ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ (КСО) КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ (КСО) КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Юсупова М.А. 1, Некрасова О.А. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изменения, происходящие в обществе, требуют изменений и в сфере образования, определение иных целей образования, учитывающих как государственные, общественные, так и, личностные потребности и интересы. В 80-е годы система образования «поворачивается к человеку», делаются попытки поставить интересы личностного развития, общекультурного развития, проблемы подготовки к активной социальной и продуктивной творческой деятельности. К числу важнейших задач, поставленных современной дидактикой и методикой перед начальным образованием, относится задача формирования у школьника коммуникативных навыков.

При рассмотрении проблемы формирования коммуникативных навыков младших школьников, следует уточнить, на наш взгляд, видение таких основных понятий, как «общение», «коммуникация», «коммуникативные навыки». В трудах Ю.А. Каляевой, А.А. Кидрона, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.Р. Мунировой, Р.С. Немова, Н.В. Пилипко, Е.В. Руденского, И.И. Рыдановой, В.Д. Ширшова, «коммуникация» также определяется как синоним «общения». Некоторые авторы отождествляют понятия «общение» и «коммуникация», понимая под ними «процесс передачи и приема информации, осознанную и неосознанную связь».Однако большинство ученых, исследующих межличностные отношения, различают понятия «общение» и «коммуникация».Термин коммуникация в широком его значении рассматривается как социальное взаимодействие, как общение. В концепции универсальных учебных действий, лежащей в основе ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО)[5], коммуникация отождествляется не с простым обменом информации, т.е. рассматривается не с узких прагматических позиций, например, обмен учебной информацией, а в своем самом широком и полном значении.

Различные подходы к решению проблем формирования коммуникативных навыков, мы находим в научных трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёвой, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, А.Г. Асмолова и Н. В. Буренковой и др.

Так, по мнению А.Г. Асмолова и Н. В. Буренковой, коммуникативные навыки можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество (кооперация), коммуникация как условие интериоризации [1].

Под коммуникацией как взаимодействием подразумевается потребность в общении и способность младшего школьника устанавливать контакты, налаживать отношения со сверстниками и со взрослыми, положительное отношение к общению с людьми, ориентация на собеседника, умение его слушать и слышать.

Коммуникация как кооперация - это владение универсальными учебными действиями, согласовывающими усилия по достижению общих целей общения; действиями, организующими совместную деятельность. Необходимыми условиями такой деятельности является ориентация на партнера по деятельности.

Коммуникация как условие интериоризации ‒ это коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии (интериоризация – переход извне внутрь, осознание и усвоение полученного извне содержания речи).

Такие ученые, как Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Е.Г. Савина, определяют коммуникативные навыки, как единство личностных качеств ребенка, необходимых для организации процесса взаимодействия в конкретной социальной среде. Поэтому они проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника. По мнению Л.Я. Лозован, коммуникативные навыки представляют собой индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений [4].

Следовательно, формирование коммуникативных учебных действий у современных школьников является важной образовательной задачей уже с первых лет обучения. Оно осуществляется на любых уроках, а уроки литературного чтения благоприятствуют названному процессу, так как позволяют включать детей в активное речевое взаимодействия при работе с текстами и обсуждении различных жизненных и литературных ситуаций.

Литературное чтение закладывает фундамент формирования умений коммуникативного взаимодействия, так как в процессе анализа художественного произведения у младших школьников появляется возможность пристально вглядываться в литературных героев и друг в друга.

Учебные действия коммуникативного взаимодействия на уроках литературного чтения обеспечивают совершенствование основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Уроки литературного чтения благоприятствуют решению названных задач, так как позволяют включать детей в активное речевое взаимодействие при работе с текстами и обсуждении различных жизненных и литературных ситуаций.

Анализ методической литературы позволил выделить следующие умения коммуникативного взаимодействия, формируемые у младших школьников на уроках литературного чтения: умение формулировать собственное мнение и позицию; умение задавать вопросы; умение строить понятные для партнёра высказывания; умение строить монологическое высказывание; умение вести диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение слушать собеседника [2].

Введение комплекса специально организованных упражнений на уроках литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Огромную и эффективную ролью на формирование коммуникативных навыков у ребёнка на уроках литературного чтения является коллективный способ обучения (КСО), так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопределения, самоорганизации и самоконтроля. Это реализует важнейшую задачу образования – научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все элементы деятельности (ориентировочно- мотивационный, операционно - исполнительный, рефлексивно – оценочный) взаимосвязаны, осознаны и полностью осуществлены учеником.

Коллективное обучение является одним из важнейших фактов развития ребёнка. На практике мы наблюдаем, что взаимодействие школьников в ходе учебного процесса происходит ситуативно и редко. Учителю легче организовать обучение по схеме: учитель- ученик, нежели ученик- ученик, ученик - ученики, поскольку КСО требует дополнительных затрат при подготовке к уроку. Несмотря на все преимущества КСО, его редко используют в современной системе обучения. Во многом это связано с тем, что учителя малоинформированы о возможностях использования КСО в начальной школе при обучении младших школьников.

Технология КСО является одной из форм личностно ориентированной педагогической технологии. Именно эта технология ставит в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий его развития, реализацию его природных способностей. Технология КСО имеет различные названия: организованный диалог, коллективное взаимообучение, обучение в сотрудничестве. Эта технология разрабатывалась А.Г. Ривиным в 30-е годы нашего века, В.К.Дьяченко в 90-е, а также тремя группами американских педагогов Р.Славиным; Р.Джонсоном и Д.Джонсоном; и Э.Аронсоном.

Коллектвынм способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого [3].

КСО на уроках литературы стимулирует интерес к чтению, учебе, обеспечивает основной массе школьников высокий уровень интеллектуального развития. Преимущество этой технологии в том, что в результате повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, мобилизуются и актуализуются предшествующий опыт и знания; каждый чувствуют себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, повышается ответственность за свои успехи коллективного труда, отпадает необходимость сдерживать темп продвижения одних и понукать других учеников, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений, обсуждение информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей. Все это обеспечивает более прочное усвоение материала.

Переход на КСО не означает полного отказа от традиционных методов ведения урока, но не овладев ими в достаточной степени, не стоит даже пытаться переходить к этой технологии. Уроки в форме КСО целесообразно проводить 2-3 раза в четверть, в средних классах желательно системно.

Итак, младший школьный возраст психологически приспособлен для развития коммуникативных навыков. В целях реализации этого положения современная теория и практика учебного сотрудничества предполагает, что основная часть обучения должна строиться как групповое обучение. Это позволит создать в начальной школе реальные условия для преодоления эгоцентрической позиции, свойственной младшим школьникам. Также, используя технологию КСО на уроках литературы, формируются устойчивые положительные результаты:

- стабильность роста успеваемости и качества знаний по предмету;

- повышается качество знания текста и грамотность;

- высокие результаты на выпускных экзаменах;

- расширяется интерес к чтению книг.

Устойчивые положительные результаты можно получить при следующих условиях:

- высокое владение педтехнологией;

-знание возрастных и индивидуальных возможностей ученика;

-коллективная работа должна быть системной, т.е охватывающей все ступени обучения;

-нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий дня;

Список литературы:

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под. ред. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. ‒ М. : Просвещение, 2008. ‒151 с.

  2. Валеева Э.Р., Некрасова О.А. Значение использования витагенного опыта ребенка в образовательном процессе начальной школы /Э.Р.Валеева, О.А.Некрасова//Проблемы современного педагогического образования. – Ялта, 2015. Т. 5. № 47. С. 28.

  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

  4. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников. 2011.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ... Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.

Просмотров работы: 2341