознакомлении с окружающим миром и природой для умственного и личностного развития ребенка неоднократно подчеркивал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он говорил, что образное видение мира и стремление передать чувство красоты словом – это душа и сердце детского мышления. Чтобы ребенок стал умелым, сообразительным, надо в раннем детстве дать ему счастье художественного видения мира [4, с.25].

Процессы мышления у ребенка с ЗПР, как и у здорового ребенка, должны протекать на основе живых, образных представлений. Очень важно, чтобы ребенок, наблюдая окружающий мир, учился усваивать причины и следствия явлений, сравнивать качества и признаки вещей. Живое созерцание окружающего является важным средством для умственного воспитания, для развития мышления и внимания. Ребенку с ЗПР для активного внимания часто не хватает нервной энергии. Надо помнить, что главный источник ее пополнения – это живое восприятие, наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира [2, с.9].

Таким образом, игра в шахматы является наиболее эффективных средством формирования познавательной деятельности детей с ОВЗ и обеспечивая создания всех необходимых условий.

Список литературы:

  1. Герасимова, С. В. Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец.педагогика/ С.В. Герасимова. -М., 2001. – 35 с.

  2. Ипполитова, М.В. Организация и содержание индивидуальных специальных занятий по коррекции нарушенных функции в специальных школах-интернатах для детей с церебральном параличом. Лаборатория обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. - М.: Педагогика, 1991. - 28 с.

  3. Некрасова, О.А. Подготовка педагогических кадров дошкольного образования к работе с «особыми» детьми в рамках реализации инклюзивного образования//Научная дискуссия: инновации в современном мире. 2016. № 2-2. С. 43-46.

  4. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д Феникс, 2007. – 221 с.

  5. Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Особенности познавательной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 47.

Просмотров работы: 747